СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СПП с придаточными обстоятельственными

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«СПП с придаточными обстоятельственными»

Урок №1

« СПП с придаточными обстоятельственными »

( по учебнику С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова .Русский язык класс.)


Цель: 1) Дать общее представление о придаточных обстоятельственных.

2) Формировать умение различать виды придаточных по значению, вопросам и средствам связи.


3) Простые и составные союзы в СПП.



Ход урока:


1. Орфографическая зарядка с датой.


Тринадцатое декабря.

Какие интересные фонетические процессы вы видите в слове тринадцатое?

(д-[ ] выпадает, е – [ й ] обозначает 2 зв., о - [а ] ред)

\ [ э ]


.2. Опрос

1уч. Синтаксический разбор предложения у доски.


[Утром монотонный осенний дождь старательно прикрепил к сосновым иголкам капельки-серёжки],и [они долго висят на каждой иголочке, украшая их, будто бриллианты].(пов., невоскл., сложное. ССП, [- =],и [- =].

1пр. прост., двусоставное, распр., полн., не осложнено.

2пр. прост., двусоставное, распр., полн., осл. об. обст.)


2уч. Морфологический разбор слова прикрепил


Класс. Словарный диктант с подготовкой по упр. № 64(взаимопроверка в парах с доской)


3. Объяснение нового материала


- Какие виды обстоятельств встретились в предложении?

-На какие вопросы они отвечают?

-Какие виды обстоятельств вам известны?


Подобные значения имеют и придаточные обстоятельственные, о котрых мы будем говорить сегодня.


Самостоятельно рассмотрите таблицу на стр.30-31.

-Прочитайте примеры, задайте вопрос от главного предложения к придаточному.

-Какими союзами и союзными словами присоединяются придаточные

обстоятельственные?

Вопросы на понимание прочитанного:

-к каким видам придаточных вы не смогли задать вопрос?

/к придаточным сравнения и к придаточным следствия/

- к чему относятся обстоятельственные придаточные?

/ко всему главному предложению/

- какие придаточные присоединяются союзными словами?

/придат. образа действия и степени, придат. места/

-как ставятся знаки препинания при составных подчинительных союзах?



4. Закрепление материала.


Записать предложения. Расставить знаки препинания, определить вид придаточного, работая по алгоритму.


Алгоритм работы с СПП.

1. Подчеркни грамматические основы

2. Определи границы предложений

3. Задай вопрос от главного предложения к придаточному

4. Найди средства связи ( указательные слова, союзы, союзные слова)

5. Определи вид придаточного.


  1. Когда я открыл окно моя комната наполнилась запахом цветов.

  2. До глубокой осени лилась с неба вода так что нельзя было на поля ни войти, ни въехать.

  3. Пока мечтаешь о работе так и паришь орлом.

  4. Человек не может жить если не верит в завтрашнее счастье.

  5. Чтобы понимать людей нужно любить их.

  6. Сколько бы ни смотреть на море оно никогда не надоедает.

  7. Мы плывём наудачу так как темнота кажется после зарниц ещё гуще.

  8. Над берегом нависла песчаная глыба словно огромная собака тянула к реке мохнатую морду.

  9. Всюду где только лес был пореже лежали на земле белые холсты лунного света.



Первые три предложения анализируем вместе с учителем.

Затем сильные учащиеся работают самостоятельно и ,по окончании проверяют себя по таблице.

Остальные работают вместе, с комментарием «по цепочке».


Таблица для проверки


Вид придаточного

схема

1

Времени

( когда - = ), [ - = ]

2

Следствия

[ = - ], ( так что = )

3

Времени

( пока = ), [ = ]

4

Условия

[ - = ] , (если = )

5

Цели

( чтобы =), [ = ]

6

Условия

( сколько ни =), [ - = ]

7

Причины

[ = - ], ( так как - = )

8

Сравнения

[ = - ] ,( словно - = )

9

места

[всюду , ( где - = ) , = - ]




5. Домашнее задание


Стр.30-32.

1 группа - упр. 66.

2 группа – подобрать примеры предложений с разными видами обстоятельственных придаточных из стихотворений А.С. Пушкина и романа « Евгений Онегин».


Итог урока

-с какими видами придаточных предложений вы познакомились?

-как определить вид придаточого?