Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся по
адаптированным образовательным программам г. Маркса»
Средства мониторинга достижений обучающихся по СИПР
Выполнила: учитель
Дускалиева А.С.
2024 г.
Освоение обучающимися АООП (вариант 2) предполагает достижение ими двух видов результатов:
личностных, включающих сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества;
предметных (коррекционных для коррекционных курсов), включающих освоенный обучающимися опыт получения нового знания и его применения.
Аттестация (оценивание) обучающихся подразделяется на: текущую, которая происходит в конце полугодия в форме мониторинга запланированных достижений по установленным критериям, промежуточную (годовую), которая представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года и итоговую аттестацию, которая происходит в конце последнего года обучения.
Результаты промежуточной и итоговой аттестации фиксируются в форме характеристики. На основе результатов промежуточной аттестации составляется СИПР на следующий учебный год.
При оценке результативности обучения учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния обучающегося.
Затруднения в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Выявление результативности обучения происходит вариативно с учётом психофизического развития ребёнка.
Система оценки результатов освоения обучающимся СИПР должна отражать взаимодействие следующих компонентов:
что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Для обучающихся по СИПР предусмотрена безоценочная система обучения. Единой системы оценки достижений планируемых результатов не существует, поэтому образовательное учреждение самостоятельно определяет содержание и процедуру оценки предметных результатов, БУД и личностных результатов. В качестве средств мониторинга могут применяться как балльная система, так и буквенные обозначения.
В процессе организации аттестации обучающихся принимает участие экспертная группа (на междисциплинарной основе), объединяющая специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребёнка и его родителей(законных представителей). Основным методом является метод наблюдения.
Программа оценки предметных результатов
Оценка выявленных результатов обучения основывается на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнаёт объект», «не всегда узнаёт объект», «не узнаёт объект».
Средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга
Условные обозначения
Уровни самостоятельности при выполнении заданий |
-не выполняет задание | - |
-выполняет задание со значительной помощью | ЗП |
-выполняет задание с частичной помощью | ЧП |
-выполняет задание по подражанию | П |
-выполняет задание по образцу | О |
-выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки | СШ |
-выполняет задание самостоятельно (без ошибок) | + |
Реакция на воздействия |
-негативная реакция | НГ |
-нейтральная реакция | НР |
-положительная реакция | ПР |
Результаты заносятся экспертной группой в таблицу за 1 полугодие и за год, что и позволяет проследить динамику освоения обучающимися СИПР по каждому учебному предмету и коррекционному курсу на основе сравнительного анализа результатов.
Программа оценки базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализуется в процессе всего школьного обучения.
Оценивание БУД осуществляется с применением балльной системы:
баллов―действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
балла―способен самостоятельно выполнять действие в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
баллов―самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить достижения каждого обучающегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у обучающихся, и на этой основе осуществлять корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
Оценка сформированности БУД производится 2 раза в год в начале и конце учебного года.
Оценка сформированности всех групп БУД обучающегося заносятся в таблицу, подсчитывается средний балл, по количеству баллов определяется уровень сформированности БУД. В лист сформированности БУД вносятся результаты по годам обучения, данные по классу заносятся в журнал итоговых достижений БУД обучающихся.
Программа оценки личностных результатов
В процессе образования обучающихся по СИПР ведущее место принадлежит исключительно достижению личностных результатов, так как именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для успешной адаптации обучающихся в современном обществе, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы обучающимися по СИПР отражают социальные компетенции:
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
формирование социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
формирование уважительного отношения к окружающим;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общепринятых правилах;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Оценка динамики достижений ребёнка в сфере жизненной компетенции и социальном развитии.
Программа мониторинга социальных (жизненных) компетенций предусматривает перечень критериев, параметров и индикаторов оценки каждого результата. Они дифференцируются по возрастным периодам:1-4 классы, 5-9 классы. Основой оценки продвижения ребёнка в жизненной компетенции служит анализ изменений его поведения в повседневной жизни
-в школе и дома.
Система оценки:
Результаты анализа представлены в форме условных единиц:
0-баллов – нет фиксируемой динамики;
1-балл– минимальная динамика;
2-балла –удовлетворительная динамика;
3-балла– значительная динамика.
Оценка уровня развития жизненных компетенций каждого обучающегося проводится в 1 классе в начале года (до 15 сентября) и в конце учебного года (до 25 мая), а в последующих классах на конец учебного года (до 25 мая).
Педагоги экспертной группы применяют лист наблюдений для каждого обучающегося. Классный руководитель передаёт родителям анкету, содержащую вопросы для оценки личностных результатов обучающегося и лист наблюдений на родительском собрании или в индивидуальном порядке, пояснив задание и уточнив время его выполнения. Оценка экспертной группы заносится в бланк оценивания экспертной группы по каждому обучающемуся.
На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная группа делает вывод о динамике развития жизненной компетенции обучающегося за год по каждому критерию.