Способы работы с проблемными семьями
Подготовил: педагог-психолог Калиновской СОШ
Амайзер Е.И.
Проблемы семьи
- Бедность в знаниях о воспитании и педагогическая запущенность родителей;
- Жестокое обращение с детьми;
- Проблемы с алкоголем и наркотическими веществами;
- Семья в состоянии развода или после развода;
- Неполная семья;
- Отчуждённость родителей из-за занятости;
- Опекунская семья.
Проблемы семьи
Конфликт
В теории конфликта самым лучшим способом его разрешения считается компромисс . Семейная терапия включает в себя нахождение компромисса между супругами, между родителями и детьми, а также коррекцию поведения и обучение навыкам неконфликтного общения.
Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и интервью , групповой психотерапии и игровой терапии .
Причины конфликтов могут быть разными, поэтому в первую очередь необходимо самым тщательным образом изучить проблемы, существующие в конкретной семье, ознакомиться с особенностями личностей супругов, их семейными и брачными установками.
Проблемы семьи
Кризисная ситуация
Расхождения в семейно-брачных установках могут довольно долго оставаться невыявленными, а в трудные моменты семейной жизни или под влиянием внешних проблем может обнаружиться, что супруги придерживаются разных взглядов на семью, имеют несовпадающие представления о воспитании детей, решении финансовых и других проблем.
Главный метод помощи неблагополучным семьям – сопровождение .
Помощь
Сущностной характеристикой сопровождения в психологическом плане является создание условий для перехода личности к самопомощи . Условно можно сказать, что в процессе комплексного сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую и достаточную ( но ни в коем случае не избыточную ) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими трудностями» .
Помощь
Методический анализ позволяет утверждать, что на сегодняшний день сопровождение — это особая и приоритетная форма осуществления социальной, психологической, педагогической помощи — патронажа . В отличие от коррекции, оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на его (ее) собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для саморазвития .
Помощь
!!! Ещё одной важной особенностью сопровождения является принцип активности самого субъекта . Таким образом ответственность за принятие того или иного решения всегда лежит на самих родителях , а не на специалистах !!!
Алгоритм работы с неблагополучной семьей
1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);
2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи;
3-й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни;
Алгоритм работы с неблагополучной семьей
4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов;
5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций;
6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи;
7-й этап: составление карты семьи.
Алгоритм работы с неблагополучной семьей
8-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения. Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т. д.);
9-й этап: составление программы работы с неблагополучной семьей;
10-й этап: текущие и контрольные посещения семьи;
11-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
Работа специалиста
Рекомендуемые методы работы с семьёй: наблюдение, опросные методики, самодиагностика (диагностика типового семейного состояния, самодиагностика родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин), беседы, анкетирование, тестирование, проективные методики («Дом, дерево, человек», «Рисунок семьи» , изучение продуктов детской деятельности).
Работа специалиста
Кроме этого, изучению семьи способствует ее посещение: здесь важны беседа с родителями и детьми, наблюдение за их взаимоотношениями во время встреч. Уделять внимание нужно всем категориям семей. Это будет являться профилактикой, предупреждая переход благополучной семьи в неблагополучную. Каждую семью необходимо посещать не реже одного раза в год. Но особое внимание необходимо уделять неблагополучным семьям.
Работа специалиста
Эффективность работы с родителями во многом зависит и от психологического настроя, который возникает в процессе повседневных контактов между педагогами и родителями. Этот настрой определяется индивидуальным подходом воспитателей к самим родителям, тем, как они учитывают особенности личности родителей и затруднения семейного воспитания.
Спасибо за внимание
Использованная литература:
- Белорусова Любовь Васильевна « СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ» [http://novainfo.ru/article/6577]
- «Википедия. Свободная энциклопедия» - «Конфликт» [https://ru.wikipedia.org/wiki/Конфликт]
- «Методы исследования психологических свойств и состояний личности» [http://testoteka.narod.ru/lichn/0.html]