СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы работы с проблемными семьями

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему "Способы работы с проблемными семьями". Затрагивается тема патронажа, общая характеристика объекта социального и педагогического сопровождения. Может быть полезна психологам, социальным педагогам, Завучам по ВР, педагогам осуществляющим работу наставника в отношении детей "Группы риска".

Просмотр содержимого документа
«Способы работы с проблемными семьями»

Способы работы с проблемными семьями Подготовил: педагог-психолог Калиновской СОШ Амайзер Е.И.

Способы работы с проблемными семьями

Подготовил: педагог-психолог Калиновской СОШ

Амайзер Е.И.

Проблемы семьи Бедность в знаниях о воспитании и педагогическая запущенность родителей; Жестокое обращение с детьми; Проблемы с алкоголем и наркотическими веществами; Семья в состоянии развода или после развода; Неполная семья; Отчуждённость родителей из-за занятости; Опекунская семья.

Проблемы семьи

  • Бедность в знаниях о воспитании и педагогическая запущенность родителей;
  • Жестокое обращение с детьми;
  • Проблемы с алкоголем и наркотическими веществами;
  • Семья в состоянии развода или после развода;
  • Неполная семья;
  • Отчуждённость родителей из-за занятости;
  • Опекунская семья.
Проблемы семьи Конфликт В теории конфликта самым лучшим способом его разрешения считается компромисс . Семейная терапия включает в себя нахождение компромисса между супругами, между родителями и детьми, а также коррекцию поведения и обучение навыкам неконфликтного общения. Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и интервью , групповой психотерапии и игровой терапии . Причины конфликтов могут быть разными, поэтому в первую очередь необходимо самым тщательным образом изучить проблемы, существующие в конкретной семье, ознакомиться с особенностями личностей супругов, их семейными и брачными установками.

Проблемы семьи

Конфликт

В теории конфликта самым лучшим способом его разрешения считается компромисс . Семейная терапия включает в себя нахождение компромисса между супругами, между родителями и детьми, а также коррекцию поведения и обучение навыкам неконфликтного общения.

Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и интервью , групповой психотерапии и игровой терапии .

Причины конфликтов могут быть разными, поэтому в первую очередь необходимо самым тщательным образом изучить проблемы, существующие в конкретной семье, ознакомиться с особенностями личностей супругов, их семейными и брачными установками.

Проблемы семьи Кризисная ситуация Расхождения в семейно-брачных установках могут довольно долго оставаться невыявленными, а в трудные моменты семейной жизни или под влиянием внешних проблем может обнаружиться, что супруги придерживаются разных взглядов на семью, имеют несовпадающие представления о воспитании детей, решении финансовых и других проблем. Главный метод помощи неблагополучным семьям – сопровождение .

Проблемы семьи

Кризисная ситуация

Расхождения в семейно-брачных установках могут довольно долго оставаться невыявленными, а в трудные моменты семейной жизни или под влиянием внешних проблем может обнаружиться, что супруги придерживаются разных взглядов на семью, имеют несовпадающие представления о воспитании детей, решении финансовых и других проблем.

Главный метод помощи неблагополучным семьям – сопровождение .

Помощь Сущностной характеристикой сопровождения в психологическом плане является создание условий для перехода личности к самопомощи . Условно можно сказать, что в процессе комплексного сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую и достаточную ( но ни в коем случае не избыточную ) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими трудностями» .

Помощь

Сущностной характеристикой сопровождения в психологическом плане является создание условий для перехода личности к самопомощи . Условно можно сказать, что в процессе комплексного сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую и достаточную ( но ни в коем случае не избыточную ) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими трудностями» .

Помощь Методический анализ позволяет утверждать, что на сегодняшний день сопровождение — это особая и приоритетная форма осуществления социальной, психологической, педагогической помощи — патронажа . В отличие от коррекции, оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на его (ее) собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для саморазвития .

Помощь

Методический анализ позволяет утверждать, что на сегодняшний день сопровождение — это особая и приоритетная форма осуществления социальной, психологической, педагогической помощипатронажа . В отличие от коррекции, оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на его (ее) собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для саморазвития .

Помощь !!!  Ещё одной важной особенностью сопровождения является принцип активности самого субъекта . Таким образом ответственность за принятие того или иного решения всегда лежит на самих родителях , а не на специалистах  !!!

Помощь

!!! Ещё одной важной особенностью сопровождения является принцип активности самого субъекта . Таким образом ответственность за принятие того или иного решения всегда лежит на самих родителях , а не на специалистах !!!

Алгоритм работы с неблагополучной семьей 1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей); 2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи; 3-й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни;

Алгоритм работы с неблагополучной семьей

1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);

2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи;

3-й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни;

Алгоритм работы с неблагополучной семьей 4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов; 5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций; 6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи; 7-й этап: составление карты семьи.

Алгоритм работы с неблагополучной семьей

4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов;

5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций;

6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи;

7-й этап: составление карты семьи.

Алгоритм работы с неблагополучной семьей 8-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения. Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т. д.); 9-й этап: составление программы работы с неблагополучной семьей; 10-й этап: текущие и контрольные посещения семьи; 11-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

Алгоритм работы с неблагополучной семьей

8-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения. Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т. д.);

9-й этап: составление программы работы с неблагополучной семьей;

10-й этап: текущие и контрольные посещения семьи;

11-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

Работа специалиста Рекомендуемые методы работы с семьёй: наблюдение, опросные методики, самодиагностика (диагностика типового семейного состояния, самодиагностика родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин), беседы, анкетирование, тестирование, проективные методики («Дом, дерево, человек», «Рисунок семьи» , изучение продуктов детской деятельности).

Работа специалиста

Рекомендуемые методы работы с семьёй: наблюдение, опросные методики, самодиагностика (диагностика типового семейного состояния, самодиагностика родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин), беседы, анкетирование, тестирование, проективные методики («Дом, дерево, человек», «Рисунок семьи» , изучение продуктов детской деятельности).

Работа специалиста Кроме этого, изучению семьи способствует ее посещение: здесь важны беседа с родителями и детьми, наблюдение за их взаимоотношениями во время встреч. Уделять внимание нужно всем категориям семей. Это будет являться профилактикой, предупреждая переход благополучной семьи в неблагополучную. Каждую семью необходимо посещать не реже одного раза в год. Но особое внимание необходимо уделять неблагополучным семьям.

Работа специалиста

Кроме этого, изучению семьи способствует ее посещение: здесь важны беседа с родителями и детьми, наблюдение за их взаимоотношениями во время встреч. Уделять внимание нужно всем категориям семей. Это будет являться профилактикой, предупреждая переход благополучной семьи в неблагополучную. Каждую семью необходимо посещать не реже одного раза в год. Но особое внимание необходимо уделять неблагополучным семьям.

Работа специалиста Эффективность работы с родителями во многом зависит и от психологического настроя, который возникает в процессе повседневных контактов между педагогами и родителями. Этот настрой определяется индивидуальным подходом воспитателей к самим родителям, тем, как они учитывают особенности личности родителей и затруднения семейного воспитания.

Работа специалиста

Эффективность работы с родителями во многом зависит и от психологического настроя, который возникает в процессе повседневных контактов между педагогами и родителями. Этот настрой определяется индивидуальным подходом воспитателей к самим родителям, тем, как они учитывают особенности личности родителей и затруднения семейного воспитания.

Спасибо за внимание Использованная литература: Белорусова Любовь Васильевна « СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ» [http://novainfo.ru/article/6577] «Википедия. Свободная энциклопедия» - «Конфликт» [https://ru.wikipedia.org/wiki/Конфликт] «Методы исследования психологических свойств и состояний личности» [http://testoteka.narod.ru/lichn/0.html]

Спасибо за внимание

Использованная литература:

  • Белорусова Любовь Васильевна « СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ» [http://novainfo.ru/article/6577]
  • «Википедия. Свободная энциклопедия» - «Конфликт» [https://ru.wikipedia.org/wiki/Конфликт]
  • «Методы исследования психологических свойств и состояний личности» [http://testoteka.narod.ru/lichn/0.html]