СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы толкования слов.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способы толкования слов. Урок русского языка в 5 классе. Авторы учебника:Шмелёв А.Д., Флоренская Э.А., Савчук О.Л., Шмелёва Е.Я.

Просмотр содержимого документа
«Способы толкования слов.»


Тема: Способы толкования слова.

Тип урока. Урок развития умений.

Цели как деятельность учеников.

М/п: свободно пользоваться словарями различных типов, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её в разных формах.

ЛР: толковать значение слова разными способами, устанавливать связи, сходство и различие между толкованиями.

ЛР: развитие умений в области культуры речи, опирающихся на такие качества, как точность, выразительность, ясность речи; предупреждение ошибок, связанных с неточным знанием значений слов.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.


Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.



II. Языковая разминка.


1. Запись предложения

Солнце спряталось за ситцевой занавескою небес, чёрно­бурою лисицею под горой улёгся лес. (Д. Кедрин)

2. Обозначить изученные орфограммы.

3. Морфемный разбор по составу слова с/прят/а/лось.

Взаимооценка или самооценка (по алгоритму) под контролем класса.










III. Письменный опрос с элементами проверки домашнего задания.


1. Письменный опрос выполняется на листочках

Закончите предложения:

1) Лексика – это … (словарный состав языка).

2) Лексическое значение слова – это … (смысл слова).

3) Грамматическое значение слова – это… (признаки слова).

4) Раздел языкознания, который изучает словарный состав языка (лексикология).


2. Ученики показывают свои материалы упр.8, стр. 232

(3–4 учащихся),

Познавательные УУД

1. Вычитывать разные виды информации (фактуальную, концептуальную).

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы.


3. Владеть средствами цифровой обработки информации (самостоятельно создавать цифровые ресурсы и свободно ими пользоваться).


IV. Введение в тему урока и формулирование учебной проблемы.


1. Актуализация изученного.

Наблюдение по учебнику.

а) упр. 9, стр. 233

проводится работа с толковым словарём.

– С каким словарём в учебнике вы будете работать?

– Как понимаете, что такое толковый словарь?

– Как называются значения, которые вы нашли в толковом словаре?

– Какую ещё информацию о слове можно найти в толковом словаре?

– Как называются признаки, которые указаны рядом со словом? (Грамматическое значение.)

– Кто же составляет толковые словари?

2. Упр. 16 – работа со статьями из толковых словарей С.И. Ожегова.

– Кто ещё составлял толковые словари?

Вклад В.И. Даля в развитие языка. (Он первый самостоятельно собирал «народные» слова, подбирал к ним пословицы, поговорки.)

3. На слайде статьи из словаря В.И. Даля

представлены слова с толкованиями значений.

На слайде записи.

Счастье – это чувство высшего удовлетворения.

Счастье – это когда тебя понимают (из кинофильма «Доживём до понедельника»).

Счастье – радость, благополучие, блаженство.

Счастье – буквально «хорошая часть, доля» (из словаря, объясняющего происхождение слова).

– Как вы думаете, одно или разные значения у слова счастье?

– Как называется такое значение слова? (Лексическое значение.)

– Какое из определений нельзя найти в словаре?

– Какую учебную проблему будем решать на уроке?

Запись темы урока:

Способы толкования слова.



4. Извлекать информацию из словаря.





5. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
















Духовно-нравственное воспитание

Воспитание чуткого, бережного обращения со словом.

Уважение к традициям и культуре русского народа, хранителям русского слова, русской речи.

6. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, рефлексивным).

7. Перерабатывать, сравнивать, систематизировать информацию, предъявлять её в разных формах.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.




V. Открытие новых знаний.


– Как бы вы назвали способ толкования, который наблюдали в упр. 9, 16? (краткое толкование слова)

Упр. 10, 11, 12 ( по вариантам)

а) Вопросы на выявление других способов толкования.

– Как можно назвать такие слова как (гневный –раздражительный; друг – недруг) - синонимы, антонимы.

в) Общий вывод о способах толкования значений слов и завершение формулировок определений.

1) Описательный – толкование (объяснение) через описание признаков с опорой на толковый словарь.

2) Подбор синонимов и антонимов – через слова с близким или противоположным значением.

3) Опора на состав слова, однокоренные слова – через значения частей слов – приставок, корней, суффиксов.



3. Искать пути решения проблемы.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.










VI. Развитие учебно­языковых и речевых умений.


1. Упр. 13 (работа в паре) – развивается умение определять лексическое значение слова разными способами

2. Упр. 15 – выявляется сущность точного и выразительного значения слова.

Ученики предлагают свои версии главной мысли приведённых отрывков. (Слово должно наиболее полно и точно передавать выражаемое им понятие.)

3. Упр. 14 – развиваются умения в области культуры речи – употреблять слова в соответствии с их значениями, предупреждается ошибка, связанная с недостаточным (неточным) знанием значения слова.

Дополнительные вопросы к упр. 14.

– Сделайте вывод, что нужно знать, чтобы избежать ошибок в речи, и что может помочь в точном и ясном выражении мысли?

– Сравните значения слов точность и ясность, опираясь на словарный материал в рамке.


Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Соблюдать в практике речевого общения нормы культуры речи.

3. Находить и исправлять речевые недочёты.

4. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.



VII. Итог урока.


Рефлексия.

– Какую новую информацию получили на уроке?

– Что было самым интересным? А что показалось трудным?

– Оцените свою работу на уроке, опираясь на алгоритм самооценки.

– Прочитайте ключевые слова урока и приведите к ним любую ассоциацию (толкование, пример, схему, иллюстрацию).

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.


VIII. Домашнее задание.



1. Б. Объясните значение слов любым способом: абориген, цивилизация, экзотика, байдарка.

2. П. Подберите фрагмент текста (3–4 предложения) в учебнике «Литература» из произведения, которое вы сейчас изучаете, объясните значение имён прилагательных любым известным вам способом.