Тема: СПП с придаточными обстоятельственными места
Цели и задачи урока:
– Знать отличительные особенности сложноподчиненных предложений места;
– Формировать
умение распознавать придаточные места, отличать их от других видов придаточных предложений;
правильную постановку знаков препинания в указанных типах предложений;
умение конструировать предложения изученных видов по схемам и заданному началу;
– Употреблять придаточные предложения в устной речи;
– Повторить орфоэпический минимум, знаки препинания в предложениях.
– Воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному языку
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
Литература: учебник «Русский язык» 9 класс, С.Г.Бархударов
Ход урока:
Организационный этап.
Постановка цели и задач урока. Что изучали на прошлых уроках? Что будем делать сегодня на уроке? (продолжим изучение придаточных обстоятельственных)
Лингвистическая разминка. Расставьте ударения в словах, записанных на доске: договОр, столЯр, предположИть, красИвее, нАчал, началА, алфавИт, ржАветь, позвонИт, облегчИть
«Продолжи высказывание»:
- сложные предложения делятся на…
- СПП состоят из…
-на вопросы КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? Отвечают придаточные…
На вопросы КАКОЙ?...
На вопросы К.П.?...
Запишем предложение, определим гл и прид предложения
Время – единственная вещь, которую нельзя вернуть (прид определит)
Найдите в предложении слово (слова), в котором (ых) букв больше, чем звуков ВЕЩЬ, вернуть, нельзя), затем звуков больше, чем букв (единственная, которую). И одинаковое количество букв и звуков? (Время)
У костра отец спросил, где находится лесная избушка (прид изъяснит)
Найдите в предложении связь ? какую? Согласование. Переделываем в управление. Лесная избушка, избушка в лесу, избушка леса
Алексей пополз туда, где теперь ясно слышались звуки канонады (с прид обстоятельств места)
(Словарная работа. Канонада – частая и мощная стрельба из многих орудий.)
Итак, делаем вывод, записываем в таблицу:
Прид места отвечают на вопросы: Где? Куда? Откуда?
Относятся? ко всему главному предложению
Место придаточного? свободное (до, после, внутри главного)
Чем прикрепляется к главному? Где? Куда? Откуда?
Слово учителя. Обычно определение этого вида придаточного не вызывает затруднений. Сложность вызывают тот вид придаточного, у которого средства прикрепления совпадают. Посмотрите внимательно в таблицу и проанализируйте, какие ещё придаточные прикрепляются такими же союзными словами?
Вывод: Одинаковые средства у прид определит и обстоят места
Учебник стр. 63, упр. 134 Прочитайте предложения, сделайте вывод
Закрепляем. Упр.136 (задача?) Выполняем у доски.
Разбор предложений. На слух построить схему предложения, определить вид придаточного, задать вопрос. (Метод пособие стр. 61)
Рефлексия. Что изучали? Что нового? Что повторили? В % отношении на сколько сегодня работал на уроке? По пятибалльной системе?
Упр.135, самостоятельно.
Д/З упр 135 (до предл-ия 8), таблица
Дополнительное задание.
Вариант 1.
1. Прочитайте предложения, расставьте в них недостающие знаки препинания и выполните задание 2.
А) Сознание того что ч…десное было рядом с вами приходит слишком поздно.
Б) Метели что ломятся в дверцы с дороги меня не собьют.
В) Я не верю что писатель может равнодушно относиться к своим героям.
Г) Там где близ поверхности есть хотя бы неб…льшое количество меди обязательно найдется и малахит.
Д) Кусты местами так часты что сост…вляли непрох…димый лес.
2. Найдите неверное утверждение.
Предложение А – СПП с придаточным изъяснительным.
Предложение Б – СПП с придаточным определительным.
Предложение В – СПП с придаточным изъяснительным.
Предложение Г – СПП с придаточным места.
Предложение Д – СПП с придаточным определительным.
…………………………………………………………………………………………
Дополнительное задание.
Вариант 2.
1. Прочитайте предложения, расставьте в них недостающие знаки препинания и выполните задание 2.
А) Я еще не решил куда поведу приехавших в гости родственников.
Б) Там где прозаик может себе позволит целую страницу поэт в иных случаях должен удовольствоваться одной строкой.
В) Некоторые из мелких сочинений А. С. Пушкина так резко ослепительны что их понимать способен каждый.
Г) В доме Фамусова куда после долгого отсутствия приезжает Чацкий многое переменилось.
2. Найдите неверное утверждение.
Предложение А – СПП с придаточным изъяснительным.
Предложение Б – СПП с придаточным места.
Предложение В – СПП с придаточным степени.
Предложение Г – СПП с придаточным места.
Предложение Д – СПП с придаточным определительным.
Самоанализ урока
«СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРИДАТОЧНЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМ МЕСТА», 9 класс
Урок по теме «Сложноподчиненное предложение с придаточным места» продолжает раздел «Сложноподчиненное предложение». На занятии по данной теме у обучающихся формировались умения: отличать сложноподчиненное предложение от других видов сложного предложения, находить главное и придаточное предложения места, расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении, строить схемы предложений, аргументировать свою точку зрения. Данные умения и навыки стали базовыми при изучении данной темы.
Образовательная цель: организация коммуникативно-направленной деятельности школьников при знакомстве с особенностями сложноподчиненных предложений места, распознавание придаточные места, отличие их от других видов придаточных предложений, навыки правильной постановки знаков препинания в указанных типах предложений, умение конструировать предложения изученных видов по схемам и заданному началу;
Воспитательная цель: способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности через работу в парах, бережное отношение к слову;
Развивающая цель: обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли;
Коммуникативная цель: формулировка собственного мнения и позиции, способность аргументировать и координировать её с позициями партнёров; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Урок по данной теме проводился в классе со средними способностями. Отличительной особенностью большинства коллектива является инициативность, стремление к самостоятельной работе, умение работать с учебной литературой, поэтому при выборе стратегии и приемов урока учитель ориентировался на учебные возможности класса.
На этапе вызова учителем ставилась следующая задача: актуализация имеющихся знаний, пробуждение личного интереса к получению новой информации, активизация деятельности учащихся. Для решения данной задачи использовалась следующая стратегия: «ЗНАЮ – ХОЧУ УЗНАТЬ – УЗНАЛ», позволяющая ученикам вспомнить и систематизировать уже полученные знания по данной теме, высказывать свою точку зрения свободно, не боясь ошибиться, активно участвовать в учебном процессе. Роль учителя на данном этапе состояла в том, чтобы стимулировать деятельность учеников, давать возможность фиксировать услышанную информацию.
На этапе осмысления ставились задачи получить новую информацию, сформировать собственную позицию по заданной теме, сформировать уверенность в ценности своих идей, с уважением выслушивать различные мнения. Для успешной реализации поставленных задач использовались стратегия «ЗНАЮ – ХОЧУ УЗНАТЬ – УЗНАЛ», прием прогнозирования, позволяющие устанавливать причинно-следственные связи между блоками информации, работать с научным текстом (правило в учебнике), систематизировать полученный материал в виде опорных записей, активизировать внимание.
На этапе рефлексии учащиеся закрепляли полученные знания. Задача данного этапа – целостно обобщить материал. Для этого использовалась работа с тестовыми заданиями ГИА, позволяющая понять значимость изучаемого материала, заслушивались монологические ответы учащихся по теме, развивающие коммуникативные навыки учащихся.
Цели и задачи урока достигнуты. Стратегия, использованная на уроке, ориентирована на развитие навыков вдумчивой самостоятельной работы с учебной литературой, познавательного интереса у учащихся, на умение самостоятельно ставить цели и поэтапно их достигать.
Схема самоанализа урока
Характеристика класса:
1)Групповая дифференциация;
активность класса, включенность детей в учебную деятельность средняя,
мотивация к обучению: высокая, средняя, низкая;
обучающиеся умеют работать в парах;
обучающиеся умеют работать в малых группах;
обучающиеся умеют слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;
обучающиеся умеют самооценивать себя;
обучающиеся умеют взаимооценивать друг друга
2)Уровень сформированности мыслительных операций; Мыслительные операции: обобщение, анализ, синтез, сравнение - сформулированы, речевые высказывания осознанные и произвольные, мысли высказываются с достаточной полнотой и точностью, мнение аргументируется
3) Индивидуальное обучение. Двое обучающихся класса нуждались в индивидуальной поддержке (выполняли индивидуальные задания);
4) Одаренные и способные дети после выводов по новой теме занимались с дополнительным материалом
Тема урока: СПП с придаточными обстоятельственными места
Задачи урока:
Образовательные: организация коммуникативно-направленной деятельности школьников при знакомстве с особенностями сложноподчиненных предложений места, распознавание придаточные места, отличие их от других видов придаточных предложений, навыки правильной постановки знаков препинания в указанных типах предложений, умение конструировать предложения изученных видов по схемам и заданному началу;
Воспитательные: способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности через работу в парах, бережное отношение к слову;
Развивающие: обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли;
Коммуникативные: формулировка собственного мнения и позиции, способность аргументировать и координировать её с позициями партнёров; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Обзор урока:
Подробная характеристика всех этапов урока;
Самостоятельное выделение и формирование цели. Что изучали на прошлых уроках? Что будем делать сегодня на уроке? (продолжим изучение придаточных обстоятельственных)
- СПП состоят из…
-на вопросы КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? Отвечают придаточные…
На вопросы КАКОЙ?...
На вопросы К.П.?...
Запишем предложение, определим гл и прид предложения
Прид места отвечают на вопросы: Где? Куда? Откуда?
Относятся? ко всему главному предложению
Место придаточного? свободное (до, после, внутри главного)
Чем прикрепляется к главному? Где? Куда? Откуда?
Посмотрите внимательно в таблицу и проанализируйте, какие ещё придаточные прикрепляются такими же союзными словами?
Вывод: Одинаковые средства у прид определит и обстоят места
Работа с теоретическим материалом учебника стр. 63, упр. 134 Прочитайте предложения, сделайте вывод
Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи, умение сверять свои действия с целью
На слух построить схему предложения, определить вид придаточного, задать вопрос. (Метод пособие стр. 61)
Подход к подбору содержания материала для каждого этого этапа (с учетом уровня развития операций у детей);
Структура урока с учетом особенностей восприятия – соответствовала общей цели и возможностям класса,
Характер общения учителя и ученика - взаимопонимание и сотрудничество;
Использованные приемы и методы обучения, их эффективность: проблемно-поисковый, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Характеристика уровня сложности конкретных заданий: средний
Формы работы на уроке, их эффективность: групповые и коллективные
Оборудование урока, его назначение: мультимедиапроектор
Психологические подходы на конкретных этапах урока к конкретным учащимся осуществлялись не в полном объёме;
Уровень активности, внимания и работоспособности класса и отдельных учеников на каждом этапе урока; способы их поддержки;
Характеристика индивидуальных и дифференцированных форм работы и их целевое использование на уроке – не в полном объёме
Оценка уровня знаний учащихся - средний;
Организация контроля:
Как был организован контроль: контроль был включен в состав других действий и как самостоятельное действие;
Что ученик контролировал: только результат;
Контроль осуществлялся в начале действия/ процессе действия, /после его окончания;
Пути устранения перегрузки на уроке – перегрузок не было
Подведение итогов: цель достигнута, задачи решены
Как решены поставленные задачи: задачи частично соответствовали требованиям ФГОС;
Недостатки в организации:
Оценка деятельности учащихся: рефлексивная деятельность учащихся в результате решения учебной задачи присутствовала на уроке.
Психолого - педагогический контакт с классом: на уроке я была в роли консультанта. Моя задача - направлять и планировать деятельность учащихся. Считаю, что использование на уроке интерактивных форм деятельностных технологий способствует более успешному прохождению выпускниками итоговой аттестации. Цели урока реализованы.
Эффективность урока