Тема: Сравнение длин отрезков
Цели: в ходе выполнения разнообразных заданий закреплять навыки прибавления и вычитания числа 3; познакомить со способом сравнения отрезков.
Планируемые результаты: учащиеся научатся пользоваться приемами прибавления и вычитания числа 3; анализировать и решать текстовые задачи; измерять отрезки и сравнивать их длину; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.
Ход урока
-
Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
II. Актуализация знаний
1. Логическая разминка (работа по учебнику)
№ 8 (с. 109).
— Прочитайте задачу. Кто пришел первым? (Волк.)
2. Работа в парах
Игра “Засели домик”
Фронтальная проверка
3. Устный счет
-
Увеличь 4 на 3,
-
Уменьши 9 на 0
-
Найди сумму чисел 5 и 4
-
Найди сумму чисел 4 и 4
7,9,9,8 Взаимопроверка по эталону
III. Самоопределение к деятельности
Внимание! Посмотрим на экран.
Жил у бабушки- котенок, он был шалун, увидел он у нее мотки с нитками, подхватил он клубок и давай его гонять. Перепутал бабушке все нитки. Ох и разозлилась бабушка на котенка! А делать нечего, все равно придется нитки разбирать. Что-то распутала, а что пришлось и отрезать. Посмотрите, какие части получились. Скажите пожалуйста, все ли нитки мы можем на глаз сравнить друг с другом? (Нет, а почему?) Они не ровные.
— У меня в руках две веревочки, и мне нужно их сравнить. Какие способы сравнения мы знаем? (Сравнение на глаз.)
— Посмотрите и скажите, какая веревочка длиннее.
— Каким еще способом можно сравнить веревочки? (Измерить при помощи линейки.)
(К доске выходят два ученика, измеряют веревочки линейкой и говорят, какая из них длиннее.)
— Какой еще способ вы помните? (Наложение.)
(Один ученик выходит к доске, накладывает одну веревочку на другую, говорит, какая веревочка длиннее.)
— Чтобы выяснить, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке, я прошу вас отгадать мою загадку:
Он ограничен с двух сторон
И по линейке проведён.
Длину его измерить можно,
И сделать это так несложно!
Ответ: Отрезок
Правильно, но вы ведь уже знаете, что такое отрезок. Кто может ответить мне полным предложением, что такое отрезок? (Отрезок — это линия, у которой есть начало и конец).
Но ведь отрезки бывают разными. Как мы с вами можем отличить один отрезок от другого? (нам нужно их сравнить).
Назовите тему урока. Что мы будем сегодня делать? Чему должны научиться? (Сравнивать отрезки.)
— Прочитайте на с. 108, чему мы должны научиться сегодня на уроке. (Измерять и сравнивать отрезки.)
IV. Работа по теме урока
Практическая работа
(На партах у учащихся по два отрезка: красный — 5 см и синий — 8 см.)
— Какой отрезок длиннее? (Синий.)
— Почему так решили? (Это видно на глаз.)
— Как проверить, не ошиблись ли мы? (Измерить длины отрезков.)
— Измерьте длины отрезков. Какой отрезок длиннее и на сколько сантиметров? (Синий отрезок на 3 см длиннее, так как 8 см — 5 см = 3 см.)
— Каким способом можно еще сравнить длины отрезков? (Наложением.)
— Как правильно наложить отрезки? (Совместить начала отрезков.)
— Какой отрезок длиннее и на сколько? (Синий, на незакрытую часть.)
— Отогните ее.
— Какой отрезок короче? (Красный короче на отогнутую часть.)
— Как думаете, чему равна длина отогнутого отрезка? (3 см.)
— Измерьте длину отогнутого отрезка. (3 см.) Самооценка
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
— Назовите три способа сравнения отрезков. (На глаз, наложение, измерение.)
— В каком случае нельзя сказать, на сколько один отрезок длиннее или короче другого? (При измерении на глаз.)
№ 2 (с. 108).
— Прочитайте задание. Как вы будете его выполнять? (Измерим первый отрезок и начертим отрезок такой же длины в тетради. Измерим второй отрезок и начертим отрезок такой же длины в тетради.)
— Начертите отрезки.
(Взаимопроверка.)
— Отрезки какой длины вы начертили? (10 см и 9 см.)
— Какой отрезок длиннее и на сколько? (Красный, на 1 см.)
— Какой отрезок короче и на сколько? (Синий, на 1 см.)
— Как узнали? (10 см — 9 см = 1 см.)
№ 3 (с. 108).
— Прочитайте задание. Объясните. (Чтобы узнать, на сколько сантиметров один отрезок длиннее другого, нужно совместить начала отрезков и измерить расстояние от конца короткого отрезка до конца длинного отрезка или совместить начала отрезков и измерить часть, где только один отрезок.)
№ 1 (с. 108).
(Работа в парах. Один ученик называет предыдущее число, а другой — следующее.) Взаимооценка
№ 4 (с. 108).
— Прочитайте задачу. Что такое пара? (Два предмета.)
— Что считают парами? (Обувь, носки, варежки и т.д.)
— Назовите условие задачи. (Бабушка связала 3 пары носков. Она дала внукам 2 пары носков.)
— Назовите вопрос задачи. (Сколько пар носков осталось у бабушки ?)
— Назовите решение задачи. (3 — 2 = 1 (п.).)
— Ответьте на вопрос задачи. (Осталась 1 пара носков.)
— Почему задачу решали вычитанием? (Бабушка отдала носки, их стало меньше.)
— У бабушки осталась 1 пара носков, сколько это носков? (2.)
№ 5 (с. 108).
(Самостоятельное выполнение. Проверка по эталону. Краткая запись, решение и ответ записаны на доске.)
С яблоками — 2 п.
С капустой — 2 п.
Всего — ?
Решение: 2 + 2 = 4 (п.).
Ответ: 4 пирога.
— Почему вы решили, что с капустой 2 пирога, ведь в задаче это не сказано? (В задаче сказано, что пирогов с капустой столько же, сколько с яблоками, значит их 2.)
№ 6 (с. 109).
— По первому рисунку составьте задачу, которая решается сложением. (У Лены 6 кубиков, а у Оли 3 кубика. Сколько кубиков у девочек?)
— Как будете решать задачу? (6 + 3.)
— Объясните, как будете прибавлять число 3. (б + 2 + 1 = 9. К 6 прибавили 2, получилось 8. К8 прибавили 1, получилось 9.)
— По второму рисунку составьте задачу, которая решается вычитанием. (У Пятачка было 6 шариков, 2 шарика улетели. Сколько шариков осталось у Пятачка?)
— Назовите решение задачи. (6 — 2.)
— Объясните, как будете вычитать 2. (6 — 1 — 1 = 4. Из 6 вычли 1, получилось 5. Из 5вычли 1, получилось 4.)
№ 7 (с. 109).
(Первый пример объясняет один ученик всему классу. Второй и третий примеры учащиеся разбирают в парах, остальные решают самостоятельно. Взаимопроверка.)
— Оцените своего товарища.
(Выполнение заданий на полях: с. 108 — учащиеся кладут на окошки карточки и хором называют состав числа; с. 109 — находят числа методом подбора.)
2. Работа в тетради с печатной основой
— Откройте тетрадь на с. 39.
(Решение задач и примеров по цепочке с объяснением.)
— Прочитайте следующее задание. Какое число вы зачеркнули? Почему? (7, так как остальные числа записаны через одно.)
— Прочитайте следующее задание. Как определить, на сколько красный отрезок длиннее синего?
— Измерьте длину отрезков и выполните вычитание.
— Выполните задание. (Красный отрезок на 1см длиннее синего.)
— На сколько синий короче красного? (На 1 см.)
— Как можно разделить фигуры на две группы? (По цвету: на зеленые и желтые.)
— Какое равенство можно записать? (6 + 2 = 8.)
— На какие еще две группы можно разделить эти фигуры? (По форме: на круги и квадраты.)
— Какое равенство вы запишете? (5 + 3 = 8.)
— Какие еще могут быть группы? (По размеру: большие и маленькие.)
— Какое тогда будет равенство? (5 + 3 = 8.)
VII. Рефлексия
— Чему научились на уроке?
- Что повторили?
- Что у вас получилось?
-- В чем вы затруднялись?
- Какие цели ставили перед собой?
- Чему научились на уроке?
- Каким образом достигли цели?
- Где нам пригодятся полученные знания сеггодня?
VIII. Подведение итогов урока
— Какие способы сравнения отрезков вы узнали?