СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы словообразования имен существительных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения и систематизации знаний и совершенствования умений и навыков  (для учащихся Урок наблюдений, размышлений и творческих находок)

 Помогает углубить знания о способах образования имен существительных, развивать умения определения способов словообразования и самостоятельного образования существительных с учетом значения суффиксов и префиксов через речевую и образную мыслительную деятельность.

 

Просмотр содержимого документа
«Способы словообразования имен существительных»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема. СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Класс. 6

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и совершенствования умений и навыков (для учащихся Урок наблюдений, размышлений и творческих находок)

Цели. 1. Углубить знания о способах образования имен существительных.

  1. Развивать умения определения способов словообразования и самостоятельного образования существительных с учетом значения суффиксов и префиксов через речевую и образную мыслительную деятельность.

Способствовать активному формированию коммуникативных умений, обогащая и активизируя словарный запас школьников.

  1. Воспитывать интерес к слову, русскому языку.

Методы и приёмы: орфографическое чтение, диктант, самопроверка, взаимопроверка, анализ языкового явления, лингвистические уравнения, объяснительно-иллюстративный, языковой разбор.

Оборудование: презентация, учебник «Русский язык.Учеб.для 6 кл. общеобразоват.учеб. заведений с рус.яз.обучения/ Е.И.Быкова, Л.В. Давидюк, В.И. Стативка. – К.: Педпресса, 2006».

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Презентационное сопровождение

Примеча-

ния

Мотива-

ционно-устано-

вочный

Сообщение темы и целей урока, создание настроя на продуктивную работу.


Слово учителя: «Ребята, сегодня у нас с вами урок наблюдений, размышлений и творческих находок. Тема его звучит весьма обычно, но она позволит вам не только вспомнить способы словообразования, развить наблюдательность и умение анализировать состав и способ образования имен существительных, но и даст вам возможность почувствовать себя творцами нового, поможет понять, какой могучий инструмент – слово, и как важно им умело пользоваться.






Записывают число, тему урока.


Познава-

тельно-операци-

онный этап




































































































































Физкульт-минутка



































Орфографическое чтение – учитель читает текст два раза.






Учитель диктует текст, произнося все слова в соответствии с орфоэпическими нормами.










Актуализация опорных знаний.

Постановка проблемного вопроса: Важно ли для грамотного письма понимание, из чего состоит слово и как оно образовалось?


Как называется анализ слова с точки зрения его образования?



Какие способы словообразования вам известны? Как оформляется слообразователь-ный разбор на письме?

Предлагает выполнить слово-образовательный разбор слов, выделенных в записанном и проверенном ранее тексте.

Слова какой части речи мы сейчас разбирали?

Есть ли другие, не указанные в данных уравнениях, способы образования имен существительных?







Какой вывод мы можем сделать о способах образования имен существительных?


Придумывали ли вы когда-нибудь новые слова, когда были маленькими?

Дети очень тонко чувствуют значение суф-фиксов, приставок и пользуются ими как пазлами. Эту детскую особен-ность описал в своей знаменитой книге «От двух до пяти» Корней Иванович Чуковский.

«Папа, смотри, какие вагонята хорошие».

У вас двор убирает дворник, а у нас – дворняжка.

Можно ли сказать, что суффиксы привносят определенное лексическое значение во вновь образованные слова?

А могут ли суффиксы портить отношения или, наоборот, помогать строить? -Почему ты называешь верёвку – верёва?

- А тебе приятно будет, если тебя Киркой будут называть?

Обратитесь друг к другу по имени, но добавьте к имени уменьшительно-ласкательные суффиксы. Составьте и запи-шите предложения с этими обра-щениями.







Учитель показывает движения,





Какой способ сло-вообразования ис-пользовала Маша? Какая орфограмма связана с напи-санием слов, образованных пу-тем сложения основ?

Попробуйте создать Машин зоопарк, глядя на фотографии реальных и вымышленных зверей.




Орфографиче-

ское чтение

Во время первого чтения слушают, во время второго – проговаривают за учителем.


Учащиеся пишут диктант.





Выполняют самопроверку (без слайда-образца), затем выполняют взаимопроверку, ориентируясь на слайд-образец.




Отвечают на проблемный вопрос, приводят примеры в качестве подтверждения своей точки зрения.

Отвечают на вопрос, считывают и анализируют информацию со слайдов.








Выполняют разбор, работа на доске.






Решают лингвистичес-кие уравнения, подбирают и записывают примеры, иллюстрирующие эти уравнения.

Составляют и записывают недостающие уравнения образования сложных су-ществительных.
























Объясняют, каким способом и используя какие аналогии, дети образовали эти слова.


























Составляют и записывают предложения, где в роли обращений выступают сло-ва с уменьши-тельно-ласка-тельными суф-фиксами.

Дети повторяют движения за учителем.





Отвечают на вопросы учителя.







Объединившись в группы по три-четыре человека, придумывают и записывают названия животных.






Важно!!!

Слова читаются не в соответ- ствии с ор-

фоэпичес-кими нор-мами, а четко про-говарива-ются.


























































































В случае необходимости можно обратиться к учебнику (стр. 84, 85)










Во время решения второго уравнения можно предложить назвать суффиксы, характер-ные для имен су-ществи-тельных





































































Начиная с 30-й секунды учитель предлагает прислуша-ться к сло-вам песни.

Контрольно-корректировочный этап

А теперь проведем конкурс-отбор на лучшие названия животных из Машиного зоопарка

Зачитывают полученные слова, лучшие варианты записывают, выполняют словообразова-тельный разбор.




Заверша-ющий этап


Учитель информирует о двух вариантах домашнего задания.



Вспомните наш урок и закончите фразы:

Я знаю, что…

Я знаю, как…

Я знаю, зачем…



Записывают домашнее задание





Рефлексия




1