СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средства мониторинга достижений обучающихся по СИПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Средства мониторинга достижений обучающихся по СИПР»

Средства мониторинга достижений обучающихся по СИПР   Выполнила: учитель Дускалиева А.С. ГБОУ СО «Школа – интернат АОП г. Маркса»

Средства мониторинга достижений обучающихся по СИПР

Выполнила: учитель Дускалиева А.С.

ГБОУ СО «Школа – интернат АОП г. Маркса»

Освоение обучающимися АООП (вариант 2) предполагает достижение ими двух видов результатов:  личностных , включающих сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества; предметных (коррекционных для коррекционных курсов), включающих освоенный обучающимися опыт получения нового знания и его применения.  

Освоение обучающимися АООП (вариант 2) предполагает достижение ими двух видов результатов:

  • личностных , включающих сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества;
  • предметных (коррекционных для коррекционных курсов), включающих освоенный обучающимися опыт получения нового знания и его применения.
  •  
Аттестация (оценивание) обучающихся подразделяется на:  текущую проводится в конце полугодия в форме мониторинга запланированных достижений по установленным критериям;  промежуточную (годовую) представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года;  итоговую  происходит в конце последнего года обучения.

Аттестация (оценивание) обучающихся подразделяется на:

  • текущую

проводится в конце полугодия в форме мониторинга запланированных достижений по установленным критериям;

  • промежуточную (годовую)

представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года;

  • итоговую

происходит в конце последнего года обучения.

Аттестация (оценивание) обучающихся подразделяется на:  текущую проводится в конце полугодия в форме мониторинга запланированных достижений по установленным критериям;  промежуточную (годовую) представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года;  итоговую  происходит в конце последнего года обучения.

Аттестация (оценивание) обучающихся подразделяется на:

  • текущую

проводится в конце полугодия в форме мониторинга запланированных достижений по установленным критериям;

  • промежуточную (годовую)

представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года;

  • итоговую

происходит в конце последнего года обучения.

Результаты промежуточной и итоговой аттестации фиксируются в форме характеристики. На основе результатов промежуточной аттестации составляется СИПР на следующий учебный год. При оценке результативности обучения учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния обучающегося. Затруднения в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом. Выявление результативности обучения происходит вариативно  с учётом психофизического развития ребёнка.

Результаты промежуточной и итоговой аттестации фиксируются в форме характеристики. На основе результатов промежуточной аттестации составляется СИПР на следующий учебный год.

При оценке результативности обучения учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния обучающегося.

Затруднения в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.

Выявление результативности обучения происходит вариативно с учётом психофизического развития ребёнка.

Система оценки результатов освоения обучающимся СИПР должна отражать взаимодействие следующих компонентов:  что  обучающийся  знает и умеет  на конец учебного  периода;  что из полученных знаний  и умений он применяет на  практике;  насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет. Для обучающихся по СИПР предусмотрена безоценочная система обучения. Единой системы оценки достижений планируемых результатов не существует, поэтому образовательное учреждение самостоятельно определяет содержание и процедуру оценки предметных результатов, БУД и личностных результатов. В качестве средств мониторинга могут применяться как балльная система, так и буквенные обозначения.

Система оценки результатов освоения обучающимся СИПР должна отражать взаимодействие следующих компонентов:

  • что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
  • что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
  • насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

Для обучающихся по СИПР предусмотрена безоценочная система обучения. Единой системы оценки достижений планируемых результатов не существует, поэтому образовательное учреждение самостоятельно определяет содержание и процедуру оценки предметных результатов, БУД и личностных результатов. В качестве средств мониторинга могут применяться как балльная система, так и буквенные обозначения.

В процессе организации аттестации обучающихся принимает участие экспертная группа (на междисциплинарной основе), объединяющая специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребёнка и его родителей (законных представителей). Основным методом является метод наблюдения.

В процессе организации аттестации обучающихся принимает участие экспертная группа (на междисциплинарной основе), объединяющая специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребёнка и его родителей (законных представителей). Основным методом является метод наблюдения.

Программа оценки предметных результатов Оценка выявленных результатов обучения основывается на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнаёт объект», «не всегда узнаёт объект», «не узнаёт объект».

Программа оценки предметных результатов

Оценка выявленных результатов обучения основывается на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнаёт объект», «не всегда узнаёт объект», «не узнаёт объект».

Средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга Условные обозначения

Средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга

Условные обозначения

Результаты заносятся экспертной группой в таблицу за 1 полугодие и за год, что и позволяет проследить динамику освоения обучающимися СИПР по каждому учебному предмету и коррекционному курсу на основе сравнительного анализа результатов.

Результаты заносятся экспертной группой в таблицу за 1 полугодие и за год, что и позволяет проследить динамику освоения обучающимися СИПР по каждому учебному предмету и коррекционному курсу на основе сравнительного анализа результатов.

Программа оценки базовых учебных действий Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализуется в процессе всего  школьного обучения.  Оценивание БУД осуществляется с применением балльной системы: 0 баллов ―действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; 1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи; 2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно; 3 балла ―способен самостоятельно выполнять действие в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; 4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя; 5 баллов ―самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Программа оценки базовых учебных действий

Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализуется в процессе всего школьного обучения.

Оценивание БУД осуществляется с применением балльной системы:

0 баллов ―действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла ―способен самостоятельно выполнять действие в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов ―самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить достижения каждого обучающегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у обучающихся, и на этой основе осуществлять корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения. Мониторинг сформированности БУД производится 2 раза в год - в начале и в конце учебного года. Оценка сформированности всех групп БУД обучающегося заносятся в таблицу , подсчитывается средний балл, по количеству баллов определяется уровень сформированности БУД.  В  лист сформированности БУД  вносятся результаты по годам обучения, данные по классу заносятся в журнал итоговых достижений БУД обучающихся.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить достижения каждого обучающегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у обучающихся, и на этой основе осуществлять корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

Мониторинг сформированности БУД производится 2 раза в год - в начале и в конце учебного года.

Оценка сформированности всех групп БУД обучающегося заносятся в таблицу , подсчитывается средний балл, по количеству баллов определяется уровень сформированности БУД. В лист сформированности БУД вносятся результаты по годам обучения, данные по классу заносятся в журнал итоговых достижений БУД обучающихся.

Программа оценки личностных результатов В процессе образования обучающихся по СИПР ведущее место принадлежит исключительно достижению личностных результатов, так как именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для успешной адаптации обучающихся в современном обществе, овладение ими социокультурным опытом.

Программа оценки личностных результатов

В процессе образования обучающихся по СИПР ведущее место принадлежит исключительно достижению личностных результатов, так как именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для успешной адаптации обучающихся в современном обществе, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы обучающимися по СИПР отражают социальные компетенции: основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;  социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;  формирование социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;  формирование уважительного отношения к окружающим;  овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы обучающимися по СИПР отражают социальные компетенции:

  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • формирование социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
  • формирование уважительного отношения к окружающим;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общепринятых правилах; 8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 10) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общепринятых правилах;

8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Оценка динамики достижений ребёнка в сфере жизненной компетенции и социальном развитии. Программа мониторинга социальных (жизненных) компетенций предусматривает перечень критериев, параметров и индикаторов оценки каждого результата. Они дифференцируются по возрастным периодам:1-4 классы, 5-9 классы. Основой оценки продвижения ребёнка в жизненной компетенции служит анализ изменений его поведения в повседневной жизни - в школе и дома. Система оценки: Результаты анализа представлены в форме условных единиц: 0-баллов – нет фиксируемой динамики; 1-балл– минимальная динамика; 2-балла –удовлетворительная динамика; 3-балла– значительная динамика.

Оценка динамики достижений ребёнка в сфере жизненной компетенции и социальном развитии.

Программа мониторинга социальных (жизненных) компетенций предусматривает перечень критериев, параметров и индикаторов оценки каждого результата. Они дифференцируются по возрастным периодам:1-4 классы, 5-9 классы. Основой оценки продвижения ребёнка в жизненной компетенции служит анализ изменений его поведения в повседневной жизни - в школе и дома.

Система оценки:

Результаты анализа представлены в форме условных единиц:

0-баллов – нет фиксируемой динамики;

1-балл– минимальная динамика;

2-балла –удовлетворительная динамика;

3-балла– значительная динамика.

Оценка уровня развития жизненных компетенций каждого обучающегося проводится в 1 классе в начале года (до 15 сентября) и в конце учебного года (до 25 мая), а в последующих классах на конец учебного года (до 25 мая). Педагоги экспертной группы применяют лист наблюдений для каждого  обучающегося. Классный руководитель передаёт родителям анкету, содержащую вопросы для оценки личностных результатов обучающегося и лист наблюдений  на родительском собрании или в индивидуальном порядке, пояснив задание и уточнив время его выполнения.  Оценка экспертной группы заносится в бланк оценивания экспертной группы по каждому обучающемуся. На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная группа делает вывод о динамике развития жизненной компетенции обучающегося за год по каждому критерию.

Оценка уровня развития жизненных компетенций каждого обучающегося проводится в 1 классе в начале года (до 15 сентября) и в конце учебного года (до 25 мая), а в последующих классах на конец учебного года (до 25 мая).

Педагоги экспертной группы применяют лист наблюдений для каждого обучающегося. Классный руководитель передаёт родителям анкету, содержащую вопросы для оценки личностных результатов обучающегося и лист наблюдений на родительском собрании или в индивидуальном порядке, пояснив задание и уточнив время его выполнения. Оценка экспертной группы заносится в бланк оценивания экспертной группы по каждому обучающемуся.

На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная группа делает вывод о динамике развития жизненной компетенции обучающегося за год по каждому критерию.