Средства формирования универсальных учебных действий у учащихся 5 классов. Использование элементов технологии продуктивного чтения.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
Известно, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств − возможно лишь в деятельности (Л.С. Выготский). При этом формирование любых умений, в том числе и универсальных учебных действий (УУД) проходит через следующие этапы:
1) вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;
2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;
3) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;
4) в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Например, при формировании умения ставить перед собой цель вначале учащиеся под руководством учителя приобретают опыт целеполагания на уроках по разным учебным предметам. Затем организуется их мотивация и знакомство с понятием цели деятельности и алгоритмом целеполагания. Далее учащиеся начинают уже самостоятельно применять изученный способ действия на уроках по разным учебным предметам и во внеурочной деятельности, рефлексировать свой опыт, уточнять и корректировать свои действия, осуществлять их самоконтроль. Здесь, собственно, у детей и формируется, отрабатывается, закрепляется требуемое умение, после чего уровень сформированности УУД контролирует учитель.
В примерной программе основного общего образования по биологии по каждому разделу/классу определены как предметные, так и метапредметные результаты. Уточним их и определим средства и способы формирования: как формировать универсальные учебные действия в курсе биологии? С чего начать?
В первую очередь с изучения нормативной документации, т.е. самого стандарта. В основу стандарта положен системно-деятельностный подход, т.е. урок нужно разрабатывать используя различные виды деятельности.
Классификация видов учебной деятельности
Виды деятельности со словесной основой:
Контент-анализ выступлений одноклассников;
Самостоятельная работа с учебником, электронными образовательными ресурсами (ЭОР);
Подготовка и представление публичного выступления в виде презентации;
Поиск информации в электронных справочных изданиях: электронной энциклопедии, словарях, в сети Интернет, электронных базах и банках данных;
Отбор и сравнение материала из нескольких источников (образовательный ресурс сети Интернет, ЭОР, текст учебника, текст научно-популярной литературы);
Составление с помощью различных компьютерных средств обучения плана, тезисов, резюме, аннотации, аннотированного обзора литературы и др;
Подготовка выступлений и докладов с использованием разнообразных источников информации;
Решение задач
Виды деятельности на основе восприятия образа:
Просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов;
Участие в телеконференциях;
Наблюдение за демонстрациями учителя;
Объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений;
Анализ графиков, таблиц, схем
Виды деятельности с практической основой:
Постановка опытов для демонстрации классу;
Постановка фронтальных опытов;
Выполнение фронтальных лабораторных работ;
Выполнение работ практикума;
Разработка новых вариантов опыта;
Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных;
Проведение исследовательского эксперимента;
Моделирование и конструирование:
Решение экспериментальных задач;
Подготовка и оформление с помощью прикладных программ общего назначения результатов самостоятельной- работы в ходе учебной и научно-познавательной деятельности
Использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
(Формируются все виды УУД)
В результате использования элементов технологии продуктивного чтения учитель способствует формированию Познавательных УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенностиобъектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
В результате использования элементов технологии продуктивного чтения учитель способствует формированию Коммуникативных УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
В результате использования элементов технологии продуктивного чтения учитель способствует формированию Регулятивных УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
В результате использования элементов технологии продуктивного чтения учитель способствует формированию Личностных УУД:
1) формируем умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Приём «Составь определение» используется для формирования предметных компетенций.
Задание:
Составьте определение «Вакуоль», используя текст учебника.
Примечание: определение отвечает на вопрос «что?».
Приём «Составление плана параграфа» используется для выделения главных мыслей в содержании темы.
Памятка
Для того чтобы лучше усвоить материал параграфа, составьте его план, отвечающий требованиям:
1. Пункты плана должны отражать главные мысли.
2. Пункты плана должны быть связаны между собой по смыслу.
3. Пункты плана формулируются кратко и чётко.
Читая текст, задавайте два вопроса: «О чём здесь говорится?» (поможет вам разбить текст на «смысловые единицы») и «Что об этом говорится?» (поможет выделить самое существенное)
Задание:
Составьте план § в соответствии с памяткой
Примечание: план должен содержать 3 пункта.
Приём «Чтение между строк» используется для нахождения подтекстовой информации.
Задание:
Прочитайте первый абзац.
Укажите практические методы (наблюдение и эксперимент).
Назовите теоретические методы.
Приём «Шесть вопросов» используется для всестороннего изучения текста.
Задавать вопросы в указанном порядке:
Кто? Что?
Если я правильно понял, то…
Почему?
Чем отличается?
Как вы думаете, … ?
Как бы вы поступили, если… ?
Задание: Задайте вопросы к тексту.
При изучении биологии большое значение имеет смысловое чтение несплошных текстов (рисунков, таблиц, схем…)
Такие же вопросы можно задать к рисунку
Задание:
Задайте вопросы к рисунку.
Приём «Сравнение» используется для полноценного анализа.
I. Обшее
1, 2, 3…
II. Различия
Объект 1
Объект2.
Не менее важным УУД является – обучение приемам поиска информации – одна из самых востребованных на практике задач. Основные современные источники информации - это глобальная сеть Интернет и печатные источники. Существуют три основных способа поиска информации в Интернете.
По-прежнему важным и надежным источником информации являются печатные источники и, в первую очередь, учебники. В ходе обучения биологии используются разнообразные приемы работы с текстом учебника:
найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке ...;
уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение “редактор”);
поставь вопросы к данному абзацу;
составь суждение по тексту параграфа...;
выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе;
расскажи по опорным словам (разверни информацию);
заполни “слепой текст” терминами из изучаемой темы ...;
создай таблицу (сверни информацию) по ...;
составь план изучения темы ... (алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем – процесс, организмы, признаки организмов);
составь набор понятий темы...;
составь предложения по теме ..., используя слова “так, как”, “потому что”, следовательно”, “если, то”;
зашифруй понятия темы ... в символы, систему или последовательность символов;
составь разные предложения с одним и тем же понятием ....
Важной задачей учителя является работа, направленная на обучение анализу учебного текста, актуализации имеющихся у учащихся знаний, формирование понимания предлагаемого содержания, выявление логических связей между фактами, понятиями, законами, установление связей между отдельными текстовыми фрагментами, параграфами, разделами.
Работа с таблицами, графиками, отражающими как строение, так и процессы жизнедеятельности объектов живой природы, требует от учащихся активизации внимания, воли, памяти, мышления.
Для формирования и развития умения “свертывания” информации можно использовать алгоритм составления схемы.
Алгоритм составления схемы:
Запишите тему, выделите ключевые слова.
Найдите основные разделы текста, дайте им названия.
Установите взаимосвязи (стрелки, блоки).
Приведите примеры.
На уроках биологии для развития познавательных УУД можно использовать всевозможные биологические задачи:
а) Задачи, способствующие развитию логического мышления.
б) Задачи на распознавание натуральных объектов.
в) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.
г) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.
д) Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.
е) Задачи, связанные с самонаблюдением.
ж) Задачи, содержащие новую для учащихся информацию.
Задача 1. Один юннат рассказал об опыте, который он начал за 2 недели до урока. Он вырастил проросток фасоли и, когда стебель достиг 15 см, срезал его верхушку примерно настолько, насколько прищипывал корешок проростка. Ежедневно наблюдал, что происходит с этим растеньицем. Делал записи в дневнике наблюдений. Предположите, как выглядели результаты опыта.
Задача 2. Желая подготовить семена к посеву, ученик поместил их в две пробирки с водой. В одной пробирке семена проросли, а в другой - нет. Как это можно объяснить?
Задача 3. Дачник-любитель посеял весной семена моркови, но большинство из них не проросли. Как объяснить эту неудачу? Что необходимо было предварительно сделать дачнику? Выскажите всевозможные предположения.
Задача 4. У каких растений – болотных, луговых или пустынных - корневая система должна уходить в землю на большую глубину? Почему вы так считаете?
Задача 5. Клетки кожицы листа прозрачные, бесцветные. Какое значение в жизни растения имеет такая особенность их строения?