СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лабораторная работа по физике 8 класс "Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры"

Просмотр содержимого документа
«Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

Лабораторная работа №1   стр.220

Лабораторная работа №1 стр.220

Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

Цель работы: определить количество теплоты, отданное горячей водой и полученное холодной при теплообмене, и объяснить полученный результат.

Цель работы: определить количество теплоты, отданное горячей водой и полученное холодной при теплообмене, и объяснить полученный результат.

Приборы и материалы:  калориметр, измерительный цилиндр (мензурка), термометр, стакан. Примечание. Калориметр – прибор, применяемый в опытах по тепловым явлениям. Состоит из двух сосудов, разделенных воздушным промежутком. Дно внутреннего сосуда отделено от внешнего пластмассовой подставкой, что позволяет уменьшить теплообмен содержимого внутреннего сосуда с внешней средой.

Приборы и материалы:

калориметр, измерительный цилиндр (мензурка), термометр, стакан.

Примечание. Калориметр – прибор, применяемый в опытах по тепловым явлениям. Состоит из двух сосудов, разделенных воздушным промежутком. Дно внутреннего сосуда отделено от внешнего пластмассовой подставкой, что позволяет уменьшить теплообмен содержимого внутреннего сосуда с внешней средой.

Инструкция по технике безопасности при выполнении лабораторной работы   Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя. При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность. Проверьте целостность стеклянной посуды, не ставьте ее на край стола. Если все же произошла «авария», осколки стекла нельзя стряхивать со стола руками, сметайте их щеткой. Обратитесь за помощью к учителю или лаборанту. Соблюдайте осторожность при работе с горячей водой.

Инструкция по технике безопасности при выполнении лабораторной работы

Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.

Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.

При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность.

Проверьте целостность стеклянной посуды, не ставьте ее на край стола.

Если все же произошла «авария», осколки стекла нельзя стряхивать со стола руками, сметайте их щеткой. Обратитесь за помощью к учителю или лаборанту.

Соблюдайте осторожность при работе с горячей водой.

Ход работы. Налейте в стакан холодную воду массой  m х = 100г = …кг.   Измерьте температуру холодной  t х = …ºС Налейте в калориметр горячую воду массой  m г = 100г = …кг,  и измерьте температуру горячей воды t г =… ºС Примечание. Горячую воду нужно наливать во внутренний сосуд калориметра, вставленный во внешний сосуд.

Ход работы.

  • Налейте в стакан холодную воду массой

m х = 100г = …кг.

Измерьте температуру холодной

t х = …ºС

Налейте в калориметр горячую воду массой

m г = 100г = …кг,

и измерьте температуру горячей воды t г =… ºС

Примечание. Горячую воду нужно наливать во внутренний сосуд калориметра, вставленный во внешний сосуд.

Ход работы. 2. Осторожно влейте холодную воду в сосуд с горячей водой, помешайте аккуратно термометром полученную смесь и измерьте её температуру   t см =… …ºС

Ход работы.

2. Осторожно влейте холодную воду в сосуд с горячей водой, помешайте аккуратно термометром полученную смесь и измерьте её температуру

t см =… …ºС

Ход работы. 3. Рассчитайте количество теплоты, отданное горячей водой при остывании до температуры смеси

Ход работы.

3. Рассчитайте количество теплоты, отданное горячей водой при остывании до температуры смеси

Ход работы. 3. Рассчитайте количество теплоты, полученное холодной водой при её нагревании до температуры смеси

Ход работы.

3. Рассчитайте количество теплоты, полученное холодной водой при её нагревании до температуры смеси

Ход работы. 4. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу Масса горячей воды, m г , кг Начальная температура горячей воды, t г , О С  Температура смеси, t см , О С  Количество теплоты, отданное горячей водой, Q г , Дж  Масса холодной воды, m х , кг  Начальная температура холодной воды, t х , О С Количество теплоты, полученное холодной водой, Q х , Дж

Ход работы.

4. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу

Масса горячей воды,

m г , кг

Начальная температура горячей воды,

t г , О С

Температура смеси,

t см , О С

Количество теплоты, отданное горячей водой,

Q г , Дж

Масса холодной воды,

m х , кг

Начальная температура холодной воды,

t х , О С

Количество теплоты, полученное холодной водой,

Q х , Дж

Ход работы. 3. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу Масса горячей воды, m г , кг 0,1 Начальная температура горячей воды, t г , О С Температура смеси, t см , О С 73 Количество теплоты, отданное горячей водой, Q г , Дж 43 Масса холодной воды, m х , кг 12600 Начальная температура холодной воды, t х , О С 0,1 Количество теплоты, полученное холодной водой, Q х , Дж 18 10500

Ход работы.

3. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу

Масса горячей воды,

m г , кг

0,1

Начальная температура горячей воды,

t г , О С

Температура смеси,

t см , О С

73

Количество теплоты, отданное горячей водой,

Q г , Дж

43

Масса холодной воды,

m х , кг

12600

Начальная температура холодной воды,

t х , О С

0,1

Количество теплоты, полученное холодной водой,

Q х , Дж

18

10500

Ход работы. 3. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу m г , кг t г , О С 0,1 73 t см , О С Q г , Дж 43 12600 m х , кг t х , О С 0,1 Q х , Дж 18 10500

Ход работы.

3. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу

m г , кг

t г ,

О С

0,1

73

t см , О С

Q г , Дж

43

12600

m х , кг

t х , О С

0,1

Q х , Дж

18

10500

Ход работы. 4. Сравните количество теплоты, отданное горячей водой, с количеством теплоты, полученным холодной водой, и сделайте соответствующий вывод. Попробуйте объяснить полученные вами результаты. Сравните вычисленные значения Q х и Q г . Почему не у всех из вас эти величины равны? Можно ли полностью исключить теплообмен с окружающей средой? Какой результат вы получили бы в идеальных условиях? Достигнута ли вами поставленная цель (проверено ли предположение опытом)? Можно ли утверждать, что все показания и расчеты были абсолютно точны?)

Ход работы.

4. Сравните количество теплоты, отданное горячей водой, с количеством теплоты, полученным холодной водой, и сделайте соответствующий вывод.

Попробуйте объяснить полученные вами результаты.

  • Сравните вычисленные значения Q х и Q г . Почему не у всех из вас эти величины равны?
  • Можно ли полностью исключить теплообмен с окружающей средой?
  • Какой результат вы получили бы в идеальных условиях?
  • Достигнута ли вами поставленная цель (проверено ли предположение опытом)?
  • Можно ли утверждать, что все показания и расчеты были абсолютно точны?)

(больше) (меньше) = (равно) Q г, так как……. " width="640"

Вывод:

я научился вычислять количество теплоты отданное горячей и полученное холодной водой при теплообмене и выяснил, что Q х (больше) (меньше) = (равно) Q г, так как…….

Домашнее задание Параграф 7-9 На двойном листочке: задания на слайде 16-36 Демонстрационный вариант РДР по физике

Домашнее задание

Параграф 7-9

На двойном листочке: задания на слайде 16-36

Демонстрационный вариант РДР по физике

Игра «Верю – не верю». Ученик получает поощрительные баллы в случае своего согласия с правильным утверждением из числа приведенных ниже или несогласия с неправильным. Тепло всегда передается от горячего тела холодному. Количество теплоты, полученное холодной водой, может быть больше, чем отданное горячей водой. Количество теплоты измеряется в джоулях. Чтобы рассчитать массу т тела, необходимо его объем разделить на плотность ρ. Если в холодный чай налить горячее молоко, то чай станет еще холоднее.

Игра «Верю – не верю».

Ученик получает поощрительные баллы в случае своего согласия с правильным утверждением из числа приведенных ниже или несогласия с неправильным.

  • Тепло всегда передается от горячего тела холодному.
  • Количество теплоты, полученное холодной водой, может быть больше, чем отданное горячей водой.
  • Количество теплоты измеряется в джоулях.
  • Чтобы рассчитать массу т тела, необходимо его объем разделить на плотность ρ.
  • Если в холодный чай налить горячее молоко, то чай станет еще холоднее.

1 вариант 2 вариант Внутренняя энергия Количество теплоты. (записать буквенное обозначение и единицу измерения данной физической величины) (записать буквенное обозначение и единицу измерения данной физической величины)

1 вариант

2 вариант

  • Внутренняя энергия
  • Количество теплоты.

(записать буквенное обозначение и единицу измерения данной физической величины)

(записать буквенное обозначение и единицу измерения данной физической величины)

1 вариант 2 вариант 2. Работа. (записать буквенное обозначение и единицу измерения данной физической величины)  2. Изменение внутренней энергии (записать буквенное обозначение и единицу измерения данной физической величины)

1 вариант

2 вариант

2. Работа.

(записать буквенное обозначение и единицу измерения данной физической величины)

2. Изменение внутренней энергии

(записать буквенное обозначение и единицу измерения данной физической величины)

1 вариант 2 вариант 3. Конечная температура. (записать буквенное обозначение и единицу измерения данной физической величины)  3. Начальная температура. (записать буквенное обозначение и единицу измерения данной физической величины)

1 вариант

2 вариант

3. Конечная температура.

(записать буквенное обозначение и единицу измерения данной физической величины)

3. Начальная температура.

(записать буквенное обозначение и единицу измерения данной физической величины)

1 вариант 2 вариант 4. Масса вещества. (записать буквенное обозначение и единицу измерения данной физической величины)  4. Удельная теплоемкость (записать буквенное обозначение и единицу измерения данной физической величины)

1 вариант

2 вариант

4. Масса вещества.

(записать буквенное обозначение и единицу измерения данной физической величины)

4. Удельная теплоемкость

(записать буквенное обозначение и единицу измерения данной физической величины)

1 вариант 2 вариант 5. Формула для расчета количества теплоты при охлаждении вещества. 5. Формула для расчета количества теплоты при нагревании вещества.

1 вариант

2 вариант

5. Формула для расчета количества теплоты при охлаждении вещества.

5. Формула для расчета количества теплоты при нагревании вещества.

1 вариант 2 вариант 6. Количество теплоты -….. 6. Внутренняя энергия-…..

1 вариант

2 вариант

6. Количество теплоты -…..

6. Внутренняя энергия-…..

1 вариант 2 вариант 7. Конвекция - …... 7. Излучение-…..

1 вариант

2 вариант

7. Конвекция - …...

7. Излучение-…..

1 вариант 2 вариант 8. Удельная теплоемкость вещества-….. 8. Что означает эта запись?

1 вариант

2 вариант

8. Удельная теплоемкость вещества-…..

8. Что означает эта запись?

1 вариант 2 вариант 9. Какое количество теплоты отдает стакан кипятка массой 250 г., остывая от 30 0 С до 14 0 С? . 9. Сколько энергии требуется для того, чтобы изменить температуру свинца массой 500 г. на 20 0 С?

1 вариант

2 вариант

9. Какое количество теплоты отдает стакан кипятка массой 250 г., остывая от 30 0 С до 14 0 С?

.

9. Сколько энергии требуется для того, чтобы изменить температуру свинца массой 500 г. на 20 0 С?

Диагностический тест. 1. От каких физических величин зависит внутренняя энергия тела? А. От массы и скорости тела. Б. От высоты тела над землей и его скорости. В. От температуры и массы тела.

Диагностический тест.

1. От каких физических величин зависит внутренняя энергия тела?

А. От массы и скорости тела.

Б. От высоты тела над землей и его скорости.

В. От температуры и массы тела.

Диагностический тест. 2. В металлическую кружку налита вода. Какое из перечисленных ниже действий приводит к изменению внутренней энергии воды?  А. Нагревание воды на горячей плите. Б. Приведение воды в поступательное движение вместе с кружкой. В. Совершение работы над водой: перемешивание ее миксером.

Диагностический тест.

2. В металлическую кружку налита вода. Какое из перечисленных ниже действий приводит к изменению внутренней энергии воды?

А. Нагревание воды на горячей плите.

Б. Приведение воды в поступательное движение вместе с кружкой.

В. Совершение работы над водой: перемешивание ее миксером.

Диагностический тест. 3. Какая температура принята за 0 о С? А. Температура льда. Б. Температура тающего льда при нормальном атмосферном давлении. В. Температура тающего льда, перемешанного с солью.

Диагностический тест.

3. Какая температура принята за 0 о С?

А. Температура льда.

Б. Температура тающего льда при нормальном атмосферном давлении.

В. Температура тающего льда, перемешанного с солью.

Диагностический тест. 4. Сковорода стоит на горячей плите. Каким способом происходит в основном теплопередача от внешней поверхности сковороды к ее внутренней поверхности? А. Теплопроводностью. Б. Конвекцией. В. Излучением.

Диагностический тест.

4. Сковорода стоит на горячей плите. Каким способом происходит в основном теплопередача от внешней поверхности сковороды к ее внутренней поверхности?

А. Теплопроводностью.

Б. Конвекцией.

В. Излучением.

Диагностический тест. 5. Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый? А. Грязный снег поглощает солнечные лучи в большей степени. Б. Чистый снег отражает солнечные лучи сильнее, чем грязный. В. Оба ответа верны.

Диагностический тест.

5. Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый?

А. Грязный снег поглощает солнечные лучи в большей степени.

Б. Чистый снег отражает солнечные лучи сильнее, чем грязный.

В. Оба ответа верны.

Диагностический тест. 6. Один ученик нагрел 2 кг льда от-10 о С до 0 о С, другой нагрел 1 кг воды от +10 о С до +20 о С. Кто из учеников затратил большее количество теплоты и во сколько раз? А. Второй ученик в 2 раза, так как удельная теплоемкость воды в 2 раза больше удельной теплоемкости льда. Б. Первый ученик в 2 раза, так как масса льда в 2 раза больше массы воды. В. Оба ученика затратили одинаковое количество теплоты.

Диагностический тест.

6. Один ученик нагрел 2 кг льда от-10 о С до 0 о С, другой нагрел 1 кг воды от +10 о С до +20 о С. Кто из учеников затратил большее количество теплоты и во сколько раз?

А. Второй ученик в 2 раза, так как удельная теплоемкость воды в 2 раза больше удельной теплоемкости льда.

Б. Первый ученик в 2 раза, так как масса льда в 2 раза больше массы воды.

В. Оба ученика затратили одинаковое количество теплоты.

Диагностический тест. 7. Укажите неверные среди предложенных утверждений: А. Молекулы вещества находятся в беспорядочном непрерывном движении. Б. С повышением температуры скорость движения молекул увеличивается. В. Если два тела долгое время соприкасаются друг с другом, то средние значения скоростей движения их молекул становятся равными.

Диагностический тест.

7. Укажите неверные среди предложенных утверждений:

А. Молекулы вещества находятся в беспорядочном непрерывном движении.

Б. С повышением температуры скорость движения молекул увеличивается.

В. Если два тела долгое время соприкасаются друг с другом, то средние значения скоростей движения их молекул становятся равными.

Диагностический тест. После выполнения теста ребята меняются тетрадями с соседом по парте, проверяют работы, используя коды ответа, и выставляют оценки в рабочую карту. Двойку не ставят. 7 правильных ответов – “5” ; 6 правильных ответов – “4” ; 5 – 4 правильных ответа – “3” .

Диагностический тест.

После выполнения теста ребята меняются тетрадями с соседом по парте, проверяют работы, используя коды ответа, и выставляют оценки в рабочую карту.

Двойку не ставят.

7 правильных ответов – “5” ;

6 правильных ответов – “4” ;

5 – 4 правильных ответа – “3” .

№ вопроса 1 Код ответа 2 В 3 В 4 Б А 5 6 В 7 В В

№ вопроса

1

Код ответа

2

В

3

В

4

Б

А

5

6

В

7

В

В

теплопроводность конвенция   Излучение     Воздух в комнате нагревается через стены.  2. Через открытое окно, в которое входит теплый воздух.  3. Через стекло, которое пропускает лучи солнца.  4. Земля нагревается лучами солнца.  5. Жидкость нагревается на плите.

теплопроводность

конвенция

 

Излучение

 

 

  • Воздух в комнате нагревается через стены. 2. Через открытое окно, в которое входит теплый воздух. 3. Через стекло, которое пропускает лучи солнца. 4. Земля нагревается лучами солнца. 5. Жидкость нагревается на плите.
Теплопроводность Конвенция   Излучение     6. Стальная ложка нагревается от чая.  7. Воздух нагревается от свечи.  8. Газ двигается около тепловыделяющих деталей машины.  9. Нагревание ствола пулемета.  10. Кипение молока.

Теплопроводность

Конвенция

 

Излучение

 

 

6. Стальная ложка нагревается от чая. 7. Воздух нагревается от свечи. 8. Газ двигается около тепловыделяющих деталей машины. 9. Нагревание ствола пулемета. 10. Кипение молока.