СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы повышения мотивации к изучению иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы повышения мотивации при изучении иностранного языка на сегоднешний день очень актуально. В статье приведены некоторые современные приёмы для повышение мотивации учащихся в процессе овладения языковыми навыками на моих занятиях.

Просмотр содержимого документа
«Способы повышения мотивации к изучению иностранного языка»

Способы повышения мотивации к изучению английского языка

В последнее время владение иностранным языком стало одним из основных критериев подготовки современного квалифицированного специалиста, независимо от его профессиональной ориентации. Это помогает ему общаться на иностранном языке, решая бытовые вопросы, а так же обеспечивает ему конкурентное преимущество при трудоустройстве и адаптацию к динамично развивающимся условиям профессиональной деятельности. Однако ключевым элементом в овладении иностранным языком является непосредственно мотивация к его эффективному изучению.

Изучение проблемы повышения мотивации при изучении иностранного языка на сегодняшний день очень актуально. Многие специалисты отмечают постепенный спад мотивации в процессе овладения иностранным языком в отличие от начального этапа его освоения. Конечно, это вызвано тем, что при изучении языка, обучающиеся сталкиваются со многими особенностями языка и трудностями, что в свою очередь снижает их интерес к дисциплине, ослабляет волю, снижает познавательную активность и приводит к понижению успеваемости в дальнейшем.

Учитывая такие изменения уровня мотивации, цель данной статьи – продемонстрировать применение различных образовательных технологий для её повышении в процессе изучения английского языка.

Несомненно, цели, поставленные перед дисциплиной "иностранный язык", должен решать методически грамотный педагог, владеющий не только современными образовательными технологиями при обучении иностранному языку, но и обладающий психолого-педагогической компетентностью. Успешное начало обучения иностранному языку способствует созданию высокой мотивации к изучению иностранных языков. Успех обучения и отношение учащихся к изучаемой дисциплине во многом зависят от того, насколько интересно и творчески педагог подходит к проведению учебного процесса.

Под мотивом, побуждающим обучаться, подразумевается не один, а ряд мотивов различного свойства, которые делятся на следующие группы:

• учебно-познавательные (стремление к образованности, познавательная потребность, любознательность, и др.);

• непосредственно-побуждающие (новизна, занимательность, яркость и др.);

• перспективно-побуждающие (чувство долга, ответственность и др.).

Многократные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у обучающихся, необходимо проводить целенаправленную работу. Учебно-познавательные мотивы, которые занимают особое место среди представленных групп, формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности.

Следует упомянуть распространенные формы работы для стимулирования познавательной активности обучающихся и формирования мотивации обучения:

• личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;

• внеклассные мероприятия;

• творческие работы учащихся;

• дидактические игры и упражнения;

• проведение олимпиад;

• использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д.);

В своей деятельности использую разнообразные приемы для достижения поставленной цели, а именно повышения мотивации в совершенствование коммуникативных навыков учащихся: игровые, коммуникативные, интерактивные и другие.

Большая роль в поддержании и сохранении интереса к изучению английского языка и развитию познавательной деятельности принадлежит нестандартным формам урока: перевёрнутый класс, квест, дебаты, а также такому интерактивному методу обучения как игра.

Нестандартный урок включает самые разнообразные, эмоционально-яркие, нетрадиционные методы и приёмы обучения, которые не просто повышают мотивацию обучения, но и помогают развитию тех или иных способностей: развивая навыки устной и письменной речи, сообщать информацию о событиях и фактах, знакомиться с традициями, обычаями и культурным наследием стран изучаемого языка.

Для усвоения страноведческого материала лучше всего использовать видеоуроки (Youtube, ESLVideo, Cake и др.) При отборе содержания необходимо выбирать эмоционально насыщенный и запоминающийся учебный материал. В материал уроков следует включать четкие, конкретные образы. Если обучающиеся не видят картин общественной жизни, культур, людей, то усваивают лишь словесные формулировки, которые лишены жизненного содержания, следовательно, быстро забываются.

Важность игры в процессе обучения английскому языку отмечают многие известные отечественные и зарубежные преподаватели. По многим наблюдениям языковая игра является мощным стимулом к изучению лексики, способная активизировать все мыслительные процессы и реализовать творческий потенциал, как учащегося, так и преподавателя. Игра помогает вовлечь в учебный процесс даже слабого обучающегося, поскольку помогает применить не только знания, но и проявить находчивость и сообразительность. Информационно-коммуникационные технологии являются незаменимыми помощниками для изучения и освоения учебного материала посредством игры.

Компьютерные игры и различные Интернет-сайты уже стоят на шаг впереди кинематографа или телевидения. Это объясняется, в первую очередь, интерактивностью, которую предоставляют нам все компьютерные сервисы. А это, в свою очередь помогает нам следовать современным формам обучения, в которых на первом месте стоит активное самостоятельное участие самого обучающегося в образовательном процессе. Но даже при таком применении Интернета обучение иностранному языку меняется: пользователь Интернета получает доступ к актуальной и аутентичной информации, что в свою очередь помогает ему сохранять интерес к изучаемому языку.

Такая форма обучения как Квест, также способствует развитию воображения, установлению эмоциональных контактов между учащимися, снимает психологическое напряжение, позволяет испытать чувство взаимопонимания и собственной успешности. В переводе с английского квест (quest) продолжительный целенаправленный поиск, связанный с приключениями или игрой, поэтому данный вид деятельности предполагает нахождение различных подсказок и их использование для достижения цели.

Квестовые задания могут выполняться индивидуально, однако групповая работа является более предпочтительной, поскольку совместная деятельность учающихся позволяет, как получать новые знания, так и развивать свои коммуникативные умения: выслушивать мнение оппонента, анализировать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Мною разработанно несколько квестов, которые я успешно реализую на своих занятиях в течении учебного года. Каждый квест, как правило, посвещён определенной теме курса, имеет свою уникальную структуру, способствует определенных целей и решению различных дидактических задач.

Актуальность применения квестов в преподавании иностранных языков, обусловлена тем, что оно развивает критическое мышление, умение сравнивать, анализировать, классифицировать информацию. У студентов повышается мотивация, поскольку они воспринимают задание как нечто «реальное» и «полезное», и это способствует повышению эффективности их познавательного процесса.

Учитывая устойчивый интерес и мотивацию студентов в изучении иностранного языка по средствам компьютерных технологий, на своих занятиях английского языка со студентами ОГБПОУ «ТПТ» я активно пользуюсь различными интерактивными платформами для совершенствования всех видов речевой деятельности Learning Apps, Quillionz для закрепления базовой и профессионально-ориентированной лексики по рабочим программам разных специальностей. С помощью сайтов Dream reader, ISL collective, British Council студенты читают и прослушивают тексты, а также отвечают на вопросы по тексту, имея возможность воспринимать новую лексику визуально и аудиально.

Для достижения устойчивого результата в овладении языковыми навыками, в образовательном процессе необходимо применять современные формы обучения, что позволит, на мой взгляд, вернуть утраченный интерес студентов к изучению иностранного языка. Важность их применения продиктована, прежде всего, педагогическими потребностями в повышении эффективности развивающего обучения, в частности, потребностью формирования у студентов навыков самостоятельной учебной деятельности, развития исследовательских и творческих компетенций.

Интерактивные виды обучения позволяют сформировать благоприятный микроклимат в учебном коллективе. Эти формы обучения создают высокую мотивацию, которая позволяет обеспечить прочность полученных знаний, проявить фантазию, творчество и коммуникабельность, активную жизненную позицию.

Таким образом, следует сделать заключение, что для формирования устойчивой мотивации обучающихся к изучению иностранного языка, преподавателям следует применять целостный и комплексный подходы при выборе техник, методов и средств обучения.



Список литературы

  1. Алексеева,Л.Е. Методика обучения профессионально ориентированному иностранному языку. Курс лекций : метод. пособие / Л. Е. Алексеева. – СПб. : СПбГУ, 2007. – 136 с

  2. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка / М. Ф. Стронин. – М.: Просвещение, 1984. – 95 с.

  3. Калугина, Ю.В., Мустафина А.Р., Салимгареева Н.И. Интерактивные формы обучения как средство реализации компетентностного подхода на занятиях по иностранному языку в вузе [Текст] / Ю.В. Калугина, А.Р. Мустафина, Н.И. Салимгареева // Актуальные проблемы преподавания социально-гуманитарных, естественно-научных и технических дисциплин в условиях модернизации высшей школы: материалы Международной научно-методической конференции (4–5 апреля 2014 г.) / отв. ред. Ф.Н. Зиатдинова. –Уфа: БашкирскийГАУ, 2014. –С. 156-160.

  4. Назарова Н. Б., Мохова О. Л. Новые информационные технологии в обучении иностранным языкам // Современные проблемы науки и образования. 2016

  5. https://edmarket.ru/blog/adm-8-online-services

  6. http://window.edu.ru/resource/132/19132/files/metod519.pdf