СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средства мониторинга достижений обучающихся по СИПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад для регионального семинара на тему: "Средства мониторинга достижений обучающихся по СИПР". В докладе описывается каким образом осуществляется мониторинг достижений обучающихся по специальной индивидуальной программе развития и предлагается инструментарий в виде таблиц

Просмотр содержимого документа
«Средства мониторинга достижений обучающихся по СИПР»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся по

адаптированным образовательным программам г. Маркса»













Средства мониторинга достижений обучающихся по СИПР












Выполнила: учитель

Дускалиева А.С.













2024 г.


Освоение обучающимися АООП (вариант 2) предполагает достижение ими двух видов результатов:

  • личностных, включающих сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества;

  • предметных (коррекционных для коррекционных курсов), включающих освоенный обучающимися опыт получения нового знания и его применения.

Аттестация (оценивание) обучающихся подразделяется на: текущую, которая происходит в конце полугодия в форме мониторинга запланированных достижений по установленным критериям, промежуточную (годовую), которая представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года и итоговую аттестацию, которая происходит в конце последнего года обучения.

Результаты промежуточной и итоговой аттестации фиксируются в форме характеристики. На основе результатов промежуточной аттестации составляется СИПР на следующий учебный год.

При оценке результативности обучения учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния обучающегося.

Затруднения в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.

Выявление результативности обучения происходит вариативно с учётом психофизического развития ребёнка.

Система оценки результатов освоения обучающимся СИПР должна отражать взаимодействие следующих компонентов:

  • что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;

  • что из полученных знаний и умений он применяет на практике;

  • насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

Для обучающихся по СИПР предусмотрена безоценочная система обучения. Единой системы оценки достижений планируемых результатов не существует, поэтому образовательное учреждение самостоятельно определяет содержание и процедуру оценки предметных результатов, БУД и личностных результатов. В качестве средств мониторинга могут применяться как балльная система, так и буквенные обозначения.

В процессе организации аттестации обучающихся принимает участие экспертная группа (на междисциплинарной основе), объединяющая специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребёнка и его родителей(законных представителей). Основным методом является метод наблюдения.


Программа оценки предметных результатов

Оценка выявленных результатов обучения основывается на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнаёт объект», «не всегда узнаёт объект», «не узнаёт объект».

Средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга

Условные обозначения

Уровни самостоятельности при выполнении заданий

-не выполняет задание

-

-выполняет задание со значительной помощью

ЗП

-выполняет задание с частичной помощью

ЧП

-выполняет задание по подражанию

П

-выполняет задание по образцу

О

-выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки

СШ

-выполняет задание самостоятельно (без ошибок)

+


Реакция на воздействия

-негативная реакция

НГ

-нейтральная реакция

НР

-положительная реакция

ПР


Результаты заносятся экспертной группой в таблицу за 1 полугодие и за год, что и позволяет проследить динамику освоения обучающимися СИПР по каждому учебному предмету и коррекционному курсу на основе сравнительного анализа результатов.


Программа оценки базовых учебных действий

Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализуется в процессе всего школьного обучения.

Оценивание БУД осуществляется с применением балльной системы:

    1. баллов―действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

    2. балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

    3. балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

    4. балла―способен самостоятельно выполнять действие в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

    5. балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

    6. баллов―самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить достижения каждого обучающегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у обучающихся, и на этой основе осуществлять корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

Оценка сформированности БУД производится 2 раза в год в начале и конце учебного года.

Оценка сформированности всех групп БУД обучающегося заносятся в таблицу, подсчитывается средний балл, по количеству баллов определяется уровень сформированности БУД. В лист сформированности БУД вносятся результаты по годам обучения, данные по классу заносятся в журнал итоговых достижений БУД обучающихся.



Программа оценки личностных результатов

В процессе образования обучающихся по СИПР ведущее место принадлежит исключительно достижению личностных результатов, так как именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для успешной адаптации обучающихся в современном обществе, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы обучающимися по СИПР отражают социальные компетенции:

  1. основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

  2. социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  3. формирование социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

  4. формирование уважительного отношения к окружающим;

  5. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  6. освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  7. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общепринятых правилах;

  8. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  9. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  10. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  11. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Оценка динамики достижений ребёнка в сфере жизненной компетенции и социальном развитии.

Программа мониторинга социальных (жизненных) компетенций предусматривает перечень критериев, параметров и индикаторов оценки каждого результата. Они дифференцируются по возрастным периодам:1-4 классы, 5-9 классы. Основой оценки продвижения ребёнка в жизненной компетенции служит анализ изменений его поведения в повседневной жизни

-в школе и дома.

Система оценки:

Результаты анализа представлены в форме условных единиц:

0-баллов – нет фиксируемой динамики;

1-балл– минимальная динамика;

2-балла –удовлетворительная динамика;

3-балла– значительная динамика.



Оценка уровня развития жизненных компетенций каждого обучающегося проводится в 1 классе в начале года (до 15 сентября) и в конце учебного года (до 25 мая), а в последующих классах на конец учебного года (до 25 мая).

Педагоги экспертной группы применяют лист наблюдений для каждого обучающегося. Классный руководитель передаёт родителям анкету, содержащую вопросы для оценки личностных результатов обучающегося и лист наблюдений на родительском собрании или в индивидуальном порядке, пояснив задание и уточнив время его выполнения. Оценка экспертной группы заносится в бланк оценивания экспертной группы по каждому обучающемуся.

На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная группа делает вывод о динамике развития жизненной компетенции обучающегося за год по каждому критерию.