Мотива- ционно-устано- вочный | Сообщение темы и целей урока, создание настроя на продуктивную работу. Слово учителя: «Ребята, сегодня у нас с вами урок наблюдений, размышлений и творческих находок. Тема его звучит весьма обычно, но она позволит вам не только вспомнить способы словообразования, развить наблюдательность и умение анализировать состав и способ образования имен существительных, но и даст вам возможность почувствовать себя творцами нового, поможет понять, какой могучий инструмент – слово, и как важно им умело пользоваться. | Записывают число, тему урока. |   | |
Познава- тельно-операци- онный этап Физкульт-минутка | Орфографическое чтение – учитель читает текст два раза. Учитель диктует текст, произнося все слова в соответствии с орфоэпическими нормами. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемного вопроса: Важно ли для грамотного письма понимание, из чего состоит слово и как оно образовалось? Как называется анализ слова с точки зрения его образования? Какие способы словообразования вам известны? Как оформляется слообразователь-ный разбор на письме? Предлагает выполнить слово-образовательный разбор слов, выделенных в записанном и проверенном ранее тексте. Слова какой части речи мы сейчас разбирали? Есть ли другие, не указанные в данных уравнениях, способы образования имен существительных? Какой вывод мы можем сделать о способах образования имен существительных? Придумывали ли вы когда-нибудь новые слова, когда были маленькими? Дети очень тонко чувствуют значение суф-фиксов, приставок и пользуются ими как пазлами. Эту детскую особен-ность описал в своей знаменитой книге «От двух до пяти» Корней Иванович Чуковский. «Папа, смотри, какие вагонята хорошие». У вас двор убирает дворник, а у нас – дворняжка. Можно ли сказать, что суффиксы привносят определенное лексическое значение во вновь образованные слова? А могут ли суффиксы портить отношения или, наоборот, помогать строить? -Почему ты называешь верёвку – верёва? - А тебе приятно будет, если тебя Киркой будут называть? Обратитесь друг к другу по имени, но добавьте к имени уменьшительно-ласкательные суффиксы. Составьте и запи-шите предложения с этими обра-щениями. Учитель показывает движения, Какой способ сло-вообразования ис-пользовала Маша? Какая орфограмма связана с напи-санием слов, образованных пу-тем сложения основ? Попробуйте создать Машин зоопарк, глядя на фотографии реальных и вымышленных зверей. | Орфографиче- ское чтение Во время первого чтения слушают, во время второго – проговаривают за учителем. Учащиеся пишут диктант. Выполняют самопроверку (без слайда-образца), затем выполняют взаимопроверку, ориентируясь на слайд-образец. Отвечают на проблемный вопрос, приводят примеры в качестве подтверждения своей точки зрения. Отвечают на вопрос, считывают и анализируют информацию со слайдов. Выполняют разбор, работа на доске. Решают лингвистичес-кие уравнения, подбирают и записывают примеры, иллюстрирующие эти уравнения. Составляют и записывают недостающие уравнения образования сложных су-ществительных. Объясняют, каким способом и используя какие аналогии, дети образовали эти слова. Составляют и записывают предложения, где в роли обращений выступают сло-ва с уменьши-тельно-ласка-тельными суф-фиксами. Дети повторяют движения за учителем. Отвечают на вопросы учителя. Объединившись в группы по три-четыре человека, придумывают и записывают названия животных. |      | Важно!!! Слова читаются не в соответ- ствии с ор- фоэпичес-кими нор-мами, а четко про-говарива-ются. |