СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы записи алгоритмов

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

полученные знания об  алгоритме с ветвлением; научить составлению блок-схем и написанию программ для полных и неполных  алгоритмов с ветвлением

Просмотр содержимого документа
«Способы записи алгоритмов»

Предмет: информатика и ИКТ.

Класс: 8 «В». 11.12.2019

Тема урока: Способы записи алгоритмов.

Цель урока: отработать полученные знания об алгоритме с ветвлением; научить составлению блок-схем и написанию программ для полных и неполных алгоритмов с ветвлением.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

  • Представление об алгоритмической конструкции.

  • Умение исполнять алгоритмы.

  • Умение составлять простые алгоритмы.

Метапредметные

  • Умение выделять алгоритмы в различных процессах.

  • Понимание ограниченности возможностей линейных алгоритмов.

Личностные

  • Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.

  • Оценивать собственный вклад в работу класса.

Программные требования:

Предметные:

  • развить алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе;

  • научить составлять простые алгоритмы с ветвлением для формального исполнителя с заданной системой команд.

Личностные:

  • повысить мотивацию интеллектуальной деятельности при работе с алгоритмами ветвления.

Познавательные:

  • уметь определять понятия, строить логическое рассуждение и делать вывод при составлении простых алгоритмов с ветвлением для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи составляя простые алгоритмы с ветвлением для формального исполнителя с заданной системой команд.

Коммуникативные:

  • уметь организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при аргументации и отстаивании своей точки зрения при работе с алгоритмом ветвления.

Регулятивные:

  • уметь самостоятельно планировать пути достижения для успешного решения заданной учебной задачи;

  • уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, способы действий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией при решении задач;

  • владеть основами самооценки.

Тип урока: урок формирования навыков и умений.

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся и отмечает в журнале отсутствующих.

2. Актуализация знаний

Опрос по теме «Алгоритмы и исполнители»

Вспомним – Что называется алгоритмом?

Алгоритм – Точное и понятное описание последовательности действий над заданными объектами, позволяющее получить конечный результат.

Назовите свойства алгоритма?

Дискретность, понятность, определенность, результативность, массовость.

Кто исполняет алгоритм?

Исполнитель – некоторый объект (человек, животное, техническое устройство), способный выполнять определенный набор команд.

Что такое команда?

Предписание исполнителю о выполнении отдельного законченного действия называется командой.

  1. Изучение нового материала.



(слайд 2)

На этом уроке мы продолжим знакомиться с алгоритмами. Мы узнаем о различных способах их записи.

Основными способами записи алгоритмов являются следующие:

  • словесные (словесное описание, построчная запись);

  • графические (блок схемы);

  • на алгоритмических языках (учебные алгоритмические языки).

(слайд 3)

Самая простая запись алгоритма - словесное описание.

Словесное описание – набор высказываний на обычном разговорном языке.



Рассмотрим задачу (1):

В качестве примера рассмотрим алгоритм Евклида, придуманный им для нахождения наиболь­шего общего делителя (НОД) двух натуральных чисел A и B.



Решение

Cоставьте таблицу из двух столбцов и назовите столбцы A и B. Запишите первое из заданных чисел в столбец A, а второе — в столбец B. Если числа не равны, за­мените большее из них на результат вычитания из большего числа меньшего. Повторяйте такие замены до тех пор, пока числа не ока­жутся равными, после чего число из столбца A считайте искомым ре­зультатом.

Достоинства словесного описания алгоритма – минимум ограничений.

Недостанки словесного описания алгоритма – возможность неоднозначности, объемности и трудности для восприятия.

(слайд 4)

Построчная запись – запись на естественном языке с соблюдением некоторых правил:

  • Каждое предписание начинается с новой строки

  • Каждая строка нумеруется в порядке возрастания

  • Исполнение алгоритма начинается с первой строки алгоритма и идет последовательно (если не встречается специальных указаний)

Рассмотрим задачу (2):

Рассмотрим алгоритм Евклида для нахождения наиболь­шего общего делителя (НОД) двух натуральных чисел A и B в построчной записи.

Решение

  1. Обозначить первое из заданных чисел A, второе обозначить B.

  2. Если A = B, то перейти к п. 8.

  3. Если A B, то перейти к п. 4, иначе перейти к п. 6.

  4. Заменить A на A - B.

  5. Перейти к п. 2.

  6. Заменить B на B - A.

  7. Перейти к п. 2.

  8. Считать A искомым результатом.

Достоинства построчной записи алгоритма – восприятие не требует дополнительных знаний.

Недостатки построчной записи алгоритма – требуют от человека большого внимания



(слайд 5)

Блок-схема – графический документ, дающий представление о порядке работы алгоритма. В нем предписания изображаются с помощью различных геометрических фигур, а последовательность действий с помощью линий соединяющих эти фигуры.

Рассмотрим блоки используемые при записи блок-схем:



№ п/п

Элемент блок-схемы

Описание

1


Блок начала и конца алгоритма

2


Блок ввода (данные) – вывода (результаты)

3


Блок обработки данных

4


Блок проверки условия.

5


Соединительные линии

6


Блок комментариев (пояснения)



(слайд 6)

Рассмотрим задачу (3):

Запишем алгоритм Евклида для нахождения наиболь­шего общего делителя (НОД) двух натуральных чисел A и B в виде блок-схемы.

Решение





Начало



Конец



A, B



НОД



A=B



AB



A←A-B



B←B-A



НОД←A



Да



Да



Нет



Нет



Ввод значений A и B



Проверка равенства A и B



Определение большего из A и B



Уменьшение большего числа на величину меньшего



Определение НОД



Вывод НОД

























Достоинства записи алгоритмов с помощью блок-схем – наглядность.

Недостатки записи алгоритмов с помощью блок-схем – блок-схемы сложных алгоритмов занимают большой размер и теряют свое основное преимущество - наглядность

(слайд 7)

Алгоритмические языки — формальные языки, предназначен­ные для записи алгоритмов.

Каждый алгоритмический язык характеризуется:

  • алфавитом — множеством используемых символов;

  • синтаксисом — правилами, по которым из символов алфа­вита образуются правильные конструкции языка;

  • семантикой — правилами, определяющими смысл и способ употребления конструкций языка.


Алфавит учебного алгоритмического языка ничем не ограничен он может быть как английским, так и русским. В него могут быть введены любые понятные всем символы: знаки арифметических операций (+, -, *, /), знаки отношений (, =), специальные знаки и другие.

(слайд 8)

Кроме алфавита, в алгоритмическом языке определяются служебные слова, которые являются неделимыми:


№ п/п

Служебное слово

Описание

1

алг

Заголовок алгоритма

2

дано

Известные данные

3

надо

Что нужно найти

4

нач

Начало алгоритма

5

кон

Конец алгоритма

6

арг

Аргумент

7

рез

Результат

8

ввод

Ввод данных

9

вывод

Вывод результатов

10

если, то, наче

Условные инструкции

(слайд 9)

Общая запись алгоритма может иметь следующий вид:


алг

арг

рез

нач

ввод

вывод

кон


(слайд 10)

Рассмотрим задачу (4):

Имеются 3 пустых сосуда объёмами 6 л , 10 л и 15 л. Сосуды можно наполнить водой из крана. Составить алгоритм переливаний, в результате исполнения которого в каком-то из сосудов окажется 1 л воды, а объём использованной воды будет как можно меньше.

Решение

алг переливания

нач наполнить сосуд емкостью 15 литров

наполнить сосуд емкостью 10 литров из сосуда емкостью 15 литров

наполнить сосуд емкостью 6 литров из сосуда емкостью 10 литров

вылить все из сосуда емкостью 6 литров в сосуд емкостью 15 литров

наполнить сосуд емкостью 6 литров из сосуда емкостью 10 литров

наполнить сосуд емкостью 10 литров из сосуда емкостью 15 литров

кон


(слайд 11)

Рассмотрим систему Комплект учебных Миров (КуМир) (ссылка http://www.niisi.ru/kumir/) в которой используется учебный алгоритмический язык. Рассмотрим работу исполнителя Чертежник.

Чертежник предназначен для построения рисунков, чертежей, графиков на бесконечном листе бумаги (координатной плоскости). Чертежник имеет перо, которое можно поднимать, опускать и перемещать. При перемещении опущенного пера за ним остается след - отрезок от старого положения до нового. Система команд исполнителя Чертежник включает следующие команды:

  • опустить перо - переводит Чертежника в режим перемещения с рисованием;

  • поднять перо - переводит Чертежника в режим перемещения без рисования;

  • сместиться в точку(x, y) - перемещает перо в точку с координатами x и y. Дробные значения записываются через точку (например 2.5);

  • сместиться на вектор(x, y) - перемещает перо на x вправо и y вверх (при отрицательных значениях x и y - влево и вниз соответственно);

  • установить цвет(S) - устанавливает цвет пера S (допустимые цвета: "черный", "белый", "красный", "желтый", "оранжевый", "зеленый", "голубой", "синий", "фиолетовый";

  • надпись (ширина, лит текст) - выводит на чертеж текст, начиная от текущей позиции пера.


Рассмотрим задачу (5):

Нарисовать квадрат со стороной 4

использовать Чертежник 

алг 

нач 

   поднять перо 

   сместиться в точку (1, 1) (переход с начала координат в точку (1, 1) 

   опустить перо 

   сместиться в точку (5, 1) (начерчена нижняя сторона)

   сместиться в точку (5, 5) (начерчена правая сторона)

   сместиться в точку (1, 5) (начерчена верхняя сторона)

   сместиться в точку (1, 1) (начерчена левая сторона)

   кон 


(слайд 12)

  1. Решение задач

За компьютерами воспользовавшись программой исполнитель Чертежник начертите открытый конверт сторонами 12 на 6 .

12

6











  1. Закрепление материала.

Какие способы записи алгоритмов вы знаете?

В чем отличие словесного описания от построчной записи алгоритмов?

Какие обозначения используются в блок-схемах?

Чем характеризуются алгоритмические языки?



(слайд 13)

Рассмотрим задачу (6): (1 учащийся у доски, остальные самостоятельно)

(задача №5, стр. 62)

Имеются четыре арбуза различной массы. Как пользуясь чашечными весами без гирь расположить арбузы по возрастанию веса? Использовать не более 5 взвешиваний. Алгоритм представьте в виде построчной записи.

Решение

  1. Обозначить арбузы номерами 1, 2, 3, 4.

  2. Сравнить первую пару арбузов 1 и 2 - больший по весу отложить вправо, меньший влево

  3. Сравнить вторую пару 3 и 4 - больший по весу отложить вправо, меньший влево

  4. Сравнить пару из левой части - больший по весу отложить влево, меньший еще левее

  5. Сравнить пару из правой части – меньший по весу отложить вправо больший еще правее

  6. Сравнить арбузы ближние к середине – больший по весу отложить вправо, меньший влево


Таким образом у нас получится ряд арбузов в порядке возрастания массы. (слева направо)



6. Подведение итогов урока.

Учитель выставляет оценки учащимся, комментируя их.

7. Домашнее задание.

(слайд 14)

§ 2.2 (стр. 57-62) Задача 6 (стр. 50)

(Учебник для 8 класса. Авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. –М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!