Тема : Сравнение длин предметов (отрезков) с помощью условной мерки
Цель: Познакомить со способом сравнения длин предметов и отрезков с помощью условной мерки
1.Орг.момент. Сегодня мы с вами продолжим наше путешествие в царство Математики.
2.Устн.счёт. Стражи нас уже встречают. Давайте с ними познакомимся. Листочки с изображением левого стража есть у детей, сидящих на I варианте, а правого – у II варианта. Вам нужно расписать на листиках из каких цифр и в каком количестве состоят эти грозные птицы-охранники. Обычно мы определяли с вами слово-пароль, чтобы попасть в царство, а сегодня стражники хотят поиграть с вами в математический футбол. Попеременно каждой команде я говорю пример, а участники команды говорят ответ. В команде не один человек, а весь вариант. Если команда правильно говорит ответ – ей засчитывается очко. По спортивной традиции команда Петуха приветствует команду противника. А теперь команда Цапли приветствует соперников. Начали;
I вариант | II вариант |
5+4= | 9 | 7-1= | 6 |
2+15= | 17 | 15+2= | 17 |
14+4= | 18 | 20-2= | 18 |
20-4= | 16 | 10+7= | 17 |
9-6= | 3 | 6+3= | 9 |
Я в этот момент обозначаю количество правильных ответов на пальцах левой руки – I варианта и II варианта на правой. Молодцы 5:5 (или другой, какой получился).
А вам интересно кого охраняют стражники в этом доме? Тогда на обратной стороне листа соедините цифры в порядке увеличения – от меньшего к большему.
Какое число здесь лишнее? Почему? Есть ли ещё варианты?
Да, действительно – это Слонёнок… и его друзья.
(убираю рисунки стражников и домика) Дети называют героев мультфильма. Знаете, у них какая-то проблема. Давайте послушаем о чём говорят герои мультфильма. (вставка видеофрагмента из мультфильма «38 попугаев» https://www.youtube.com/watch?v=AdJ05ZODUok )
-Так чем же меряли Удава?
-Давайте померяем нашу доску в Вадимах. Вадик,как на самом деле могли померять Удава герои мультфильма? И как ты планируешь мерять доску? Меряй!
-А какова длина доски в шагах Владиславы?
-Меряем доску в Сашиных шагах.
-Почему в Попугаях длина Удава была длиннее?
-Правда ли доска у Саши длиннее? А почему у нас получилась у Вадима 4 шага, а у Саши 5 шагов?
Вам Мартышка уже подготовила следующее задание, но сперва мы вместе с ней отдохнём.
Физкультминутка: Мы весёлые мартышки 1, 2, 3
Мы играем громко слишком 1, 2, 3
Всё руками хлопаем- хлоп, хлоп, хлоп
Всё ногами топаем топ, топ, топ
Надуваем щёчки (3 раза)
Скачем на носочках (3 раза)
Дружно прыгнем к потолку (1 раз)
Пальчик поднесём к виску
И друг другу даже язычки покажем
Шире рот откроем: ам, ам, ам
Гримасы всем состроим
Как скажу я цифру 3-
Все с гримасами замри.
(https://www.youtube.com/watch?v=90FGfCeIk0M )
Как вы думаете, чем ещё можно мерять предметы кроме шагов?Для дальнейшей работы мы выберем выберем …Полоски. Сравните полоску по длине у себя и соседа
Меркой будет служить красная картонная полоска.
Вспомните правила измерения линейных величин:
- начинать точно от конца, уложить полоску мерку прямо.
-Укладываем до тех пор пока не будет измерена вся длина. Нарушение
правила измерения ведет к ошибочному результату.
Измерьте длину планшета. Запишите результат на самом планшете.
Измерьте длину тетради. Измерьте длину учебника. Результаты зафиксируйте на планшете. Сравните результаты с соседом по парте. У кого результаты совпали?
Сколько получилось у… (спрашиваю у детей разных рядов). Почему результаты не совпали? Ваши предположения (разная длина полосок).
Вывод: чем больше шаг – мерка, тем меньше шагов умещается в отрезке.
подводят итог: ЧЕМ БОЛЬШЕ МЕРКА, ТЕМ МЕНЬШЕ РЕЗУЛЬТАТ ИЗМЕРЕНИЯ..
А сейчас измерим длину удава в цифрах (счёт круговых примеров цепочкой (рисунок в виде змеи)
Можно ли измерять длину просто в цифрах? (Нет, потому что непонятно чем меряли). Тогда ещё потренируемся измерять в мерках. Какая длина планшета получилась у Юли, какая длина тетради получилась у Киры. Можно ли сказать что тетрадь длиннее планшета. Почему? Пользовались разными мерками. Как узнали что планшет длиннее? (На глаз)
4.Работа с УП.( с.93)
- Откройте свои учебники на с.93. В голубой рамочке у нас 2 полоски: красного и синего цвета. Скажите пожалуйста, можем ли мы «на глаз» определить их длину? ( нет, тяжело) Почему? ( «на глаз» длины полосок выглядят одинаковыми). Именно поэтому и придумали мерки. Посмотрите пожалуйста, сколько мерок вмещается в красную полоску?(5) А в синюю?(4). Так какая полоска длиннее?(красная).
Хорошо, давайте с вами ещё немного потренируемся и выполним зад.1 на с.93. Что выбрано в качестве мерки в этом задании? ( клеточка). Давайте посчитаем, сколько клеточек вмещает в себя каждый предмет. ( красная ручка-8 кл., зеленая ручка- 6кл., зелёный карандаш-7 кл. и коричневый карандаш- 9кл.) Какой предмет самый короткий?(зелёная ручка) Сколько клеточек она вмещает? (6)
Какой предмет самый длинный? ( коричневый карандаш- 9 кл.)
Молодцы!
В планшетах нарисуйте отрезок (что такое отрезок?) длиной 3 красным фломастером и под ним синим фломастером отрезок длиной 5 клеточек. Покажите мне полученные результаты.
Физкультминутка для глаз и для рук. (для глаз https://children-planet.ru/trainers/count/ , для рук – листы с геометрическими фигурами. Одновременно двумя руками под счёт накрываем фигуры руками по строчкам, где круг- рука сжатая в кулак, прямоугольник – открытая ладонь накрывает фигуру)
Закрепление изученного
Зад.№4 с.93
Давайте с вами выполним задание №4 в учебнике. Смотрим на рисунок. Что садил мальчик? (Деревья). Что садила девочка? (Кусты). Как одним словом назвать кусты и деревья? Что это? Читает задачу Тимофей. Кто расскажет как будем решать задачу? Докажи. Почему минус.
К Зад.№5 с.93 я записала на доске краткое условие:
П – 7 ч.
Вт. -? На 2 ч. ›
Тр. -6 ч.
Что можете сказать о данных задачи? Почему данные о третьем тракторе лишние?
Как будем решать задачу? Почему?
5.Работа в РТ.
Откройте свои тетради на с.48 №2. А сейчас давайте решим задачу. Прочитайте её. Можем мы её решить?( нет, т.к.не хватает данных) Как нам её решить?( нужно воспользоваться схемой к задаче). Рассмотрите краткое условие. Помогите мне составить задачу. Не забывайте вписывать данные в условие. Как одним словом назвать и примеры, и задачи? После того, как Наташа решит и примеры, и задачи, выполненных заданий станет больше, или меньше? Мысленно определились со знаком. Запишите слово задача, клеточку вниз отступили и записываем решение (6+4=10 (з.)). Клеточку вниз –записали слово ответ: 10 з.(аданий). Молодцы, справились.
Давайте вернемся к учебнику и проверим, как вы научились измерят длину предметов с помощью мерки. Задание со знаком ?.Нам необходимо найти одинаковые отрезки. (зелёный и красный-5 кл., жёлтый и фиолетовый- 7кл.)
6.Итог урока. Рефлексия
- Чему вы научились на уроке? Что особенно удалось вам на этом уроке? Что было для вас трудным? Что больше всего понравилось на уроке?
-Если работать на уроке было интересно – поднимите жёлтый фломастер, было скучно, неинтересно – зелёный, на уроке было плохо и хотелось уйти домой – синий.
1-
2-
3-
4-
5-
6-
7-
8-
9-
0-
1-
2-
3-
4-
5-
6-
7-
8-
9-
0-
1 | 6 | 8 |
9 | 10 | 6 |
10 | 7 | 8 |
3 | 10 | 8 |
6 | 10 | 3 |
1 | 10 | 4 |
7 | 8 | 10 |
4 | 1 | 6 |
8 | 9 | |
I вариант | II вариант |
5+4= | 9 | 7-1= | 6 |
2+15= | 17 | 15+2= | 17 |
14+4= | 18 | 20-2= | 18 |
20-4= | 16 | 10+7= | 17 |
9-6= | 3 | 6+3= | 9 |
Страница 5, 6 и 14 стражи из цифр и охраняемый ими домик
Страница 9 футбольный мяч (при устном счёте (игра в футбол) и математический удав с круговыми примерами.
Страница 10 и 13 – герои мультфильма, которые спрятаны на доске под домиком Страница 7, 8 –карточки для детей
Страница 11 и 12 для гимнастики для рук
Остальные страницы – ответы на круговые примеры и шпаргалка для учителя (примеры на математический футбол и слова физкультминутки.)
Мы весёлые мартышки 1,2,3
Мы играем громко слишком1,2,3
Всё руками хлопаем- хлоп…
Всё ногами топаем топ…
Надуваем щёчки
Скачем на носочках
Дружно прыгнем к потолку
Пальчик поднесём к виску
И друг другу даже язычки покажем
Шире рот откроем: ам…
Гримасы всем состроим
Как скажу я цифру 3-
Все с гримасами замри.
9