СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Средства композиции"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Средства композиции"»

^ Средствами композиции являются: точка, линия, штрих, пятно (тональное и цветовое) и его форма, светотень, цвет, фактура, линейная, воздушная и цветовая перспективы, пропорции, формат и др.

Плавность, текучесть и направленность линии при нанесении контура позволяют выявить пластические качества формы. Линиям также свойственно выражение образа. Точка – это тоже форма. Активность восприятия точки зависит от её «одиночества» или от сочетания нескольких точек и других элементов. Штриховые линии могут быть длинными, короткими, толстыми по желанию рисующего, постепенно и плавно переходить в тонкие, едва заметные «паутинки». Пластические качества динамической штриховой линии при умелом пользовании открывают богатые художественно-творческие и технические возможности. Они способны придавать изображению объемно-пространственные качества.

^ Форма пятна (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, форма «амёбы» и др.) воздействует на зрителя. Например, квадрат – устойчивая форма, которой чуждо движение, тем более «полёт». Треугольник – активная форма, несущая в себе потенциальные возможности движения. Фактура – характер поверхности предмета. Фактура может вызвать у зрителя различные эмоциональные ощущения (монотонная, беспокойная, радостная, скучная и т. д.)

Светотень как средство композиции применяется для передачи объема предмета. Степень рельефности объемной формы связана с условиями освещения, что имеет непосредственное отношение к выражению конструктивной идеи произведения.

При передаче в композиции иллюзии пространства необходимо помнить о закономерностях линейной, воздушной и цветовой перспективы. Сущность воздушной перспективы заключается в том, что выраженность различного вида контрастов на ближних к нам объектах бывает наиболее сильной, но по мере удаления предмета в глубину контрасты на его поверхности ослабевают. Цветовая перспектива: с постепенным удалением объекта от переднего плана ослабевает его цветовая насыщенность и цвет его становится холоднее.

^ Масштаб и пропорции являются главными средствами передачи перспективы – уменьшения элементов в глубину картины создаёт ощущение пространства.

Чаще всего в станковой картине встречается прямоугольный формат – вертикальный, горизонтальный, квадратный. Соотношение сторон, размер определяют возможные формы композиции, степень её детализации, так или иначе влияют на композиционную идею. Кроме прямоугольного формат может быть овальным, круглым, многоугольным и др.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!