СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средства ИКТ, применяемые в образовании.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Средства ИКТ, применяемые в образовании.»

Средства ИКТ, применяемые в образовании.

Как уже было упомянуто, образовательная сфера подвержена влиянию современных информационных и коммуникационных технологий. В настоящее время они в разной степени используются на всех уровнях обучения, поскольку позволяют решить следующие дидактические задачи:

  • улучшить качество и организацию процесса преподавания,

  • повысить уровень индивидуализации обучения;

  • повысить качество и продуктивность самостоятельной работы учащихся;

  • индивидуализировать работу педагога;

  • обеспечить более свободный доступ к материалам и разработкам, подготовленным учителем;

  • повысить мотивацию к обучению;

  • активизировать процесс обучения, привлечь учащихся к исследовательской деятельности;

  • обеспечить гибкость процесса обучения.

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением.

Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения.

К системным программам относятся:

  • операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами;

  • служебные или сервисные программы.

К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.

В настоящее время в системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

С появлением компьютерных сетей и аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь, с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых – собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых систем можно найти документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.

С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно- исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.

По области методического назначения средства информационно- коммуникационных технологий можно классифицировать следующим образом:

  • Обучающие - сообщают знания, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения.

  • Тренажеры - предназначены для отработки разного рода умений или навыков, повторения или закрепления пройденного материала.

  • Информационно-поисковые и справочные - сообщают сведения, формируют умения и навыки по систематизации информации.

  • Демонстрационные - визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения.

  • Имитационные - представляют определенный аспект реальности для изучения его структурных или функциональных характеристик.

  • Лабораторные - позволяют проводить удаленные эксперименты на реальном оборудовании.

  • Моделирующие - позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения.

  • Расчетные - автоматизируют различные расчеты и другие рутинные операции.

  • Учебно-игровые - предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуются в игровой форме.

Что касается методов и средств обучения посредством ИКТ, то следует отметить среди наиболее популярных и востребованных технологий обучения выделяют дистанционную технологию обучения.

Дистанционная технология обучения (образовательного процесса) на современном этапе – это совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.

При осуществлении дистанционного обучения информационные технологии должны обеспечивать:

  • доставку обучающимся основного объема изучаемого материала;

  • интерактивное взаимодействие обучающихся и преподавателей в процессе обучения;

  • предоставление обучающимся возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала;

  • оценку их знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения.

Для достижения этих целей применяются следующие информационные технологии:

  • предоставление учебников и другого печатного материала;

  • пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям;

  • дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации;

  • видеозаписи;

  • трансляция учебных программ по национальным и региональным телевизионным и радиостанциям;

  • кабельное телевидение;

  • голосовая почта;

  • двусторонние видеотелеконференции;

  • односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону;

  • электронные (компьютерные) образовательные ресурсы.

Необходимая составляющая системы дистанционного обучения –самообучение. В процессе самообучения обучающийся может изучать материал, пользуясь печатными изданиями, видеозаписями, электронными учебниками и CD-ROM-учебниками и справочниками. К тому же обучающийся должен иметь доступ к электронным библиотекам и базам данных, содержащим огромное количество разнообразной информации.

Сегодня активно используют в учебном процессе мультимедийные возможности ИКТ. О мультимедии мы уже частично проговаривали в предыдущих лекциях, в рамках данной темы мы отметим, что понятие мультимедиа вообще и средства мультимедиа, в частности, с одной стороны тесно связано с компьютерной обработкой и представлением разнотипной информации и, с другой стороны, лежит в основе функционирования средств ИКТ, существенно влияющих на эффективность образовательного процесса. Cлово «мультимедиа» имеет несколько разных значений.

Мультимедиа - это:

  • технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;

  • информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;

  • компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;

  • компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;

  • особый обобщающий вид информации, который объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).

Таким образом, в широком смысле термин «мультимедиа» означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).

Применение мультимедиа технологии приводит к использованию более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания, является наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Помимо этого, внедрение мультимедиа технологии способствует

повышению мотивации обучения учащихся, экономии учебного времени, более глубокому усвоению материала на уроках. Мультимедийные средства обучения помогают чётко выстраивать структуру урока, эстетически его оформлять. Ещё одним достоинством является эмоциональное воздействие на учащихся. Включение видеосюжетов и звукового сопровождения слайдов позволяет формировать у учащихся личностное отношение к увиденному и услышанному, повышает мотивацию учения.

Применение мультимедийных средств позволяет сократить время при выполнении заданий, что повышает продуктивность урока. Мультимедиа и технологии наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы школы.

Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения

оказывают большое влияние на все другие его компоненты – цели, содержание, формы, методы.

Недостатки использования средств ИКТ. Несмотря на очевидные преимущества, применение информационно-коммуникационных технологий

может иметь и негативные последствия.

В частности, одним из преимуществ обучения с использованием средств ИКТ называют индивидуализацию обучения. Однако именно индивидуализация может свести к минимуму и без того дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение участников образовательного процесса – преподавателей и учащихся, учащихся между собой, подменяя его «диалогом» с компьютером. Как показывают психологические исследования, при отсутствии диалогического общения, хуже формируется монологическое общение с самим собой, то есть самостоятельное творческое мышление.

Другим преимуществом применения информационно-коммуникационных технологий является повышение качества и продуктивности самостоятельной работы учащихся. Но и здесь можно поспорить, поскольку учащиеся, выполнив, например, тестовое задание, нечасто вдаются в подробные объяснения допущенных ошибок. Не секрет также и то, что в материалах сети Интернет не всегда содержатся достоверные сведения, и случается так, что ошибочная информация преподносится как истинная.

Кроме того, к сожалению, стоит отметить, что уровень обеспечения, транспортирования и хранения информации не всегда соответствует уровню технического оснащения современных образовательных учреждений.

Бывают случаи, когда школьное оборудование не может считать информацию с других носителей в силу того, что программное обеспечение устарело.

Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью современного общества и образования;

  • средства информационно-коммуникационных технологий имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными средствами обучения;

  • информационно-коммуникационные технологии требуют хорошей материально-технической базы и своевременного обновления оборудования;

  • применение информационно-коммуникационных технологий может иметь негативные последствия;

  • процесс обучения не может строиться исключительно на информационно-коммуникационных технологиях.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя