Виды подчинительной связи
Цели урока: 1. Познакомить учащихся со способами подчинительной связи: согласование, управление, примыкание. , научить их определять названные способы на конкретных примерах . 2. Овладеть навыками работы в группах, выработать корректность к мнению товарищей.
Словосочетанием Х з.с является главное + зависимое
Словосочетанием
не
является
подлежащее
+
сказуемое
предложение
с л о в о
И
с л о в о
сочинительная связь
вспомогательный
глагол
+
инфинитив
составное глагольное
сказуемое
Не являются словосочетаниями • Грамматическая основа (Птицы улетели, лес шумит, падают листья) • Однородные члены (Веселый и звонкий, желтые и красные, от дождя и снега) • Существительные с предлогом (Благодаря погоде, в течение дня, вследствие заморозков) • Составные формы (двадцать второй, будет писать, более сладкий)
Типы подчинительной связи
3
1
2
Главное и зависимое
связаны по смыслу
Главное управляет
зависимым в падеже
Главное и зависимое
в одинаковых формах
Согласование
Примыкание
Управление
Согласование
З.С
прилагательное Х
причастие + сущест.
местоимение
числительное
Согласуются в роде, числе и падеже
З.С
зелёнАЯ Х
исчезнувшАЯ + планетА
нашА И.п.
первАЯ
(двЕ планеты)
… УЮ Х
… УЮ + планетУ
… У В.п.
… УЮ
… УХ
Управление
Х з.с
Х з.с
Глагол + существ.
существ. в косвенном падеже
Главное слово управляет зависимым в косвенном падеже
лететь + на Луну (В.п)
день + космонавтики
(Р.п.)
Примыкание
Х
Х
Глагол з.с.
наречие + наречие
прилагат дееприч
Н.ф.гл.
лететь + высоко
Х
очень + высоко
Х
слишком + высокий
Х
идти + улыбаясь
Главное и зависимое связаны по смыслу
Деление на группы
Хозяин Арктики
- Издавна «хозяином Арктики» называют белого медведя. Его длина достигает трех метров, а вес - две тысячи килограммов. Белый медведь лазает по льдам, легко ходит по снегу, хорошо чувствует себя в воде - глубоко ныряет. Белый медведь хорошо видит и на воздухе, и под водой. Он прекрасно плавает. Жизнь его настолько связана с морем, что его называют «медведь морской». Летом медведю жарко, даже при короткой пробежке у него резко поднимается температура. И дело не только в толстой теплой шубе. У белого медведя, кроме шубы, большую роль играет ее «подкладка» — подкожный жир, который греет медведя и помогает ему переносить бескормицу.
. Возможно, что белые медведи способны к долгосрочному прогнозированию погоды. Самки всегда устраивают берлоги там, где во время сильных метелей и буранов снег не будет сдуваться ветром. Полярное лето коротко. Но за это время медвежата успевают хорошо подрасти и в августе весят уже шестьдесят-восемьдесят килограммов (из берлоги вылезают десятикилограммовыми). Подросшим медвежатам берлога не нужна. Жизнь белого медведя очень суровая и довольно однообразная. Основная задача всей жизни- быть сытым. В случае бескормицы он залегает в берлогу-яму и погружается в спячку. С удивительным терпением лежит медведь во время охоты. На льду он незаметен. Только черный нос да черные глаза могут выдать его, но медведь прикрывает морду лапой. Поест, отдохнет медведь и пойдет дальше. Куда? Никто, даже он сам, не знает.
Работа в парах.
Оценочный лист по теме «Типы подчинительной связи» в 7 классе на уроке русского языка Ученика (цы)____класса___ ________________________ Маршрут урока Критерии оценивания 1. Синтаксис. Словосочетание. Правильно определить главное и зависимое слово в словосочетании Огромная планета,светит ярко,увидеть солнце 2 Виды подчинительной связи. Согласование Ученик освоил согласование- вид связи в словосочетании, может их определить 3 Управление Ученик освоил управление- вид связи в словосочетании, может их определить 4 Примыка-ние Ученик освоил примыкание- вид связи в словосочетании, может их определить
Бегать быстро,милый друг,гордиться наградой,думать о маме,красивый сад,громко петь,ранняя осень,болеть ангиной,говорить уверенно
Оценочный лист по теме «Типы подчинительной связи» в 7 классе на уроке русского языка Ученика (цы)____класса___ ________________________ Маршрут урока Критерии оценивания 1. Синтаксис. Словосочетание. Правильно определить главное и зависимое слово в словосочетании Огромная планета,светит ярко,увидеть солнце 2 Виды подчинительной связи. Согласование Ученик освоил согласование- вид связи в словосочетании, может их определить Милый друг,красивый сад,ранняя осень. 3 Управление Ученик освоил управление- вид связи в словосочетании, может их определить Гордиться наградой,думать о маме,болеть ангиной. 4 Примыка-ние Ученик освоил примыкание- вид связи в словосочетании, может их определить Бегать быстро,громко петь,говорить уверенно. Бегать быстро,милый друг,гордиться наградой,думать о маме,красивый сад,громко петь,ранняя осень,болеть ангиной,говорить уверенно . 22-19 «5» 18-15 «4» 14-11 «3»