СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средства художественной выразительности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Средства художественной выразительности: СРАВНЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМ МЕТАФОРА  ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ЭПИТЕТ ГИПЕРБОЛА ЛИТОТАСредства художественной выразительности: СРАВНЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМ МЕТАФОРА  ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ЭПИТЕТ ГИПЕРБОЛА ЛИТОТАСредства художественной выразительности: СРАВНЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМ МЕТАФОРА  ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ЭПИТЕТ ГИПЕРБОЛА ЛИТОТАСредства художественной выразительности: СРАВНЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМ МЕТАФОРА  ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ЭПИТЕТ ГИПЕРБОЛА ЛИТОТА

Просмотр содержимого документа
«Средства художественной выразительности»

Средства художественной выразительности:  СРАВНЕНИЕ  ФРАЗЕОЛОГИЗМ  МЕТАФОРА   ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ  ЭПИТЕТ  ГИПЕРБОЛА  ЛИТОТА

Средства художественной выразительности: СРАВНЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМ МЕТАФОРА  ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ЭПИТЕТ ГИПЕРБОЛА ЛИТОТА

СРАВНЕНИЕ  – сопоставление нескольких предметов или явлений по принципу сходства.Сравнение может быть выражено: 1) Сравнительным оборотом  – сравнение, выраженное при помощи союзов как, точно, словно, будто, как будто и т. д.   «...Я сам,  как зверь , был чужд людей И полз, и прятался,  как змей » (« Мцыри »).   Булгаков. «Белогрудый твердыми,  как поручни автобуса,  и столь же холодными пальцами, ничего более не говоря, сжат Аннушкино горло так, что совершенно прекратил всякий доступ воздуха в ее грудь» (« Мастер  и  Маргарита », глава «Извлечение Мастера»).   Салтыков-Щедрин. «...Висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стену краской мажет, или по крыше  словно муха ходит  — это он самый я и есть! — отвечал мужик» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»).   Гоголь. «Еще военный все-таки кажет из себя, а как наденет фрачишку — ну т очно муха с подрезанными крыльями » (Городничий в комедии «Ревизор»)

СРАВНЕНИЕ  – сопоставление нескольких предметов или явлений по принципу сходства.Сравнение может быть выражено:

1) Сравнительным оборотом  – сравнение, выраженное при помощи союзов как, точно, словно, будто, как будто и т. д. «...Я сам,  как зверь , был чужд людей И полз, и прятался,  как змей » (« Мцыри »). Булгаков. «Белогрудый твердыми,  как поручни автобуса,  и столь же холодными пальцами, ничего более не говоря, сжат Аннушкино горло так, что совершенно прекратил всякий доступ воздуха в ее грудь» (« Мастер  и  Маргарита », глава «Извлечение Мастера»). Салтыков-Щедрин. «...Висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стену краской мажет, или по крыше  словно муха ходит  — это он самый я и есть! — отвечал мужик» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»). Гоголь. «Еще военный все-таки кажет из себя, а как наденет фрачишку — ну т очно муха с подрезанными крыльями » (Городничий в комедии «Ревизор»)

2) Лексически:  при помощи слов «похож, подобен, похожий, подобный, походит, напоминает, наподобие, вроде и др.»   Грибоедов. «Кричим — подумаешь, что сотни голосов'...» (Репетилов в комедии «Горе от ума», д. 4).  Пушкин. «Ныне злобно, Врагам наследственным  подобно ,  Как в страшном , непонятном  сне , Они друг другу в тишине Готовят гибель хладнокровно...» («Евгений  Онегин », глава 6).  Горький. «Подвал,  похожий  на пещеру» (ремарка в начале пьесы «На дне»).   3) Существительным в творительном падеже:    « Зелеными облаками и неправильными трепетолистными куполами  лежалина небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев» («Мертвые души», глава 6).   Камчатским медведем  без льдины Где не ужиться (и не тешусь!). Где унижаться — мне едино» («Тоска по родине! Давно...»).  Шолохов. «Въехали хищниками, так в голубую зимнюю ночь появляются около жилья волки...» («Тихий Дон», кн. I, ч. 3, глава 5).

2) Лексически:  при помощи слов «похож, подобен, похожий, подобный, походит, напоминает, наподобие, вроде и др.» Грибоедов. «Кричим — подумаешь, что сотни голосов'...» (Репетилов в комедии «Горе от ума», д. 4). Пушкин. «Ныне злобно, Врагам наследственным  подобноКак в страшном , непонятном  сне , Они друг другу в тишине Готовят гибель хладнокровно...» («Евгений  Онегин », глава 6). Горький. «Подвал,  похожий  на пещеру» (ремарка в начале пьесы «На дне»). 3) Существительным в творительном падеже:  « Зелеными облаками и неправильными трепетолистными куполами  лежалина небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев» («Мертвые души», глава 6). Камчатским медведем  без льдины Где не ужиться (и не тешусь!). Где унижаться — мне едино» («Тоска по родине! Давно...»). Шолохов. «Въехали хищниками, так в голубую зимнюю ночь появляются около жилья волки...» («Тихий Дон», кн. I, ч. 3, глава 5).

ФРАЗЕОЛОГИЗМ  – устойчивое словосочетание. Гончаров. « Обломов  был  не в своей тарелке. ..» (« Обломов », ч. 2, глава 11).  «Я чаю,  небо с овчинку  показалось...» (Пугачев —  Гриневу  в повести «Капитанская дочка», глава «Незваный гость»).  Маяковский. «Двери вдруг заляскали, будто у гостиницы  не попадает зуб на зуб » («Облако в штанах»),  Это был человек  старого закала , не разделявший новейших воззрений» (слуга Петр в романе «Отцы и дети», глава 2).  «Впрочем, он был в душе добрый человек, хорош с товарищами, услужлив, но генеральский чин совершенно  сбил  его  с толку » (о значительном лице в повести «Шинель»).

ФРАЗЕОЛОГИЗМ  – устойчивое словосочетание.

Гончаров. « Обломов  был  не в своей тарелке. ..» (« Обломов », ч. 2, глава 11). «Я чаю,  небо с овчинку  показалось...» (Пугачев —  Гриневу  в повести «Капитанская дочка», глава «Незваный гость»). Маяковский. «Двери вдруг заляскали, будто у гостиницы  не попадает зуб на зуб » («Облако в штанах»), Это был человек  старого закала , не разделявший новейших воззрений» (слуга Петр в романе «Отцы и дети», глава 2). «Впрочем, он был в душе добрый человек, хорош с товарищами, услужлив, но генеральский чин совершенно  сбил  его  с толку » (о значительном лице в повести «Шинель»).

Фразеологизмы - синонимы Тёртый калач Стреляный воробей Опытный человек Быстро  Со всех ног Только пятки сверкали

Фразеологизмы - синонимы

Тёртый калач

Стреляный воробей

Опытный человек

Быстро

Со всех ног

Только пятки сверкали

Соотнесите фразеологизмы из одного столбика с фразеологизмами другого, подобрав синонимы. Девать некуда На всех парах Не отходя от кассы Откуда ни возьмись Поминай как звали Далеко пойти Держать камень за пазухой Идти в гору По горячим следам Иметь зуб Пруд пруди Сломя голову Как гром среди ясного неба И след простыл Водить за нос Делать большие глаза

Соотнесите фразеологизмы из одного столбика с фразеологизмами другого, подобрав синонимы.

  • Девать некуда
  • На всех парах
  • Не отходя от кассы
  • Откуда ни возьмись
  • Поминай как звали
  • Далеко пойти
  • Держать камень за пазухой
  • Идти в гору
  • По горячим следам
  • Иметь зуб
  • Пруд пруди
  • Сломя голову
  • Как гром среди ясного неба
  • И след простыл

Водить за нос

Делать большие глаза

МЕТАФОРА  - скрытое сравнение, основанное на переносе признаков одного явления на другое по принципу сходства.  «...Да и не умели еще  чужим умом набивать пустую голову » (Стародум в комедии «Недоросль», д. 3, Фонвизин ). «Куда  ланит  девались  розы .   Улыбка уст и блеск очей?  Все  опалили, выжгли слезы    Горячей влагою своей»  («О, как убийственно мы любим...», Тютчев).   «...За Кремлем  горит заря  туманная...» («Песня про... купца Калашникова», Лермонтов).

МЕТАФОРА  - скрытое сравнение, основанное на переносе признаков одного явления на другое по принципу сходства. 

«...Да и не умели еще  чужим умом набивать пустую голову » (Стародум в комедии «Недоросль», д. 3, Фонвизин ).

«Куда  ланит  девались  розы .  Улыбка уст и блеск очей? Все  опалили, выжгли слезы   Горячей влагою своей» («О, как убийственно мы любим...», Тютчев). «...За Кремлем  горит заря  туманная...» («Песня про... купца Калашникова», Лермонтов).

Метафора «... Душа  моя  высохла » (Любовь Андреевна в комедии «Вишневый сад»,д. 2, Чехов. ).   «Ведь, если  звезды зажигают  — значит это кому-нибудь нужно?.. Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?» («Послушайте!»).   « Ветром успокоения  потянуло на меня от этих названий» («Матренин двор», Солженицын).   «.. Дыша духами и туманами .   Она садится у окна.  И  веют  древними  поверьями    Ее упругие  шелка ...» («Незнакомка», Блок).

Метафора

«... Душа  моя  высохла » (Любовь Андреевна в комедии «Вишневый сад»,д. 2, Чехов. ). «Ведь, если  звезды зажигают  — значит это кому-нибудь нужно?.. Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?» («Послушайте!»). « Ветром успокоения  потянуло на меня от этих названий» («Матренин двор», Солженицын). «.. Дыша духами и туманами .  Она садится у окна. И  веют  древними  поверьями   Ее упругие  шелка ...» («Незнакомка», Блок).

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ  — перенос свойств живых существ на неодушевленные предметы и явления.  « Задекламирует чердак    С поклоном рамам и зиме,  К карнизам прянет чехарда  Чудачеств, бедствий и замет»  Б. Пастернак «Про эти стихи»   «Из рая детского житья  Вы мне  привет прощальный шлете ,  Неизменившие  друзья   В потертом ,  красном переплете »  М. Цветаева «Книги в красном переплете»   «Несчастью  верная сестра ,  Надежда  в мрачном подземелье  Разбудит бодрость  и веселье...»  А. Пушкин «Во глубине сибирских руд...»

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ  — перенос свойств живых существ на неодушевленные предметы и явления.

« Задекламирует чердак   С поклоном рамам и зиме, К карнизам прянет чехарда Чудачеств, бедствий и замет» Б. Пастернак «Про эти стихи» «Из рая детского житья Вы мне  привет прощальный шлете , Неизменившие  друзья  В потертом красном переплете » М. Цветаева «Книги в красном переплете» «Несчастью  верная сестра , Надежда  в мрачном подземелье Разбудит бодрость  и веселье...» А. Пушкин «Во глубине сибирских руд...»

ЭПИТЕТ  – яркое, образное определение, которое несет особую эмоциональную и смысловую нагрузку. Чаще всего эпитет бывает выражен прилагательным.  Тютчев. «...И льется чистая лазурь На  отдыхающее  поле...» («Есть в осени первоначальной...»).   Есенин. Волки грозные с  тощих  полей» («Русь»).   «Взгляд его — непродолжительный, но  проницательный  и  тяжелый , оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если бы не был столь  равнодушно спокоен » (психологический портрет Печорина в романе «Герой нашего времени», глава «Максим Максимыч»).   «...И первый бешеный скачок  Мне  страшной  смертию грозил.  М. Лермонтов « Мцыри »

ЭПИТЕТ  – яркое, образное определение, которое несет особую эмоциональную и смысловую нагрузку. Чаще всего эпитет бывает выражен прилагательным.

Тютчев. «...И льется чистая лазурь На  отдыхающее  поле...» («Есть в осени первоначальной...»). Есенин. Волки грозные с  тощих  полей» («Русь»). «Взгляд его — непродолжительный, но  проницательный  и  тяжелый , оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если бы не был столь  равнодушно спокоен » (психологический портрет Печорина в романе «Герой нашего времени», глава «Максим Максимыч»). «...И первый бешеный скачок Мне  страшной  смертию грозил. М. Лермонтов « Мцыри »

ГИПЕРБОЛА  – чрезмерное преувеличение. Он, видно, так и  родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове»  («Шинель»).   «Индейкам и курам  не было числа....»  («Мертвые души», глава 3).    Некрасов. «Пусть увеличит  во сто крат  мои вины людская злоба...» («О Муза! я у двери гроба...»).   Островский. «Я  с ума сойду  от радости...» (Борис в драме «Гроза», д. 3, сцена 2).   Гончаров. «...Барину видна была только одна  необъятная бакенбарда , из которой так и ждешь, что  вылетят две-три птицы » (« Обломов », ч. 1, глава 2   Есенин. «Потому, что я с севера, что ли, Что  луна там огромней в сто раз ...» («Шаганэ ты моя, Шаганэ!..»).

ГИПЕРБОЛА  – чрезмерное преувеличение.

Он, видно, так и  родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове»  («Шинель»). «Индейкам и курам  не было числа....»  («Мертвые души», глава 3).  Некрасов. «Пусть увеличит  во сто крат  мои вины людская злоба...» («О Муза! я у двери гроба...»). Островский. «Я  с ума сойду  от радости...» (Борис в драме «Гроза», д. 3, сцена 2). Гончаров. «...Барину видна была только одна  необъятная бакенбарда , из которой так и ждешь, что  вылетят две-три птицы » (« Обломов », ч. 1, глава 2 Есенин. «Потому, что я с севера, что ли, Что  луна там огромней в сто раз ...» («Шаганэ ты моя, Шаганэ!..»).

ЛИТОТА  – чрезмерное преуменьшение. Генералы  даже слов никаких не знали , кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»),  « Сократил  он их  так , что  некуда носа высунуть ...» («Дикий помещик»),  Лев Толстой. «Он оглянулся на пруд, с которого неслись крики и хохот... Все это голое, белое человеческое мясо с хохотом и гиком барахталось в этой  грязной луже , как караси, набитые в лейку» (о князе Андрее  Болконском  в романе-эпопее «Война и мир», т. 3. ч. 2, глава 5).  «... Ни звука русского, ни русского лица  Не встретил...» ( Чацкий  о французике из Бордо, д. 3).

ЛИТОТА  – чрезмерное преуменьшение.

Генералы  даже слов никаких не знали , кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), « Сократил  он их  так , что  некуда носа высунуть ...» («Дикий помещик»), Лев Толстой. «Он оглянулся на пруд, с которого неслись крики и хохот... Все это голое, белое человеческое мясо с хохотом и гиком барахталось в этой  грязной луже , как караси, набитые в лейку» (о князе Андрее  Болконском  в романе-эпопее «Война и мир», т. 3. ч. 2, глава 5). «... Ни звука русского, ни русского лица  Не встретил...» ( Чацкий  о французике из Бордо, д. 3).

ТЕСТ Средства выразительности речи

ТЕСТ

Средства выразительности речи

Задание №6  Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. 1 )  Ты будешь для меня единственным в целом свете. 2) Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. 3) Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей. 4) Скучная у меня жизнь, но, если ты меня приручишь, моя жизнь изменится, солнцем озарится, – продолжал Лис. Далее

Задание №6

  • Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1 ) Ты будешь для меня единственным в целом свете.

2) Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища.

3) Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей.

4) Скучная у меня жизнь, но, если ты меня приручишь, моя жизнь изменится, солнцем озарится, – продолжал Лис.

Далее

Задание №7  Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам. 2) Коста шёл по берегу, наклоняясь вперёд – против ветра. 3) Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю. 4) Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё. Далее

Задание №7

  • Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам.

2) Коста шёл по берегу, наклоняясь вперёд – против ветра.

3) Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю.

4) Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё.

Далее

Задание №8  Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора . 1) Однажды он принёс в класс несколько прутиков и поставил их в банку с водой. 2) Это у него была такса – чёрная головешка на четырёх ножках. 3) Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот! 4) Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста молчальник. Далее

Задание №8

  • Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора .

1) Однажды он принёс в класс несколько прутиков и поставил их в банку с водой.

2) Это у него была такса – чёрная головешка на четырёх ножках.

3) Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот!

4) Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста молчальник.

Далее

Задание №10  В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение? 1) Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась вперёд. 2) Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. Он уже горел вовсю, словно факел. 3) Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их. 4) Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.

Задание №10

  • В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?

1) Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась вперёд.

2) Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. Он уже горел вовсю, словно факел.

3) Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их.

4) Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.

Задание №1  Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм . 1 ) Он уже поправился, но врач велел ему провести в постели ещё денёк-другой. 2) Пушкин читал стихи о своих товарищах, а они не сводили с него глаз. 3) Он сочинял стихи и во время уроков, и по ночам, но, как ни старался, строчки у него получались такие, что их даже трудно было выговорить… 4) Маленькими руками он комкал рубашку на своей широкой груди. Далее

Задание №1

  • Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм .

1 ) Он уже поправился, но врач велел ему провести в постели ещё денёк-другой.

2) Пушкин читал стихи о своих товарищах, а они не сводили с него глаз.

3) Он сочинял стихи и во время уроков, и по ночам, но, как ни старался, строчки у него получались такие, что их даже трудно было выговорить…

4) Маленькими руками он комкал рубашку на своей широкой груди.

Далее

Задание №5  Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм . 1 ) Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками. 2) Однажды он принёс воды, когда медвежонок разлил полное ведро, и с тех пор она разрешала Тимофею помогать ей. 3) Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей. Далее

Задание №5

  • Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм .

1 ) Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками.

2) Однажды он принёс воды, когда медвежонок разлил полное ведро, и с тех пор она разрешала Тимофею помогать ей.

3) Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей.

Далее


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!