СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Сравнительная характеристика Тараса Бульбы и былинных героев»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

цель данной разработки заключается в том, чтобы познакомить учащихся с атмосферой повести, с исторической эпохой, дать представление о различии между исторической истиной и художественными задачами писателя.

Просмотр содержимого документа
««Сравнительная характеристика Тараса Бульбы и былинных героев»»

«Сравнительная характеристика Тараса Бульбы и былинных героев»

Цель: познакомить учащихся с атмосферой повести, с исторической эпохой, дать представление о различии между исторической истиной и художественными задачами писателя.

Задачи: 

1. Подвести учащихся к осмыслению трагического конфликта между миром казаков, для которых главными ценностями являются любовь к Родине, вера, товарищество, и миром Андрия, где главной ценностью является сам человек.

2. Помочь учащимся в преодолении «нравственного эгоцентризма» в восприятии литературных произведений.

Тип урока: комбинированный урок

Вид урока: урок – ключ

Формы обучения: индивидуальная и групповая.

Оборудование урока: иллюстрации к повести, репродукция картины И.Репина «Запорожцы пишут письмо султану»



Ход урока:

Вопросы для рассуждения учащихся:

- Выявление первоначального читательского восприятия.

- Чья смерть, Андрия или Остапа, вызвала более глубокое сочувствие?

- Кому из героев повести сочувствует автор, а кто вызывает у него

осуждение?

- Опишите, каким вы видите Тараса, когда он смотрит на Андрия,

летящего на коне с поляками, и на мертвого сына.

- Почему Тарас спасается в бою под Дубно и гибнет из-за трубки?

- Почему описание природы сопутствует казакам, а не полякам?

- Почему автор сравнивает казаков с птицами, а Сечь с гнездом?

Краткий исторический экскурс.

Дается подготовленным учеником.

Работа с текстом:

- Комментированное чтение первых глав повести с пояснением

непонятных слов и бытовых реалий описываемой эпохи.

- Есть ли сходство между Тарасом Бульбой и героями былин? В чем?

А в чем различие?

- Найдите в тексте фрагменты, где Тарас и другие запорожцы рисуются как былинные богатыри, где подчеркивается их историческая принадлежность своему времени и месту.

- В каких эпизодах вы можете обнаружить приемы гиперболизации

(работа со словарем).

- Почему автор столь подробно в описании натуры Тараса Бульбы рассказывает о причинах, породивших такую натуру?

- Как вы думаете, Гоголь считает казачество национальным слоем или

выражением «русского духа»?

Составление портрета Тараса по группам:

На доске нарисован круг, разделенный на три сектора. Круг – знак

законченности, завершенности.

Первая группа составляет самохарактеристику героя, вторая – собирает

материал об авторских отступлениях, третья – о сопоставлениях, косвенных характеристиках героя. Пейзаж, интерьер, рассказы о товарищах, размышление сыновей об отце отношение к дому, образ жены

Результат: проверка знания текста практически у всего класса, выявление представлений о сюжетно-динамических способах создания образа и внесюжетных (авторских и косвенных характеристиках) и невозможности их осуществления вне взаимосвязи друг с другом.

Творческие задания:

а) Сравните запорожцев в повести Гоголя и на картине И.Е.Репина

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

б) Инсценируйте сцену избрания нового кошевого.

Домашнее задание:

1. Составить рассказ о Тарасе Бульбе по первым главам.

2.Найти и выделить в повести моменты, где выявляются вера, патриотизм, товарищество, вольность.