СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Справочный материал к практикуму по теме "Работа с текстом"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Справочный материал к практикуму по теме "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся в рамках реализации ФГОС и подготовки ЕГЭ"

Просмотр содержимого документа
«Справочный материал к практикуму по теме "Работа с текстом"»













СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

(Приложения)



«Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся в рамках реализации ФГОС».



































20.08.2024 г.





Приложение 1.

«Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся в рамках реализации ФГОС».







Приложение 2.

«Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся в рамках реализации ФГОС».

ЕГЭ. Задание 27.

«Напишите сочинение по прочитанному тексту» (это гораздо легче, чем написать обычное сочинение).

«1. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

2.Прокомментируйте сформулированную проблему.

2.1.Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

2.2.Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

3.Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

4.Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт».

«Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно и разборчиво».









Приложение 3.

«Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся в рамках реализации ФГОС».

Общая схема анализа текста:

1. О чем этот текст? (тема)

2. Какие вопросы рассматривает автор? (проблема)

3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (основная проблема)

4. Зачем автор написал текст? (позиция автора)

5. Как автору удалось помочь тебе определить цель? (примеры-иллюстрации)

6. Почему были использованы именно эти языковые средства? (Определение роли языковых средств).

7. Как автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)?



Приложение 4.

«Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся в рамках реализации ФГОС».


Общий алгоритм определения проблемы

1.Ознакомьтесь с информацией об авторе, чтобы представить исторический отрезок времени жизни писателя и избежать фактических ошибок.

2.Прочитайте текст,выделяя в нем ключевые слова, предложения. Выделить предложения помогут задания по тексту с 22 по 26.

3.Определите основную мысль, то есть позицию автора (ЗАЧЕМ написан текст? «Писатель хочет донести до читателя мысль о том, что…»).

4.Запишите свой ответ в виде законченного предложения.

5.Определите, на какой вопрос отвечает это предложение.

6.Запишите этот вопрос, который и будет проблемой текста.

! Не забывайте: проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. И если проблема – это вопрос, то позиция автора – это ответ.



Приложение 5.

«Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся в рамках реализации ФГОС».



Алгоритм определения проблемы в публицистическом тексте

1. Найдите и выделите ключевые слова в тексте.

2. Подумайте и решите, как характеризует автор описываемые явления или события.

3. Сформулируйте проблему, используя выделенные ключевые слова.



Алгоритм выявления проблемы в художественном тексте

1. Проанализируйте поведение и речь героев.

2. Посмотрите, какие существительные использует автор, называя человеческие

качества, присущие героям текста (доброта, милосердие, долг, совесть, жестокость, зазнайство, трусость и т. д.).

3. Обратите внимание, какие прилагательные определяют данные качества (положительные или отрицательные).

4. Сформулируйте проблему, используя полученную информацию.



Приложение 6.

«Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся в рамках реализации ФГОС».

Приемы работы с текстом для определения проблемы

Прием

Характеристика

1

«Ключевое слово»

Выделение нужных слов и словосочетаний в тексте.


2

«Подсказки»

Использование тестовых заданий, связанных с анализом текста. В тестовом задании 22 даны варианты ответа на вопрос: «Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?». Они являются подсказками для определения проблемы текста.

3

«Рецензия»

Использование рецензии для нахождения проблемы. Задание 26 содержит фрагмент готовой рецензии на исходный текст, где есть подсказки для верного определения проблемы и/или позиции автора.

4

«Вопросительное предложение»

Посмотреть, есть или нет в тексте вопросительные предложения, а также предложения с многоточиями. Если нет, смотрим предложения, те, которые стоят в первом или последнем абзаце текста. Они часто содержат ключ к проблеме.

5

Клоуз-тест (cloze-test)

Клоуз - тест – это текст с пропущенными компонентами (отдельными словами, но не только). Задача выполняющего клоуз-тест - вставить эти компоненты, создать новый текст. Этот вид теста описан в методической литературе ещё как тест дополнения или тест восстановления. Клоуз-тест был разработан и предложен американским ученым В. Тейлором для определения того, насколько труден тот или иной текст для чтения и понимания, а также того, насколько этот текст интересен для читающего.

Клоуз-тест, построенный на основе пропусков ключевых слов, обеспечивает развитие «контекстного мышления», способности понимать текст на основе диалога «автор – читатель», «ученик – ученик».

6

«Эксперт».

Оценить в соответствии с критерием К1 и прокомментировать сформулированную проблему. Помогает запомнить правильную формулировку проблемы текста.















Приложение 7.

«Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся в рамках реализации ФГОС».

Слова-помощники для формулировки проблемы:

Если формулируете в Р.п., то вам помогут слова:

Если формулируете в виде вопроса, то вам помогут следующие конструкции:

- отношение

- взаимоотношение

- воздействие

- взаимодействие

- влияние

- роль

- восприятие

- проявления

- ценности

Как нужно относиться...?

Как следует относиться...?

Почему важно +глагол...?

Почему нужно +глагол...?

Что такое +существительное...?

Для чего нужно...+глагол?

Для чего нужен (на, ны) ...+существительное?

В чем причина...?

Какова роль... в жизни человека?

Что такое...?

Что важнее: _ или _?

Что необходимо...?

В чем различие между _ и _?

Что такое истинная (ое, ый)...?

Что значит ...?







Приложение 8.

«Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся в рамках реализации ФГОС».


Речевые клише для комментария

Публицистическийтекст

Художественныйтекст

Автор обращается к собственномуопытуивспоминает…

Писательнеслучайноприводитслова(кого)(цитата)…

Автор разделяет мнение (кого)…Публицистспорит(скем)…

Думаю,нужнообратитьвниманиенамысльо том,что…

Особоговниманиязаслуживаетмнениеавтора о…

(Если повествование ведётся от первоголица(я),слово"автор"заменяемнаслово"рассказчик").

В центре внимания автора случай…Писатель изображает (кого - что)…Герой говорит(цитата) …

Стоитобратитьвниманиенамысли(слова,поступки)героя.

Особоговниманиязаслуживаеттакаяхудожественнаядеталь,как…

Симпатии автора на стороне героя,который…



Приложение 9.

«Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся в рамках реализации ФГОС».



Таблица-подсказка «Структура комментария»

5 элементов Комментария

Речевые клише

1

Довод-утверждение + пример-иллюстрация

(исходный текст)

«Автор раскрывает проблему на примере…», «Проблема раскрывается автором на примере…», «Автор обращает

внимание читателя на …», «Не случайно автор изображает (кого, что?) …», «Поступок героя

свидетельствует о том, что…», «В качестве примера автор рассматривает…»

2

Пояснение

(мысли самого ученика по поводу примера-иллюстрации)

«Этот пример показывает …»

3

Довод-утверждение + второй пример-иллюстрация

(исходный текст)

«Далее автор показывает…»

«Чтобы показать проблему более значимой, автор …»

4

Пояснение

(мысли самого ученика по поводу примера-иллюстрации)

«Этот пример убедительно доказывает, что…», «Писатель убеждает читателя в том, что… Этот пример показывает, что…», «Этот пример убедительно доказывает, что…», «Эти слова содержат глубокий смысл, который можно обозначить так …», «Автор неслучайно обращает внимание на …», «Эти события

(факты, примеры) помогают понять …», «Автор отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на …, опирается на мнение…, сопоставляет, подтверждает свои мысли…»

5

Смысловая связь

(между примерами-иллюстрациями, анализ)

«Оба примеры дополняя друг друга, позволяют автору показать…», «Размышляя над проблемой, автор противопоставляет…», «Для сравнения автор обращается к …», «Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять…», «Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…», «Несмотря на очевидную правоту героя, автор думает иначе …», «Объясняя причину поступка героя, автор приводит …»









Приложение 10.

«Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся в рамках реализации ФГОС».

Способы выражения смысловой связи между примерами - иллюстрациями

Связь между примерами- иллюстрациями

Вопросы

Способ выражения

в сочинении

1

Детализация

Можно ли привести

подробности?

Какие?

… так, например,…

… укажем детали…

2

Указание на следствие

Как это может сказаться

на…?

Из чего это следует?

Что с этим связано?

… вот почему…

3

Подтверждение

Как это подтверждается

автором?

… в подтверждение этих

мыслей автора…

4

Объяснение

Почему?

Чем это можно объяснить?

… автор объясняет это тем,

что…

… объясняется это тем, что…

5

Определение

Что обозначает это слово?

… это слово автор понимает

по- своему…

… значение этого слова

определяет…

6

Аналогия

На что это похоже?

… как и.., здесь

прослеживается

(обнаруживается)…

7

Выделение

Что здесь главное?

Что автор (рассказчик)

отмечает в первую очередь?

… автор текста фиксирует

внимание…

8

Сопоставление и

противопоставление

С чем это сравнивается?

Чему это

противопоставлено?

… сравним…

… автор противопоставляет…

… автор сравнивает…





















Приложение 11.

«Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся в рамках реализации ФГОС».

Таблица с баллами.

Кол-во баллов

Количество примеров

Пояснение

Смысловая связь

указана

Смысловая связь

проанализирована

Фактические ошибки

3

2

2

+

+

нет

2

2

2

+

-

нет

2

2

2

-

+

нет

1

1

1

-

-

нет

0

1

-

-

-

нет

0



+

-


0

2




+

0

0

-

-

-

-





Приложение 12.

«Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся в рамках реализации ФГОС».



Приемы работы с текстом для запоминания структуры комментария

Прием

Характеристика

1

«Эксперт».

Оценить комментарий сочинения по прочитанному тексту. Прием ориентирован на запоминание критериев сочинения и структуры.

2

«Деление текста на абзацы»

Разделить текст на абзацы в соответствии со структурой комментария.

3

«Восстановление деформированного текста»


Восстановить порядок предложений в тексте, во фрагменте текста.

4

«Собирание текста из фрагментов»

Восстановить порядок фрагментов текста в соответствии со структурой текста.

5

«Умная пятёрка»

Расставить цифры, обозначающие пять элементов комментария: 1) пример-иллюстрация; 2) пояснение; 3) пример-иллюстрация; 4) пояснение; 5) смысловая связь.