Средства художественной выразительности: СРАВНЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМ МЕТАФОРА ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ЭПИТЕТ ГИПЕРБОЛА ЛИТОТА
СРАВНЕНИЕ – сопоставление нескольких предметов или явлений по принципу сходства.Сравнение может быть выражено:
1) Сравнительным оборотом – сравнение, выраженное при помощи союзов как, точно, словно, будто, как будто и т. д. «...Я сам, как зверь , был чужд людей И полз, и прятался, как змей » (« Мцыри »). Булгаков. «Белогрудый твердыми, как поручни автобуса, и столь же холодными пальцами, ничего более не говоря, сжат Аннушкино горло так, что совершенно прекратил всякий доступ воздуха в ее грудь» (« Мастер и Маргарита », глава «Извлечение Мастера»). Салтыков-Щедрин. «...Висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стену краской мажет, или по крыше словно муха ходит — это он самый я и есть! — отвечал мужик» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»). Гоголь. «Еще военный все-таки кажет из себя, а как наденет фрачишку — ну т очно муха с подрезанными крыльями » (Городничий в комедии «Ревизор»)
2) Лексически: при помощи слов «похож, подобен, похожий, подобный, походит, напоминает, наподобие, вроде и др.» Грибоедов. «Кричим — подумаешь, что сотни голосов'...» (Репетилов в комедии «Горе от ума», д. 4). Пушкин. «Ныне злобно, Врагам наследственным подобно , Как в страшном , непонятном сне , Они друг другу в тишине Готовят гибель хладнокровно...» («Евгений Онегин », глава 6). Горький. «Подвал, похожий на пещеру» (ремарка в начале пьесы «На дне»). 3) Существительным в творительном падеже: « Зелеными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежалина небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев» («Мертвые души», глава 6). Камчатским медведем без льдины Где не ужиться (и не тешусь!). Где унижаться — мне едино» («Тоска по родине! Давно...»). Шолохов. «Въехали хищниками, так в голубую зимнюю ночь появляются около жилья волки...» («Тихий Дон», кн. I, ч. 3, глава 5).
ФРАЗЕОЛОГИЗМ – устойчивое словосочетание.
Гончаров. « Обломов был не в своей тарелке. ..» (« Обломов », ч. 2, глава 11). «Я чаю, небо с овчинку показалось...» (Пугачев — Гриневу в повести «Капитанская дочка», глава «Незваный гость»). Маяковский. «Двери вдруг заляскали, будто у гостиницы не попадает зуб на зуб » («Облако в штанах»), Это был человек старого закала , не разделявший новейших воззрений» (слуга Петр в романе «Отцы и дети», глава 2). «Впрочем, он был в душе добрый человек, хорош с товарищами, услужлив, но генеральский чин совершенно сбил его с толку » (о значительном лице в повести «Шинель»).
Фразеологизмы - синонимы
Тёртый калач
Стреляный воробей
Опытный человек
Быстро
Со всех ног
Только пятки сверкали
Соотнесите фразеологизмы из одного столбика с фразеологизмами другого, подобрав синонимы.
- Девать некуда
- На всех парах
- Не отходя от кассы
- Откуда ни возьмись
- Поминай как звали
- Далеко пойти
- Держать камень за пазухой
- Идти в гору
- По горячим следам
- Иметь зуб
- Пруд пруди
- Сломя голову
- Как гром среди ясного неба
- И след простыл
Водить за нос
Делать большие глаза
МЕТАФОРА - скрытое сравнение, основанное на переносе признаков одного явления на другое по принципу сходства.
«...Да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову » (Стародум в комедии «Недоросль», д. 3, Фонвизин ).
«Куда ланит девались розы . Улыбка уст и блеск очей? Все опалили, выжгли слезы Горячей влагою своей» («О, как убийственно мы любим...», Тютчев). «...За Кремлем горит заря туманная...» («Песня про... купца Калашникова», Лермонтов).
Метафора
«... Душа моя высохла » (Любовь Андреевна в комедии «Вишневый сад»,д. 2, Чехов. ). «Ведь, если звезды зажигают — значит это кому-нибудь нужно?.. Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?» («Послушайте!»). « Ветром успокоения потянуло на меня от этих названий» («Матренин двор», Солженицын). «.. Дыша духами и туманами . Она садится у окна. И веют древними поверьями Ее упругие шелка ...» («Незнакомка», Блок).
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — перенос свойств живых существ на неодушевленные предметы и явления.
« Задекламирует чердак С поклоном рамам и зиме, К карнизам прянет чехарда Чудачеств, бедствий и замет» Б. Пастернак «Про эти стихи» «Из рая детского житья Вы мне привет прощальный шлете , Неизменившие друзья В потертом , красном переплете » М. Цветаева «Книги в красном переплете» «Несчастью верная сестра , Надежда в мрачном подземелье Разбудит бодрость и веселье...» А. Пушкин «Во глубине сибирских руд...»
ЭПИТЕТ – яркое, образное определение, которое несет особую эмоциональную и смысловую нагрузку. Чаще всего эпитет бывает выражен прилагательным.
Тютчев. «...И льется чистая лазурь На отдыхающее поле...» («Есть в осени первоначальной...»). Есенин. Волки грозные с тощих полей» («Русь»). «Взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый , оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно спокоен » (психологический портрет Печорина в романе «Герой нашего времени», глава «Максим Максимыч»). «...И первый бешеный скачок Мне страшной смертию грозил. М. Лермонтов « Мцыри »
ГИПЕРБОЛА – чрезмерное преувеличение.
Он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове» («Шинель»). «Индейкам и курам не было числа....» («Мертвые души», глава 3). Некрасов. «Пусть увеличит во сто крат мои вины людская злоба...» («О Муза! я у двери гроба...»). Островский. «Я с ума сойду от радости...» (Борис в драме «Гроза», д. 3, сцена 2). Гончаров. «...Барину видна была только одна необъятная бакенбарда , из которой так и ждешь, что вылетят две-три птицы » (« Обломов », ч. 1, глава 2 Есенин. «Потому, что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто раз ...» («Шаганэ ты моя, Шаганэ!..»).
ЛИТОТА – чрезмерное преуменьшение.
Генералы даже слов никаких не знали , кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), « Сократил он их так , что некуда носа высунуть ...» («Дикий помещик»), Лев Толстой. «Он оглянулся на пруд, с которого неслись крики и хохот... Все это голое, белое человеческое мясо с хохотом и гиком барахталось в этой грязной луже , как караси, набитые в лейку» (о князе Андрее Болконском в романе-эпопее «Война и мир», т. 3. ч. 2, глава 5). «... Ни звука русского, ни русского лица Не встретил...» ( Чацкий о французике из Бордо, д. 3).
ТЕСТ
Средства выразительности речи
Задание №6
- Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1 ) Ты будешь для меня единственным в целом свете.
2) Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища.
3) Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей.
4) Скучная у меня жизнь, но, если ты меня приручишь, моя жизнь изменится, солнцем озарится, – продолжал Лис.
Далее
Задание №7
- Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам.
2) Коста шёл по берегу, наклоняясь вперёд – против ветра.
3) Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю.
4) Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё.
Далее
Задание №8
- Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора .
1) Однажды он принёс в класс несколько прутиков и поставил их в банку с водой.
2) Это у него была такса – чёрная головешка на четырёх ножках.
3) Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот!
4) Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста молчальник.
Далее
Задание №10
- В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
1) Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась вперёд.
2) Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. Он уже горел вовсю, словно факел.
3) Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их.
4) Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.
Задание №1
- Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм .
1 ) Он уже поправился, но врач велел ему провести в постели ещё денёк-другой.
2) Пушкин читал стихи о своих товарищах, а они не сводили с него глаз.
3) Он сочинял стихи и во время уроков, и по ночам, но, как ни старался, строчки у него получались такие, что их даже трудно было выговорить…
4) Маленькими руками он комкал рубашку на своей широкой груди.
Далее
Задание №5
- Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм .
1 ) Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками.
2) Однажды он принёс воды, когда медвежонок разлил полное ведро, и с тех пор она разрешала Тимофею помогать ей.
3) Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей.
Далее