СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сравнительный метод исследования

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сравнительный метод исследования

Просмотр содержимого документа
«Сравнительный метод исследования»

Сравнительный метод исследования Выполнил:  преподаватель специальных дисциплин Комарцова А. В. .

Сравнительный метод исследования

Выполнил:

преподаватель специальных дисциплин

Комарцова А. В.

.

Сравнительный метод – один из самых распространенных в разных науках. Во многих сферах человеческой деятельности возникает необходимость оптимального выбора. При этом учитываются все характеристики изучаемых объектов, а также их сопоставление по нужным критериям. Сопоставление является одним из основных методов познания окружающей действительности. Основа данного способа достаточно проста: определение и сопоставление отдельных явлений социального, экономического, политического или другого характера с целью обнаружения отличительных сходств и различий.

Сравнительный метод – один из самых распространенных в разных науках. Во многих сферах человеческой деятельности возникает необходимость оптимального выбора. При этом учитываются все характеристики изучаемых объектов, а также их сопоставление по нужным критериям. Сопоставление является одним из основных методов познания окружающей действительности. Основа данного способа достаточно проста: определение и сопоставление отдельных явлений социального, экономического, политического или другого характера с целью обнаружения отличительных сходств и различий.

Метод сравнительного анализа берет свое начало от такого общенаучного метода, как аналогия. Однако в отличие от последнего, сравнение предвидит использование элементов других методов, среди которых:  анализ, методы мышления, моделирование, синтез, индукция, дедукция и др . Основной целью сравнения является получение новых фактов не только от различных свойств сравниваемых объектов или явлений, но также анализ их всевозможных взаимосвязей. На основании этого можно составить общую тенденцию их последующего функционирования и развития .

Метод сравнительного анализа берет свое начало от такого общенаучного метода, как аналогия. Однако в отличие от последнего, сравнение предвидит использование элементов других методов, среди которых:

анализ,

  • методы мышления,
  • моделирование,
  • синтез,
  • индукция,
  • дедукция и др .

Основной целью сравнения является получение новых фактов не только от различных свойств сравниваемых объектов или явлений, но также анализ их всевозможных взаимосвязей. На основании этого можно составить общую тенденцию их последующего функционирования и развития .

МЕХАНИЗМ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА Сравнительный метод исследования имеет свой собственный механизм, который включает в себе следующие компоненты: Общенаучные методы . Сюда входят: аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез и др. Логический аппарат . Обширная система категорий, которая используется в операциях по сравнению и анализу. Каждый объект или явление обладает своей собственной системой категорий.

МЕХАНИЗМ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

Сравнительный метод исследования имеет свой собственный механизм, который включает в себе следующие компоненты:

  • Общенаучные методы . Сюда входят: аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез и др.
  • Логический аппарат . Обширная система категорий, которая используется в операциях по сравнению и анализу. Каждый объект или явление обладает своей собственной системой категорий.

ЭТАПЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА Сравнительный метод оценки объектов и явлений предвидит осуществление исследования на нескольких уровнях: Сбор и обработка всей полученной информации. При этом все данные должны быть объективными, точными и доказуемыми.  Систематизация информации. Все данные нужно распределить на разные категории и придать собранному материалу структурный вид. Толкование полученных данных. На основании анализа и сопоставления информации делаются конкретные выводы.

ЭТАПЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

Сравнительный метод оценки объектов и явлений предвидит осуществление исследования на нескольких уровнях:

  • Сбор и обработка всей полученной информации. При этом все данные должны быть объективными, точными и доказуемыми.
  • Систематизация информации. Все данные нужно распределить на разные категории и придать собранному материалу структурный вид.
  • Толкование полученных данных. На основании анализа и сопоставления информации делаются конкретные выводы.

ПРАВИЛА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА Сравнительный метод исследования будет эффективным только в том случае, если соблюдены все правила его осуществления: Осуществление сравнения на разных уровнях с использованием аналогии, системно-исторического анализа и логики. Правильный выбор объектов для осуществления процесса сравнения. Конкретная постановка целей. Метод сравнительного анализа должен быть осуществлен с применением конкретных критериев. Четкое определение признаков сравниваемых объектов и явлений. Обработка результатов сравнения и анализ возможности их применения в практике.

ПРАВИЛА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

Сравнительный метод исследования будет эффективным только в том случае, если соблюдены все правила его осуществления:

  • Осуществление сравнения на разных уровнях с использованием аналогии, системно-исторического анализа и логики.
  • Правильный выбор объектов для осуществления процесса сравнения.
  • Конкретная постановка целей.
  • Метод сравнительного анализа должен быть осуществлен с применением конкретных критериев.
  • Четкое определение признаков сравниваемых объектов и явлений.
  • Обработка результатов сравнения и анализ возможности их применения в практике.

ВИДЫ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Сравнительный метод имеет свою типологию. В науке выделяют следующие виды исследований: Согласно объему исследования: макро- и микросравнение.  Согласно целям, выделяют практическое (или функциональное) и теоретическое (или научное) исследование. Согласно уровню, исследование может быть межсистемным, внутрисистемным, внутринациональным, историческим, межотраслевым и т. д.

ВИДЫ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Сравнительный метод имеет свою типологию. В науке выделяют следующие виды исследований:

  • Согласно объему исследования: макро- и микросравнение.
  • Согласно целям, выделяют практическое (или функциональное) и теоретическое (или научное) исследование.
  • Согласно уровню, исследование может быть межсистемным, внутрисистемным, внутринациональным, историческим, межотраслевым и т. д.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА Сравнительный подход имеет ряд плюсов и минусов, которые исследователь должен учитывать в своей работе. Что касается положительных сторон, то они следующие: Метод позволяет отразить актуальную и реальную ситуацию по отношению к исследуемому объекту или явлению. Все данные статистически обоснованы.  В процессе исследования можно вносить корректировку сравниваемых явлений или объектов. При наличии большого количества информации метод очень прост в осуществлении и дает надежные и достоверные результаты.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

Сравнительный подход имеет ряд плюсов и минусов, которые исследователь должен учитывать в своей работе. Что касается положительных сторон, то они следующие:

  • Метод позволяет отразить актуальную и реальную ситуацию по отношению к исследуемому объекту или явлению.
  • Все данные статистически обоснованы.
  • В процессе исследования можно вносить корректировку сравниваемых явлений или объектов.
  • При наличии большого количества информации метод очень прост в осуществлении и дает надежные и достоверные результаты.

Метод имеет и свои недостатки: На момент толкования результатов исследования данные могут устареть. Точность полученных данных зависит от стабильности исследуемого объекта. Для достоверных и точных данных нужно большое количество информации.  Соотношение положительных и негативных сторон метода определяет эффективность его применения в каждом конкретном случае.

Метод имеет и свои недостатки:

  • На момент толкования результатов исследования данные могут устареть.
  • Точность полученных данных зависит от стабильности исследуемого объекта.
  • Для достоверных и точных данных нужно большое количество информации.

Соотношение положительных и негативных сторон метода определяет эффективность его применения в каждом конкретном случае.

ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРАВНИТЕЛЬНОГО МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ сравнительная анатомия (отрасль биологии); богословие и религиоведение; история языкознания; история литературы; мифология; политология и право, в частности, уголовное;  генетическая (сравнительная) психология; философия.

ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРАВНИТЕЛЬНОГО МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ

  • сравнительная анатомия (отрасль биологии);
  • богословие и религиоведение;
  • история языкознания;
  • история литературы;
  • мифология;
  • политология и право, в частности, уголовное;
  • генетическая (сравнительная) психология;
  • философия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс