Класс: 5
Тема: Сравнение натуральных чисел.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели урока:
Деятельностная цель: организовать процесс комплексного применения знаний и умений в ходе собственной учебной деятельности, учить учащихся самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути ее достижения.
Дидактическая цель: создать условия для применения знаний и умений детьми при сравнении чисел; показать необходимость и значимость этого приема в практической деятельности; способствовать усвоению алгоритма.
В ходе урока решались следующие задачи:
Задачи урока:
Образовательные:
Учить сравнивать натуральные числа, сравнивать многозначные натуральные числа, сравнивать величины;
Учить извлекать информацию, представленную в разных формах;
Уметь формулировать ответы, используя математический язык;
Учить оформлять тестовые работы.
Развивающие:
Содействовать развитию прочных знаний, самостоятельно добытых учащимися;
Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской работы;
Формировать логическое мышление.
Воспитательные:
Воспитывать культуру речи;
Воспитывать интерес к учебной деятельности.
ЗУН учащихся: учащиеся должны знать понятия: натуральные числа, многозначные числа, классы и разряды, знаки сравнения, простые и двойные неравенства, сравнения величин, координатный луч.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки для парной работы.
Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности (2 минуты).
УУД: Умение выражать свои мысли, логически мыслить.
Учитель приветствует учащихся, настраивает на урок: Здравствуйте! Желаю, ребята, вам успешной работы на уроке.
Учитель организует игровой момент, демонстрируя ребус. Предлагает определить, о чем пойдет речь на уроке.
Учащиеся разгадывают ребус, определяют, что на уроке они будут работать со сравнением чисел.
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (8 минут).
УУД: умение выражать свои мысли, применять полученные знания на практике, анализировать и оценивать свою деятельность.
Учитель:
Вспомните, какие знаки сравнения вы знаете?
Учитель: Какое правило сравнения вы знаете из начальной школы?
Из двух чисел меньше то, которое при счете называют раньше и больше то, которое при счете называют позже.
Учитель: Рассмотрим сравнение чисел.
Ученикам необходимо решить тест.
Учитель демонстрирует тест.
1. Сравните числа:
0 и 18
147 и 23
11871 и 11859
2613008 и 2613001
5891 и 654
2. Запишите в виде неравенства:
1) Число 10 больше, чем 5;
2) Число 11 меньше, чем 28;
3) Число 127 больше, чем 17.
Учащиеся выполняют задания самостоятельно, после чего осуществляется проверка по эталону, самооценка своей деятельности по критериям.
Ответы.
0 18
147 23
11871 11859
2613008 2613001
2.
1) 10 5
2) 1128
3) 127 17
Учитель: Какие трудности вы испытали в ходе решения данных заданий?
Учащиеся высказывают затруднения, идет обсуждение по ликвидации пробелов.
Открытие нового знания (8 минут).
УУД: Поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждений, структуирование знаний, учебное сотрудничество, выдвижение гипотез и их обоснование
Рассмотрим сравнение чисел с помощью координатного луча.
0 1 2 3 4 5 6 7
Учитель: Как сформулировать правила сравнения, используя координатный луч?
Ответы учеников. Прочитаем правило в учебике. Страница 33.
Точка с меньшей координатой лежит на координатном луче левее точки с большей координатой.
Учитель: Какое самое маленькое натуральное число? А самое большое?
Обсуждение, ответы учеников.
Учитель: А как сравнить многозначные числа?
Учащиеся высказывают затруднение. Идет обсуждение. При делении числа на классы и разряды ученики формулируют правило.
122305 и 789841
1578856 и 1178388
178675 и 7876007
Примеры сравнения записывают в виде неравенств в тетрадь.
Учитель: Расскажите, где мы используем сравнение.
Ученики приводят примеры из жизни.
Учитель:
- какие действия по сравнению вы умеете выполнять?
- какие сравнения вы производили?
- как можно использовать эти знания?
Учащиеся обсуждают, высказывают гипотезы.
Гипотезы:
Правило сравнения натуральных чисел при счете.
Использование координатного луча для сравнения натуральных чисел.
Сравнение многозначных чисел по количеству знаков числа.
Учащиеся высказывают свои мнения и приводят примеры.
Постановка учебной задачи. Выявление места и причины затруднения ( 5 минут ).
УУД: Формулирование проблемы, обсуждение затруднений
Учитель дает задание из учебника ( № 1.165 (а,в,д), № 1.166 (а,в,д), ), организует работу у доски.
Закрепление нового знания в парах (10 минут).
УУД: Умение работать в парах, осуществлять взаимопомощь.
Учитель дает задание из учебника ( № 1.190 ), организует работу у доски.
Рефлексия (1 минута).
УУД: Осознание качества и уровня освоения.
Учитель задает вопросы:
- какую цель ставили на уроке?
- удалось ли решить поставленную цель?
- кто хорошо понял тему и может поделиться своими знаниями?
- кому нужно ещё потренироваться и над чем надо поработать?
- какое у вас настроение?
8. Домашнее задание (1 минута).
Пункт 6 читать, ответить на вопросы, решить в тетр. № 145
Резерв:1.154, 1.194
К (6)
Л (9)
П (8)
Е (10)