СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СПП с придаточными обстоятельственными места

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными места" с самоанализом. Занятие проводилось для учащихся со средними способностями. Использовалась работа с тестовыми заданиями ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«СПП с придаточными обстоятельственными места»

Тема: СПП с придаточными обстоятельственными места

Цели и задачи урока:

– Знать отличительные особенности сложноподчиненных предложений места;

– Формировать

  • умение распознавать придаточные места, отличать их от других видов придаточных предложений;

  • правильную постановку знаков препинания в указанных типах предложений;

  • умение конструировать предложения изученных видов по схемам и заданному началу;

– Употреблять придаточные предложения в устной речи;

– Повторить орфоэпический минимум, знаки препинания в предложениях.

– Воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному языку

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

Литература: учебник «Русский язык» 9 класс, С.Г.Бархударов

Ход урока:

  1. Организационный этап.

  2. Постановка цели и задач урока. Что изучали на прошлых уроках? Что будем делать сегодня на уроке? (продолжим изучение придаточных обстоятельственных)

  • Лингвистическая разминка. Расставьте ударения в словах, записанных на доске: договОр, столЯр, предположИть, красИвее, нАчал, началА, алфавИт, ржАветь, позвонИт, облегчИть

  • «Продолжи высказывание»:

- сложные предложения делятся на…

- СПП состоят из…

-на вопросы КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? Отвечают придаточные…

На вопросы КАКОЙ?...

На вопросы К.П.?...

  • Запишем предложение, определим гл и прид предложения

Время – единственная вещь, которую нельзя вернуть (прид определит)

Найдите в предложении слово (слова), в котором (ых) букв больше, чем звуков ВЕЩЬ, вернуть, нельзя), затем звуков больше, чем букв (единственная, которую). И одинаковое количество букв и звуков? (Время)

У костра отец спросил, где находится лесная избушка (прид изъяснит)

Найдите в предложении связь ? какую? Согласование. Переделываем в управление. Лесная избушка, избушка в лесу, избушка леса

Алексей пополз туда, где теперь ясно слышались звуки канонады (с прид обстоятельств места)

(Словарная работа. Канонада – частая и мощная стрельба из многих орудий.)

  1. Итак, делаем вывод, записываем в таблицу:

  • Прид места отвечают на вопросы: Где? Куда? Откуда?

  • Относятся? ко всему главному предложению

  • Место придаточного? свободное (до, после, внутри главного)

  • Чем прикрепляется к главному? Где? Куда? Откуда?


Слово учителя. Обычно определение этого вида придаточного не вызывает затруднений. Сложность вызывают тот вид придаточного, у которого средства прикрепления совпадают. Посмотрите внимательно в таблицу и проанализируйте, какие ещё придаточные прикрепляются такими же союзными словами?

Вывод: Одинаковые средства у прид определит и обстоят места

Учебник стр. 63, упр. 134 Прочитайте предложения, сделайте вывод

  1. Закрепляем. Упр.136 (задача?) Выполняем у доски.

  2. Разбор предложений. На слух построить схему предложения, определить вид придаточного, задать вопрос. (Метод пособие стр. 61)

  3. Рефлексия. Что изучали? Что нового? Что повторили? В % отношении на сколько сегодня работал на уроке? По пятибалльной системе?

  4. Упр.135, самостоятельно.

  5. Д/З упр 135 (до предл-ия 8), таблица

  6. Дополнительное задание.

Вариант 1.

1. Прочитайте предложения, расставьте в них недостающие знаки препинания и выполните задание 2.

А) Сознание того что ч…десное было рядом с вами приходит слишком поздно.
Б) Метели что ломятся в дверцы с дороги меня не собьют.
В) Я не верю что писатель может равнодушно относиться к своим героям.
Г) Там где близ поверхности есть хотя бы неб…льшое количество меди обязательно найдется и малахит.
Д) Кусты местами так часты что сост…вляли непрох…димый лес.

2. Найдите неверное утверждение.

Предложение А – СПП с придаточным изъяснительным.
Предложение Б – СПП с придаточным определительным.
Предложение В – СПП с придаточным изъяснительным.
Предложение Г – СПП с придаточным места.
Предложение Д – СПП с придаточным определительным.

…………………………………………………………………………………………

Дополнительное задание.

Вариант 2.

1. Прочитайте предложения, расставьте в них недостающие знаки препинания и выполните задание 2.

А) Я еще не решил куда поведу приехавших в гости родственников.
Б) Там где прозаик может себе позволит целую страницу поэт в иных случаях должен удовольствоваться одной строкой.
В) Некоторые из мелких сочинений А. С. Пушкина так резко ослепительны что их понимать способен каждый.
Г) В доме Фамусова куда после долгого отсутствия приезжает Чацкий многое переменилось.

2. Найдите неверное утверждение.

Предложение А – СПП с придаточным изъяснительным.
Предложение Б – СПП с придаточным места.
Предложение В – СПП с придаточным степени.
Предложение Г – СПП с придаточным места.
Предложение Д – СПП с придаточным определительным.




Самоанализ урока
«СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРИДАТОЧНЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМ МЕСТА», 9 класс

Урок по теме «Сложноподчиненное предложение с придаточным места» продолжает раздел «Сложноподчиненное предложение». На занятии по данной теме у обучающихся формировались умения: отличать сложноподчиненное предложение от других видов сложного предложения, находить главное и придаточное предложения места, расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении, строить схемы предложений, аргументировать свою точку зрения. Данные умения и навыки стали базовыми при изучении данной темы.

Образовательная цель: организация коммуникативно-направленной деятельности школьников при знакомстве с особенностями сложноподчиненных предложений места, распознавание придаточные места, отличие их от других видов придаточных предложений, навыки правильной постановки знаков препинания в указанных типах предложений, умение конструировать предложения изученных видов по схемам и заданному началу;

Воспитательная цель: способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности через работу в парах, бережное отношение к слову;

Развивающая цель: обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли;

Коммуникативная цель: формулировка собственного мнения и позиции, способность аргументировать и координировать её с позициями партнёров; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Урок по данной теме проводился в классе со средними способностями. Отличительной особенностью большинства коллектива является инициативность, стремление к самостоятельной работе, умение работать с учебной литературой, поэтому при выборе стратегии и приемов урока учитель ориентировался на учебные возможности класса.

На этапе вызова учителем ставилась следующая задача: актуализация имеющихся знаний, пробуждение личного интереса к получению новой информации, активизация деятельности учащихся. Для решения данной задачи использовалась следующая стратегия: «ЗНАЮ – ХОЧУ УЗНАТЬ – УЗНАЛ», позволяющая ученикам вспомнить и систематизировать уже полученные знания по данной теме, высказывать свою точку зрения свободно, не боясь ошибиться, активно участвовать в учебном процессе. Роль учителя на данном этапе состояла в том, чтобы стимулировать деятельность учеников, давать возможность фиксировать услышанную информацию.

На этапе осмысления ставились задачи получить новую информацию, сформировать собственную позицию по заданной теме, сформировать уверенность в ценности своих идей, с уважением выслушивать различные мнения. Для успешной реализации поставленных задач использовались стратегия «ЗНАЮ – ХОЧУ УЗНАТЬ – УЗНАЛ», прием прогнозирования, позволяющие  устанавливать причинно-следственные связи между блоками информации, работать с научным текстом (правило в учебнике), систематизировать полученный материал в виде опорных записей, активизировать внимание.
На этапе рефлексии учащиеся закрепляли полученные знания. Задача данного этапа – целостно обобщить материал. Для этого использовалась работа с тестовыми заданиями ГИА, позволяющая понять значимость изучаемого материала, заслушивались монологические ответы учащихся по теме, развивающие коммуникативные навыки учащихся. 
Цели и задачи урока достигнуты. Стратегия, использованная на уроке, ориентирована на развитие навыков вдумчивой самостоятельной работы с учебной литературой, познавательного интереса у учащихся, на умение самостоятельно ставить цели и поэтапно их достигать.


Схема самоанализа урока

Характеристика класса:

1)Групповая дифференциация;

активность класса, включенность детей в учебную деятельность средняя,

мотивация к обучению: высокая, средняя, низкая;

обучающиеся умеют работать в парах;

обучающиеся умеют работать в малых группах;

обучающиеся умеют слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;

обучающиеся умеют самооценивать себя;

обучающиеся умеют взаимооценивать друг друга

2)Уровень сформированности мыслительных операций; Мыслительные операции: обобщение, анализ,  синтез, сравнение - сформулированы, речевые высказывания осознанные и произвольные, мысли высказываются с достаточной полнотой и точностью, мнение аргументируется

3) Индивидуальное обучение. Двое обучающихся класса нуждались в индивидуальной поддержке (выполняли индивидуальные задания);

4) Одаренные и способные дети после выводов по новой теме занимались с дополнительным материалом

Тема урока: СПП с придаточными обстоятельственными места

Задачи урока:

  • Образовательные: организация коммуникативно-направленной деятельности школьников при знакомстве с особенностями сложноподчиненных предложений места, распознавание придаточные места, отличие их от других видов придаточных предложений, навыки правильной постановки знаков препинания в указанных типах предложений, умение конструировать предложения изученных видов по схемам и заданному началу;

  • Воспитательные: способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности через работу в парах, бережное отношение к слову;

  • Развивающие: обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли;

  • Коммуникативные: формулировка собственного мнения и позиции, способность аргументировать и координировать её с позициями партнёров; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Обзор урока:

Подробная характеристика всех этапов урока;

Самостоятельное выделение и формирование цели. Что изучали на прошлых уроках? Что будем делать сегодня на уроке? (продолжим изучение придаточных обстоятельственных)

    1. Введение в тему урока - сложные предложения делятся на…

- СПП состоят из…

-на вопросы КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? Отвечают придаточные…

На вопросы КАКОЙ?...

На вопросы К.П.?...

  • Запишем предложение, определим гл и прид предложения

    1. Выдвигаются гипотезы и обосновываются. Делаем вывод, записываем в таблицу:

  • Прид места отвечают на вопросы: Где? Куда? Откуда?

  • Относятся? ко всему главному предложению

  • Место придаточного? свободное (до, после, внутри главного)

  • Чем прикрепляется к главному? Где? Куда? Откуда?

  • Посмотрите внимательно в таблицу и проанализируйте, какие ещё придаточные прикрепляются такими же союзными словами?

  • Вывод: Одинаковые средства у прид определит и обстоят места

  • Работа с теоретическим материалом учебника стр. 63, упр. 134 Прочитайте предложения, сделайте вывод

  • Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи, умение сверять свои действия с целью

На слух построить схему предложения, определить вид придаточного, задать вопрос. (Метод пособие стр. 61)

Подход к подбору содержания материала для каждого этого этапа (с учетом уровня развития операций у детей);

Структура урока с учетом особенностей восприятия – соответствовала общей цели и возможностям класса,

Характер общения учителя и ученика - взаимопонимание и сотрудничество;

Использованные приемы и методы обучения, их эффективность: проблемно-поисковый, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и  поискового характера.

Характеристика уровня сложности конкретных заданий: средний

Формы работы на уроке, их эффективность: групповые и коллективные

Оборудование урока, его назначение: мультимедиапроектор

Психологические подходы на конкретных этапах урока к конкретным учащимся осуществлялись не в полном объёме;

Уровень активности, внимания и работоспособности класса и отдельных учеников на каждом этапе урока; способы их поддержки;

Характеристика индивидуальных и дифференцированных форм работы и их целевое использование на уроке – не в полном объёме

Оценка уровня знаний учащихся - средний;

Организация контроля:

Как был организован контроль:  контроль был включен в состав других действий и как самостоятельное действие;

Что ученик контролировал: только результат;

Контроль осуществлялся в начале действия/ процессе действия, /после его окончания;

Пути устранения перегрузки на уроке – перегрузок не было

Подведение итогов: цель достигнута, задачи решены

Как решены поставленные задачи: задачи частично соответствовали требованиям ФГОС;

Недостатки в организации:

Оценка деятельности учащихся: рефлексивная деятельность учащихся в результате решения учебной задачи присутствовала на уроке.

Психолого - педагогический контакт с классом: на уроке я была в роли консультанта. Моя задача - направлять и планировать деятельность учащихся. Считаю, что использование на уроке интерактивных форм деятельностных технологий способствует более успешному прохождению выпускниками итоговой аттестации. Цели урока реализованы.

Эффективность урока


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!