СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сравнение ФГОС 2010 и 2021 года

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сравнение ФГОС 2010 и 2021 года»

Практическая работа №1

Выполнил(а)


Колосова А. А. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26»


Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО».

А) изучите содержание обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО на основе сравнительного анализа со ФГОС ООО (2010), ФГОС СОО (2022). Оформите работу в виде таблицы:

Параметр сравнения

ФГОС ООО (2010г.)

ФГОС ООО (2021г.)

Требования к условиям реализации программ обучения

Стандарт направлен на обеспечение:

обучающихся;

общего образования;

дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;

-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья;

-общественного управления в

образовании;

-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, деятельности педагогических работников, организации, осуществляющей образовательную деятельность, функционирования системы образования в целом;

обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.

ФГОС обеспечивает (новое, что добавили):

вариативность содержания образовательных программ основного общего образования (далее - программы основного общего образования), возможность формирования программ основного общего образования различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, включая одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - обучающиеся с ОВЗ);

государственные гарантии обеспечения получения качественного основного общего образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации программ основного общего образования и результатам их освоения;

сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализацию права на изучение родного языка, возможность получения основного общего образования на родном языке, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа Российской Федерации;

благоприятные условия воспитания и обучения, здоровьесберегающий режим и применение методик обучения, направленных на формирование гармоничного физического и психического развития, сохранение и укрепление здоровья;

формирование навыков оказания первой помощи, профилактику нарушения осанки и зрения;

освоение всеми обучающимися базовых навыков (в том числе когнитивных, социальных, эмоциональных), компетенций;

развитие личностных качеств, необходимых для решения повседневных и нетиповых задач с целью адекватной ориентации в окружающем мире;

уважение личности обучающегося, развитие в детской среде ответственности, сотрудничества и уважения к другим и самому себе;

формирование культуры непрерывного образования и саморазвития на протяжении жизни;



разумное и безопасное использование цифровых технологий, обеспечивающих повышение качества результатов образования и поддерживающих очное образование;

единство учебной и воспитательной деятельности, реализуемой совместно с семьей и иными институтами воспитания;

личностное развитие обучающихся, в том числе гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание, ценность научного познания;

развитие государственно-общественного управления в образовании на основе функционирования органов коллегиального управления, включая ученическое самоуправление;

взаимодействие организации, реализующей программы основного общего образования (далее - Организация), с семьей, общественными организациями, учреждениями культуры, спорта, организациями дополнительного образования, детско-юношескими общественными объединениями;

развитие представлений обучающихся о высоком уровне научно- технологического развития страны, овладение ими современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ); применение обучающимися технологий совместной/коллективной работы на основе осознания личной ответственности и объективной

оценки личного вклада каждого в решение общих задач;

условия создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности;

специальные условия образования для обучающихся с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей.

Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации

ФГОС разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации, ориентирован на изучение обучающимися многообразного цивилизационного наследия России, … на реализацию

Стратегии научно-технологического развития Российской

Федерации, в соответствии с требованиями информационного

общества, инновационной экономики и научно-технологического развития общества.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

непрерывному образованию;

развития обучающихся в системе образования;

-познавательную деятельность

обучающихся;

В основе ФГОС лежат представления об уникальности личности и индивидуальных возможностях каждого обучающегося и ученического сообщества в целом, о профессиональных качествах педагогических работников и руководителей Организаций...

Единство обязательных требований к результатам освоения программ основного общего образования реализуется во ФГОС на основе системно-деятельностного подхода, ….




деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Обязательные требования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при освоении программ основного общего образования, включая особые образовательные потребности

обучающихся с ОВЗ, а также значимость основного общего образования для дальнейшего личностного развития обучающихся.

Предметные результаты освоения ООП ООО с учетом общих требований Стандарта и специфики

изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующем уровне общего образования.

ФГОС определяет элементы социального опыта (знания, умения и навыки, опыт решения проблем и творческой деятельности) освоения программ основного общего образования с учетом необходимости сохранения фундаментального характера образования, специфики изучаемых учебных предметов и обеспечения успешного обучения обучающихся на следующем уровне образования.

Требования к предметным результатам:

применение знаний и конкретных умений;

планирования с учетом результатов проводимых на федеральном уровне процедур оценки качества образования (всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования, международных сравнительных исследований);

изучение которого гарантирует государство;

основного общего образования по учебным предметам "Математика", "Информатика", "Физика", "Химия", "Биология" на базовом и углубленном уровнях;

России и мира в целом, современного состояния науки;

основного общего образования обучающихся с ОВЗ различных нозологических групп.

Содержание основного общего образования определяется основной образовательной программой основного общего образования

Содержание основного общего образования определяется программой основного общего образования, в том числе адаптированной, разрабатываемой и утверждаемой Организацией самостоятельно. Организация разрабатывает программу основного общего образования, в том числе адаптированную, в соответствии со

ФГОС и с учетом соответствующих ПООП, в том числе примерных адаптированных программ основного общего образования.

Срок получения основного общего образования составляет пять лет, а для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным ООП ООО, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год.

Срок получения основного общего образования составляет не более пяти лет.

Для обучающихся с ОВЗ при обучении по адаптированным программам основного общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, срок получения основного общего образования может быть увеличен, но не более чем до шести лет.





Для лиц, обучающихся по индивидуальным учебным планам, срок

получения основного общего образования может быть сокращен.

Основное общее образование может быть получено:

, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме);




Основное общее образование может быть получено:

образования).

Организациях с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме

Требования к условиям реализации ООП ООО характеризуют:

-технические


освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Требования к условиям реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, включают:

-техническому, учебно-методическому

обеспечению;

-педагогическим, кадровым и финансовым

условиям.

Условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать для участников образовательных отношений возможность: достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;

В целях обеспечения реализации программы основного общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:

достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования, в том числе адаптированной, обучающимися, в том числе обучающимися с ОВЗ;

формирования функциональной грамотности обучающихся …, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий;

использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий, направленных в том числе на воспитание обучающихся и развитие различных форм

наставничества;



При реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, каждому обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося в течение всего периода обучения должен быть обеспечен доступ к информационно-образовательной среде Организации

Доступ к информационным ресурсам информационно-

образовательной среды Организации обеспечивается в том числе посредством сети Интернет.

Информационное обеспечение реализации ООП ООО должно обеспечивать:

информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников

В случае реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся

в течение всего периода обучения должен быть обеспечен




на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета)

индивидуальным авторизированным доступом к совокупности информационных и электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования в полном объеме независимо от их мест нахождения, в которой имеется доступ к сети Интернет как на территории Организации, так и за ее пределами (далее - электронная информационно-образовательная среда).

Далее: условия функционирования и требования к электронной среде Организации


При реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, с использованием сетевой формы требования к реализации указанной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно- методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы основного общего образования с использованием сетевой формы

Требования к материально-техническому обеспечению реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной.

Организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-техническим обеспечением образовательной деятельности (помещениями и оборудованием) для реализации программы основного общего образования, в том числе

адаптированной, в соответствии с учебным планом.

Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой. Информационно-образовательная среда организации, осуществляющей образовательную деятельность, включает:

комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий,

обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде

Условия информационного обеспечения реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должны обеспечиваться также современной информационно- образовательной средой и т.д.

Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность работников Организации в решении профессиональных задач с применением ИКТ, наличие служб поддержки применения ИКТ. Обеспечение поддержки применения ИКТ организуется учредителем Организации.


Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать: укомплектованность учебниками, учебно-методической

литературой и материалами по всем учебным предметам

Организация должна предоставлять не менее одного учебника из федерального перечня учебников, …., на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, курсу, модулю , входящему как в обязательную часть указанной программы, так и в часть программы,

формируемую участниками образовательных отношений.



Психолого-педагогические условия реализации ООП ООО должны обеспечивать:

образовательной деятельности при получении основного общего образования; учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый; формирование и развитие психолого- педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;

правлений психолого-педагогического сопровождения участников

образовательных отношений (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития своей экологической культуры дифференциации и индивидуализации обучения;

обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);

й психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения); вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая

работа, просвещение, экспертиза).

Психолого-педагогические условия реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должны обеспечивать:

  1. преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности при реализации образовательных программ начального образования, основного общего и среднего общего образования;

  2. социально-психологическую адаптацию обучающихся к условиям Организации с учетом специфики их возрастного психофизиологического развития, включая особенности адаптации к социальной среде;

  3. формирование и развитие психолого-педагогической компетентности работников Организации и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

  4. профилактику формирования у обучающихся девиантных форм поведения, агрессии и повышенной тревожности;

  5. психолого-педагогическое сопровождение квалифицированными специалистами участников образовательных отношений:…

  6. индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательных отношений…


Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования включают:

при их аттестации.

организации, не реже чем один раз в три года.

Требования к кадровым условиям реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной.

Реализация программы основного общего образования обеспечивается педагогическими работниками Организации, а также лицами, привлекаемыми к ее реализации с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.

Квалификация педагогических работников Организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в





квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах (при наличии).

Педагогические работники, привлекаемые к реализации программы основного общего образования, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, деятельность которых связана с разработкой и реализацией программ основного общего образования.

Нет упоминания об аттестации и периодичности похождения курсов ПК.

Требования к структуре основной образовательной программы

ООП ООО реализуется образовательным

учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно- эпидемиологических правил и нормативов. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно- спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное

Структура программы ООО, в том числе адаптированной, включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений за счет включения в учебные планы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся из перечня, предлагаемого Организацией.

НЕТ направлений внеурочной деятельности

Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, - 30% от общего объема основной образовательной программы основного общего образования.

Объем обязательной части программы основного общего образования составляет 70%, а объем части, формируемой участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого Организацией, - 30% от общего объема программы основного общего образования

Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, Организация определяет самостоятельно.

Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой

содержательный организационный.

Программа основного общего образования, в том числе адаптированная, включает три раздела:

Целевой (структура без изменений)

содержательный (структура без изменений) организационный (структура без изменений)

Пояснительная записка должна раскрывать:

  1. цель и задачи реализации ООП ООО, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;

  2. принципы и подходы к формированию основной

образовательной программы основного общего образования.

Пояснительная записка должна раскрывать:

цели реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися программы основного общего образования;

принципы формирования и механизмы реализации программы основного общего образования, в том числе посредством реализации индивидуальных учебных планов;

общую характеристику программы основного общего образования.

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего

образования должны:

Планируемые результаты освоения обучающимися программы основного общего образования, в том числе адаптированной,

должны:



  1. обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы;

  2. являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, рабочих программ курсов внеурочной деятельности, курсов метапредметной направленности, программ воспитания,

а также системы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта.

Достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по завершении обучения.

  1. обеспечивать связь между требованиями ФГОС, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения программы основного общего образования;

  2. являться содержательной и критериальной основой для разработки:

  • рабочих программ учебных предметов, учебных курсов … учебному модулю;

  • рабочей программы воспитания;

  • программы формирования универсальных учебных действий обучающихся;

  • системы оценки качества освоения обучающимися;

в целях выбора средств обучения и воспитания, учебно- методической литературы.

Достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы основного общего образования определяется после завершения обучения в процессе государственной итоговой аттестации.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна:

  1. определять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, …

  2. ориентировать образовательную деятельность на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;

  3. обеспечивать комплексный подход к оценке результатов

…,

  1. обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся;

  2. предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга

  3. позволять использовать результаты итоговой оценки выпускников, …, как основы для оценки деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, и системы образования разного уровня. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна включать описание организации и содержания государственной итоговой аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной

деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттестацию

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должна:

ы представления

результатов оценочной деятельности;

программы основного общего образования, позволяющий осуществлять оценку предметных и метапредметных результатов;

и учет результатов использования разнообразных методов и форм обучения, …, в том числе формируемых с использованием цифровых технологий;

обучающихся;

формации о качестве подготовки обучающихся в интересах всех участников образовательных отношений.


Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должна включать описание организации и содержания:

промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;

оценки проектной деятельности обучающихся.




обучающихся, и оценки проектной деятельности

обучающихся.


Содержательный раздел ООП ООО

Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Содержательный раздел программы ООО, в том числе адаптированной, включает следующие программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов:

числе внеурочной деятельности), учебных модулей;

му формирования универсальных учебных действий у обучающихся;

(разрабатывается при наличии

в Организации обучающихся с ОВЗ).

Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру. Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

  1. планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

  2. содержание учебного предмета, курса;

  3. тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

  1. результаты освоения курса внеурочной деятельности;

  2. содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;

  3. тематическое планирование.

Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования и разрабатываться на основе требований ФГОС к результатам освоения программы основного общего образования.

Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей должны включать:

содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;

планируемые результаты освоения учебного

предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;

тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно- методическими материалами

Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности также должны содержать указание на форму проведения занятий.

Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей формируются с учетом рабочей программы воспитания.

Программа развития универсальных учебных действий Программа воспитания и социализации обучающихся должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества…

Программа формирования универсальных учебных действий

Рабочая программа воспитания должна быть направлена на развитие личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение ими результатов освоения программы основного общего образования




Программа коррекционной работы (далее - Программа) должна быть направлена на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории.

Программа коррекционной работы должна быть направлена на коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся, помощь в освоении ими программы основного общего образования, в том числе адаптированной.

Организационный раздел основной образовательной программы:

деятельности

Организационный раздел программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должен определять общие рамки организации образовательной деятельности, организационные механизмы и условия реализации программы основного общего образования и включать:

деятельности;



характеристику условий реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, в соответствии с требованиями ФГОС.

Учебный план

русский язык и литература (русский язык, литература); родной язык и родная литература (родной язык, родная литература);

иностранные языки (иностранный язык, второй иностранный язык);

общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география); математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика); основы духовно-нравственной культуры народов России; естественно-научные предметы (физика, биология, химия); искусство (изобразительное искусство, музыка); технология (технология); физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности

жизнедеятельности).

Учебный план программы основного общего образования: ОТЛИЧИЯ:

  1. В названии предметов, курсов

Математика учебные курсы "Алгебра", "Геометрия", "Вероятность и статистика".

История включает в себя учебные курсы "История России" и "Всеобщая история",

  1. Углубленное изучение предметов:

математика, информатика, физика, химия, биология

  1. Учебные модули по предметам: «Искусство», «Технология»,

«Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

  1. Организация вправе самостоятельно определять последовательность модулей и количество часов для освоения

обучающимися модулей по предметам

Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов.

Общий объем аудиторной работы обучающихся за пять учебных лет не может составлять менее 5058 академических часов и более 5549 академических часов .

Нижняя граница нагрузки на 209 ч. уменьшилась, а верхняя уменьшилась на 471 час.

План внеурочной деятельности обеспечивает учет

индивидуальных особенностей и потребностей

План внеурочной деятельности определяет формы организации и

объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими




обучающихся через организацию внеурочной деятельности.

План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (до 1750 часов за пять лет обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.

программы основного общего образования (до 1750 академических часов за пять лет обучения) с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей Организации.

При реализации плана внеурочной деятельности должна быть предусмотрена вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся. В целях реализации плана внеурочной деятельности Организацией может предусматриваться использование ресурсов других организаций, включая организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организаций, образовательные организации высшего образования, научные организации,

организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации.

Календарный учебный график должен определять чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей

(каникул) по календарным периодам учебного года

Календарный учебный график определяет плановые перерывы при получении основного общего образования для отдыха и иных социальных целей (далее - каникулы)

Требования к результатам обучения

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),






ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ основного общего образования, в том числе адаптированных:

  1. личностным

  2. метапредметным

  3. предметным

Требования к результатам освоения адаптированной программы основного общего образования обучающимися с ОВЗ учитывают в том числе особенности их психофизического развития и их особые образовательные потребности.

Научно-методологической основой для разработки требований к личностным, метапредметным и предметным результатам

обучающихся, освоивших программу основного общего образования, является системно-деятельностный подход

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм..

  2. формирование ответственного отношения к учению,…

  3. формирование целостного мировоззрения и т.д….

1) личностным, включающим:

ть обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;

деятельности;

ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;





Личностные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания Патриотического воспитания Духовно-нравственного воспитания Эстетического воспитания

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия

Трудового воспитания Экологического воспитания Ценности научного познания

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

умение самостоятельно определять цели своего обучения.. планировать…

соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности…и т.д.

метапредметным, включающим:

  • освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);

  • способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;

  • готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками,

  • к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

  • овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории;

Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должны отражать:

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

  1. базовые логические действия:

  2. базовые исследовательские действия:

  3. работа с информацией:

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:




2) совместная деятельность

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

  1. самоорганизация

  2. самоконтроль

  3. эмоциональный интеллект

  4. принятие себя и других

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков

личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения)

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны

обеспечивать успешное обучение на следующем уровне общего образования.

ДАЛЕЕ перечень предметных результатов по предметным областям и предметам.

предметным, включающим освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета

соответствующей предметной области;


виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов.

Предметные результаты освоения программы основного общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих конкретные учебные предметы, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение на следующем уровне образования

Требования к освоению предметных результатов программ основного общего образования на базовом и углубленном уровнях на основе их преемственности и единства их содержания обеспечивают возможность изучения учебных предметов

исле по индивидуальным учебным планам, программ,

технологий,

учебных предметов базового уровня, включая формирование у обучающихся способности знать определение понятия, знать и уметь доказывать свойства и признаки, характеризовать связи с другими понятиями, представляя одно понятие как часть целого комплекса, использовать понятие и его свойства при проведении рассуждений,

доказательства и решении задач (далее - свободно оперировать понятиями), решать задачи более высокого уровня сложности.





перечень предметных результатов по предметным областям и

предметам, в том числе по уровням обучения




Параметр сравнения

ФГОС СОО (2012г.)

ФГОС СОО (2022г.)

Требования к условиям реализации программ обучения

Не предусмотрено:

использование ИОС для повышения качества управления образовательной организацией;

для

функционирования ИОС;

с ОВЗ.


Цели ИОС: повышение качества реализации образовательных программ, качества

Возможность использования: внутренних информационных ресурсов, внешних ресурсов для функционирования ИОС школы (outsourcing).

Обеспечение доступности: информационных и учебных ресурсов образовательной организации

организации.

Безопасность: безопасный доступ к верифицированным образовательным ресурсам цифровой образовательной среды.

Специальные требования к ресурсам, используемым при обучении детей с ОВЗ.

Условия использования ЭИОС должны обеспечивать безопасность хранения информации об участниках образовательных отношений, безопасность цифровых образовательных ресурсов, используемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, при реализации программ СОО, безопасность организации образовательной деятельности в соответствии с Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Материально-технические условия реализации программы СОО должны обеспечивать соблюдение Гигиенических нормативов и

Санитарно-эпидемиологических требований.

Требования к структуре основной образовательной программы

Общий объем занятий на уровне СОО:

Минимум 2170 и максимум 2590 часов –количество учебных занятий за 2 года на одного ученика.

Максимум 37 часов в неделю.

Общий объем занятий на уровне СОО:

Минимум 2170 и максимум 2516 часов –количество учебных занятий за 2 года на одного ученика.

Максимум 37 часов в неделю.

Перечень обязательных предметов:

11–минимальное количество предметов в УП 8 обязательных предметов:

русский язык, литература, иностранный язык, математика, история или Россия в мире, физическая культура, ОБЖ,

астрономия

3 предмета минимум на углубленном уровне по всем учебным планам профиля, кроме универсального.

В универсальный профиль можно не включать предметы углубленного уровня.

Перечень обязательных предметов:

13–минимальное количество предметов в УП 13 обязательных предметов:

русский язык, литература, иностранный язык, математика (геометрия, алгебра и начала математического анализа, вероятность и статистика), информатика, история, обществознание, география, физика (астрономия полностью вошло в состав), химия, биология, физическая культура, ОБЖ



Состав учебных предметов:

Предмет «Математик» включает: алгебра, начало математического анализа, геометрия. Нет уточнения – модули это или курсы.

Курс «Вероятность и статистика» отдельно не выделяли; Нет пояснений по предмету «Физическая культура» для учебных планов АООП;

Можно не вводить изучение предметов углубленного уровня для универсального профиля, про АООП пояснений нет;

Астрономия, право, экономика, экология, естествознание – отдельные учебные предметы.

3 предмета школьники изучают по заявлению родителей и в зависимости от ресурсов школы –родной язык, родная литература, второй иностранный язык)

2 предмета минимум на углубленном уровне по всем учебным планам профиля. Такие предметы надо выбрать из предметной области по профилю обучения или смежной с ней.

В универсальный профиль нужно не включать минимум 2 предмета на углубленном уровне из предметной области по профилю обучения или смежной с ней.

Состав учебных предметов:

Предмет «Математик» включает курсы: алгебра и начало математического анализа, геометрия, вероятность и статистика;

Предмет «Физическая культура» можно заменить на «Адаптивная физическая культура» для учебных планов АООП;

Можно не вводить изучение предметов углубленного уровня только в АООП;

Астрономия, право, экономика, экология, естествознание –не отдельные учебные предметы. Их интегрировали в базовые учебные предметы – физику, обществознание, биологию и химию.

В новой редакции ФГОС СОО школы получили право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй

иностранный язык, родной язык и литературу.

Требования к программе коррекционной работы: Направления программы:

•Создать комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников с учетом состояния их здоровья и особенностей психофизического развития;

•Скорректировать недостатки в физическом или психическом развитии детей с ОВЗ и инвалидов, оказать им помощь в освоении ООП;

5 разделов в программе коррекционной работе СОО.

Требования к программе коррекционной работы: Направления программы:

  • скорректировать недостатки психического или физического развития детей, в том числе с ОВЗ, с инвалидностью, преодолеть трудности в освоении ООП;

  • оказать психолого-педагогическую помощь и поддержку школьникам;

5 разделов в программе коррекционной работе СОО, названия отличаются от предыдущей версии ФГОС СОО.

Основная образовательная программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении среднего общего образования и реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно- эпидемиологических правил и нормативов.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и

Основная образовательная программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении среднего общего

образования и реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г.,

регистрационный N 62296) (далее - Гигиенические нормативы), и Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-



секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.


Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение.

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N

28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 регистрационный N 61573) (далее - Санитарно-эпидемиологические требования).

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные

исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное

учреждение.

Требования к результатам обучения

Содержание было похоже на стандарты прежних ФГОС.

В содержании ФГОС СОО конкретизированы требования к предметным, метапредметным и личностным результатам реализации образовательных программ.

Конкретизированные формулировки позволяют устранить противоречия между разработчиками образовательных программ, авторами учебников и разработчиками контрольно-измерительных материалов, используемых в государственной итоговой аттестации. Личностные результаты:

Формируют на основе единства учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями.

Сгруппировали по направлениям воспитания:

  • гражданское;

  • патриотическое;

  • духовно-нравственное;

  • эстетическое;

  • физическое;

  • трудовое;

  • экологическое;

  • ценность научного познания. Метапредметные результаты:

Расширили по сравнению с предыдущей версией и конкретизировали по видам УУД




Сгруппировали по трем направлениям:

  • Овладение УУПД –базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;

  • Овладение УУКД –общение, совместная деятельность;

  • Овладение УУРД –самоорганизация, самоконтроль, эмоциональный интеллект, принятие себя и других людей.

Предметные результаты:

Расширили и определили четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.

В учебный предмет «Математика» включили учебный курс

«Вероятность и статистика».

  • Отдельно описали предметные результаты для учебного предмета

«История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история».

  • Для 10 учебных дисциплин установили требования к предметным результатам для базового и углубленного уровня: литература, иностранный язык, математика, информатика, история,

обществознание, география, физика, химия, биология.



Тема: «Современное учебное занятие в условиях введения обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО»

Б) «Анализ видеофрагментов учебных занятий с позиции системно-деятельностного подхода». Проанализируйте видеоурок (по выбору) или фрагменты двух видеоуроков с опорой на чек-лист.


Чек-лист анализа фрагмента учебного занятия.

Предмет, класс

Тема анализир уемого учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Общий вывод о учебном занятии в контексте реализации системно-

деятельност ного подхода

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляе мые

действия

Формы и приемы организац ии

деятельно сти

Осуществляе мые

действия

Формы и приемы организац ии

деятельно сти

Осуществляе мые

действия

Формы и приемы организации деятельност и


Математ

Системы

Включает

Выделение

Фронталь

Учебное

Фронталь

Целеполаган

Индивидуал

Урок

ика, 9

уравнени

обучающихся в

необходимо

ная

сотрудничес

ная

ие

ьная (работа

комбиниров

класс

й,

образовательну

й

(беседа,

тво,

(беседа,

(постановка

у доски)

анного типа,


содержа

ю деятельность;

информации

обсужден

выражение

обсужден

учебной

Групповая

основанный


щие

актуализирует

,

ие)

своих

ие,

задачи на

(работа в

на


параметр

учебное

структуриро


мыслей,

диалог)

основе того,

парах)

системно-


.

содержание,

вание


отвечают на


что уже


деятельност


Графиче

необходимое и

знаний.


простые и


усвоено и


ном


ский

достаточное

Проблемно-


сложные


того, что еще


подходе.


метод

для восприятия

диалоговое


вопросы


неизвестно).


Соответству


решения.

нового

взаимодейст


учителя,


Планирован


ет



материала;

вие


анализируют


ие


требования



обеспечивает в

Слушают,


и делают


(определени


м ФГОС



процессе

анализируют


выводы,


е


ООО.



закрепления

, ставят


сравнивают,


промежуточ


Учитель



повышение

вопросы и


обобщают,


ных целей и


выступает в



уровня

высказываю


классифицир


последовате


роли



осмысления

т свои


уют


льности


особого



изученного

предложени




действий).


мотиватора



материала,

я, опираются




Учет разных


для








мнений.


обучающих



глубины его понимания; обеспечивает усвоение обучающимися принципов саморегуляции и

сотрудничества

на свои знания




Управление поведением одноклассни ков,

выработка общего мнения при работе в паре и группах.

Контроль. Коррекция.


ся, осуществляе т управление образовател ьной

деятельност ью плавно, ненавязчиво

.

Знания по новой теме даются не в готовом

виде, а

выводятся обучающим ися в ходе решения проблемной задачи и через систему вопросов, которые

задает учитель. Учитель управляет поисковой деятельност ью обучающих

ся




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!