СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сравнение длин предметов (отрезков) с помощью условной мерки

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока соответствует программе белорусских  школ по УМК Муравьёвой. В представленный материал входит конспект урока с активными ссылками на видеоматериал и игру-физкультминутку для глаз с дидактическим и раздаточным материалом, используемвмым на уроке. 

Просмотр содержимого документа
«Сравнение длин предметов (отрезков) с помощью условной мерки»

Тема : Сравнение длин предметов (отрезков) с помощью условной мерки

Цель: Познакомить со способом сравнения длин предметов и отрезков с помощью условной мерки


1.Орг.момент. Сегодня мы с вами продолжим наше путешествие в царство Математики.

2.Устн.счёт. Стражи нас уже встречают. Давайте с ними познакомимся. Листочки с изображением левого стража есть у детей, сидящих на I варианте, а правого – у II варианта. Вам нужно расписать на листиках из каких цифр и в каком количестве состоят эти грозные птицы-охранники. Обычно мы определяли с вами слово-пароль, чтобы попасть в царство, а сегодня стражники хотят поиграть с вами в математический футбол. Попеременно каждой команде я говорю пример, а участники команды говорят ответ. В команде не один человек, а весь вариант. Если команда правильно говорит ответ – ей засчитывается очко. По спортивной традиции команда Петуха приветствует команду противника. А теперь команда Цапли приветствует соперников. Начали;

I вариант

II вариант

5+4=

9

7-1=

6

2+15=

17

15+2=

17

14+4=

18

20-2=

18

20-4=

16

10+7=

17

9-6=

3

6+3=

9

Я в этот момент обозначаю количество правильных ответов на пальцах левой руки – I варианта и II варианта на правой. Молодцы 5:5 (или другой, какой получился).

А вам интересно кого охраняют стражники в этом доме? Тогда на обратной стороне листа соедините цифры в порядке увеличения – от меньшего к большему.

Какое число здесь лишнее? Почему? Есть ли ещё варианты?

Да, действительно – это Слонёнок… и его друзья.

(убираю рисунки стражников и домика) Дети называют героев мультфильма. Знаете, у них какая-то проблема. Давайте послушаем о чём говорят герои мультфильма. (вставка видеофрагмента из мультфильма «38 попугаев» https://www.youtube.com/watch?v=AdJ05ZODUok )

-Так чем же меряли Удава?

-Давайте померяем нашу доску в Вадимах. Вадик,как на самом деле могли померять Удава герои мультфильма? И как ты планируешь мерять доску? Меряй!

-А какова длина доски в шагах Владиславы?

-Меряем доску в Сашиных шагах.

-Почему в Попугаях длина Удава была длиннее?

-Правда ли доска у Саши длиннее? А почему у нас получилась у Вадима 4 шага, а у Саши 5 шагов?

Вам Мартышка уже подготовила следующее задание, но сперва мы вместе с ней отдохнём.

Физкультминутка: Мы весёлые мартышки 1, 2, 3

Мы играем громко слишком 1, 2, 3

Всё руками хлопаем- хлоп, хлоп, хлоп

Всё ногами топаем топ, топ, топ

Надуваем щёчки (3 раза)

Скачем на носочках (3 раза)

Дружно прыгнем к потолку (1 раз)

Пальчик поднесём к виску

И друг другу даже язычки покажем

Шире рот откроем: ам, ам, ам

Гримасы всем состроим

Как скажу я цифру 3-

Все с гримасами замри.

(https://www.youtube.com/watch?v=90FGfCeIk0M )


Как вы думаете, чем ещё можно мерять предметы кроме шагов?Для дальнейшей работы мы выберем выберем …Полоски. Сравните полоску по длине у себя и соседа

Меркой будет служить красная картонная полоска.

Вспомните правила измерения линейных величин:

- начинать точно от конца, уложить полоску мерку прямо.

-Укладываем до тех пор пока не будет измерена вся длина. Нарушение

правила измерения ведет к ошибочному результату.

Измерьте длину планшета. Запишите результат на самом планшете.

Измерьте длину тетради. Измерьте длину учебника. Результаты зафиксируйте на планшете. Сравните результаты с соседом по парте. У кого результаты совпали?

Сколько получилось у… (спрашиваю у детей разных рядов). Почему результаты не совпали? Ваши предположения (разная длина полосок).

Вывод: чем больше шаг – мерка, тем меньше шагов умещается в отрезке.

подводят итог: ЧЕМ БОЛЬШЕ МЕРКА, ТЕМ МЕНЬШЕ РЕЗУЛЬТАТ ИЗМЕРЕНИЯ..

А сейчас измерим длину удава в цифрах (счёт круговых примеров цепочкой (рисунок в виде змеи)

Можно ли измерять длину просто в цифрах? (Нет, потому что непонятно чем меряли). Тогда ещё потренируемся измерять в мерках. Какая длина планшета получилась у Юли, какая длина тетради получилась у Киры. Можно ли сказать что тетрадь длиннее планшета. Почему? Пользовались разными мерками. Как узнали что планшет длиннее? (На глаз)

4.Работа с УП.( с.93)

- Откройте свои учебники на с.93. В голубой рамочке у нас 2 полоски: красного и синего цвета. Скажите пожалуйста, можем ли мы «на глаз» определить их длину? ( нет, тяжело) Почему? ( «на глаз» длины полосок выглядят одинаковыми). Именно поэтому и придумали мерки. Посмотрите пожалуйста, сколько мерок вмещается в красную полоску?(5) А в синюю?(4). Так какая полоска длиннее?(красная).

Хорошо, давайте с вами ещё немного потренируемся и выполним зад.1 на с.93. Что выбрано в качестве мерки в этом задании? ( клеточка). Давайте посчитаем, сколько клеточек вмещает в себя каждый предмет. ( красная ручка-8 кл., зеленая ручка- 6кл., зелёный карандаш-7 кл. и коричневый карандаш- 9кл.) Какой предмет самый короткий?(зелёная ручка) Сколько клеточек она вмещает? (6)

Какой предмет самый длинный? ( коричневый карандаш- 9 кл.)

Молодцы!

В планшетах нарисуйте отрезок (что такое отрезок?) длиной 3 красным фломастером и под ним синим фломастером отрезок длиной 5 клеточек. Покажите мне полученные результаты.

Физкультминутка для глаз и для рук. (для глаз https://children-planet.ru/trainers/count/ , для рук – листы с геометрическими фигурами. Одновременно двумя руками под счёт накрываем фигуры руками по строчкам, где круг- рука сжатая в кулак, прямоугольник – открытая ладонь накрывает фигуру)

Закрепление изученного

Зад.№4 с.93

Давайте с вами выполним задание №4 в учебнике. Смотрим на рисунок. Что садил мальчик? (Деревья). Что садила девочка? (Кусты). Как одним словом назвать кусты и деревья? Что это? Читает задачу Тимофей. Кто расскажет как будем решать задачу? Докажи. Почему минус.

К Зад.№5 с.93 я записала на доске краткое условие:

П – 7 ч.

Вт. -? На 2 ч. ›

Тр. -6 ч.

Что можете сказать о данных задачи? Почему данные о третьем тракторе лишние?

Как будем решать задачу? Почему?

5.Работа в РТ.

Откройте свои тетради на с.48 №2. А сейчас давайте решим задачу. Прочитайте её. Можем мы её решить?( нет, т.к.не хватает данных) Как нам её решить?( нужно воспользоваться схемой к задаче). Рассмотрите краткое условие. Помогите мне составить задачу. Не забывайте вписывать данные в условие. Как одним словом назвать и примеры, и задачи? После того, как Наташа решит и примеры, и задачи, выполненных заданий станет больше, или меньше? Мысленно определились со знаком. Запишите слово задача, клеточку вниз отступили и записываем решение (6+4=10 (з.)). Клеточку вниз –записали слово ответ: 10 з.(аданий). Молодцы, справились.

Давайте вернемся к учебнику и проверим, как вы научились измерят длину предметов с помощью мерки. Задание со знаком ?.Нам необходимо найти одинаковые отрезки. (зелёный и красный-5 кл., жёлтый и фиолетовый- 7кл.)


6.Итог урока. Рефлексия

- Чему вы научились на уроке? Что особенно удалось вам на этом уроке? Что было для вас трудным? Что больше всего понравилось на уроке?

-Если работать на уроке было интересно – поднимите жёлтый фломастер, было скучно, неинтересно – зелёный, на уроке было плохо и хотелось уйти домой – синий.



1-

2-

3-

4-

5-

6-

7-

8-

9-

0-



1-

2-

3-

4-

5-

6-

7-

8-

9-

0-



























































































1

6

8

9

10

6

10

7

8

3

10

8

6

10

3

1

10

4

7

8

10

4

1

6

8

9










I вариант

II вариант

5+4=

9

7-1=

6

2+15=

17

15+2=

17

14+4=

18

20-2=

18

20-4=

16

10+7=

17

9-6=

3

6+3=

9

Страница 5, 6 и 14 стражи из цифр и охраняемый ими домик

Страница 9 футбольный мяч (при устном счёте (игра в футбол) и математический удав с круговыми примерами.

Страница 10 и 13 – герои мультфильма, которые спрятаны на доске под домиком Страница 7, 8 –карточки для детей

Страница 11 и 12 для гимнастики для рук

Остальные страницы – ответы на круговые примеры и шпаргалка для учителя (примеры на математический футбол и слова физкультминутки.)




Мы весёлые мартышки 1,2,3

Мы играем громко слишком1,2,3

Всё руками хлопаем- хлоп…

Всё ногами топаем топ…

Надуваем щёчки

Скачем на носочках

Дружно прыгнем к потолку

Пальчик поднесём к виску

И друг другу даже язычки покажем

Шире рот откроем: ам…

Гримасы всем состроим

Как скажу я цифру 3-

Все с гримасами замри.




9