СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средства связи предложений в тексте.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал можно использовать в процессе подготовки к итоговой аттестации школьников.

Просмотр содержимого документа
«Средства связи предложений в тексте.»

Связь при помощи лексических средств.

Связь при помощи лексических средств.

Слова одной тематической группы.  Слова одной тематической группы — это слова, обладающие общностью лексического значения и обозначающие сходные, но не одинаковые понятия. Примеры слов:  Лес, тропинка, деревья; здания, улицы, тротуары, площади; вода, рыба, волны; больница, медсёстры, приёмный покой, палата Примеры связи в предложении:   Далее  тропинка  обрывалась.  Деревья , казалось, стояли сплошной стеной. Вода  была чистой и прозрачной.  Волны  набегали на берег медленно и бесшумно.
  • Слова одной тематической группы.

Слова одной тематической группы — это слова, обладающие общностью лексического значения и обозначающие сходные, но не одинаковые понятия.

Примеры слов: 

  • Лес, тропинка, деревья;
  • здания, улицы, тротуары, площади;
  • вода, рыба, волны; больница, медсёстры, приёмный покой, палата

Примеры связи в предложении:

  Далее  тропинка  обрывалась.  Деревья , казалось, стояли сплошной стеной.

Вода  была чистой и прозрачной.  Волны  набегали на берег медленно и бесшумно.

2. Родовидовые слова.  Родовидовые слов — слова, связанные отношением род – вид: род – более широкое понятие, вид – более узкое. Примеры слов:  Ромашка  — цветок; берёза  — дерево; автомобиль — транспорт. . Примеры предложений:  Под окном всё так же росла  берёза . Как много воспоминаний связано у меня с этим  деревом ... Полевые  ромашки  становятся редкостью. А ведь это неприхотливый  цветок .

2. Родовидовые слова.

Родовидовые слов — слова, связанные отношением род – вид: род – более широкое понятие, вид – более узкое.

Примеры слов: 

Ромашка  — цветок;

берёза  — дерево;

автомобиль — транспорт. .

Примеры предложений: 

Под окном всё так же росла  берёза . Как много воспоминаний связано у меня с этим  деревом ...

Полевые  ромашки  становятся редкостью. А ведь это неприхотливый  цветок .

          3 Лексический повтор Лексический повтор — повтор одного и того же слова в одинаковой словоформе. Теснейшая связь предложений выражается прежде всего в  повторе . Повтор того или иного члена предложения — главная особенность цепной связи. Например, в предложениях  За садом находился  лес .  Лес  был глух, запущен   связь строится по модели «подлежащее  — подлежащее», то есть названный в конце первого предложения субъект повторяется в начале следующего; в предложениях  Физика есть  наука . Наука должна пользоваться диалектическим методом  — «модель сказуемое  — подлежащее»;

3 Лексический повтор

Лексический повтор — повтор одного и того же слова в одинаковой словоформе.

Теснейшая связь предложений выражается прежде всего в  повторе . Повтор того или иного члена предложения — главная особенность цепной связи. Например, в предложениях 

За садом находился  лес Лес  был глух, запущен

  связь строится по модели «подлежащее  — подлежащее», то есть названный в конце первого предложения субъект повторяется в начале следующего;

в предложениях  Физика есть  наука . Наука должна пользоваться диалектическим методом  — «модель сказуемое  — подлежащее»;

НО в примере  Лодка причалила  к берегу .  Берег  был усыпан мелкой галькой    — модель «обстоятельство — подлежащее» и так далее. Но если в первых двух примерах слова  лес и наука  стоят в каждом из рядом стоящих предложений в одинаковом падеже, то слово  берег  имеет разные формы.   Лексическим повтором в заданиях ЕГЭ будет считаться повтор слова в одинаковой словоформе, использованный с целью усиления воздействия на читателя.

НО

в примере 

Лодка причалила  к берегу Берег  был усыпан мелкой галькой

 — модель «обстоятельство — подлежащее» и так далее. Но если в первых двух примерах слова  лес и наука  стоят в каждом из рядом стоящих предложений в одинаковом падеже, то слово  берег  имеет разные формы.

  Лексическим повтором

в заданиях ЕГЭ будет считаться повтор слова в одинаковой словоформе, использованный с целью усиления воздействия на читателя.

В текстах художественных и публицистических стилей цепная связь посредством лексического повтора имеет нередко экспрессивный, эмоциональный характер, особенно когда повтор находится на стыке предложений: Вот исчезает с карты Отечества Аральское  море . Целое  море ! Использование повтора здесь использовано для усиления воздействия на читателя.

В текстах художественных и публицистических стилей цепная связь посредством лексического повтора имеет нередко экспрессивный, эмоциональный характер, особенно когда повтор находится на стыке предложений:

Вот исчезает с карты Отечества Аральское  море .

Целое  море !

Использование повтора здесь использовано для усиления воздействия на читателя.

Лексический повтор. (36) Я слы­ша­ла, как очень храб­рый че­ло­век, про­шед­ший войну, ска­зал од­на­ж­ды: « Бы­ва­ло страш­но , очень страш­но». (37) Он го­во­рил прав­ду: ему  бы­ва­ло страш­но . (15) Как пе­да­го­гу, мне до­ве­лось встре­чать мо­ло­дых людей, жаж­ду­щих яс­но­го и чёткого от­ве­та на во­прос о выс­ших  цен­но­стях  жизни. (16) 0  цен­но­стях , поз­во­ля­ю­щих от­ли­чать добро от зла и вы­би­рать луч­шее и до­стой­ней­шее.  Обратите внимание :  разные формы слов относятся к другому виду связи.

Лексический повтор.

(36) Я слы­ша­ла, как очень храб­рый че­ло­век, про­шед­ший войну, ска­зал од­на­ж­ды: « Бы­ва­ло страш­но , очень страш­но». (37) Он го­во­рил прав­ду: ему  бы­ва­ло страш­но .

(15) Как пе­да­го­гу, мне до­ве­лось встре­чать мо­ло­дых людей, жаж­ду­щих яс­но­го и чёткого от­ве­та на во­прос о выс­ших  цен­но­стях  жизни. (16) 0  цен­но­стях , поз­во­ля­ю­щих от­ли­чать добро от зла и вы­би­рать луч­шее и до­стой­ней­шее.

Обратите внимание

разные формы слов относятся к другому виду связи.

4 Однокоренные слова  Однокоренные слова — слова с одинаковым корнем и общим значением.  Примеры слов:  Род ина, род иться, рожд ение, род ; рв ать, об рыв , разо рв аться Примеры предложений:   Мне повезло  родиться  здоровым и крепким. История моего  рождения  ничем не примечательна.  Хоть я и понимал, что отношения нужно  разорвать , но не мог этого сделать сам. Этот  разрыв  был бы очень болезненным для нас обоих.

4 Однокоренные слова

Однокоренные слова — слова с одинаковым корнем и общим значением.

Примеры слов: 

Род ина, род иться, рожд ение, род ;

рв ать, об рыв , разо рв аться

Примеры предложений:

 

Мне повезло  родиться  здоровым и крепким. История моего  рождения  ничем не примечательна.

Хоть я и понимал, что отношения нужно  разорвать , но не мог этого сделать сам. Этот  разрыв  был бы очень болезненным для нас обоих.

   5 Синонимы Синонимы — слова одной и той же части речи, близкие по смыслу. Примеры слов:  скучать, хмуриться, грустить; веселье, радость, ликование. Примеры предложений:  На прощание она сказала, что  будет скучать . Я знал, что тоже  буду грустить  по нашим прогулкам и разговорам.  Радость  охватила меня, подхватила и понесла...  Ликованию , казалось, не было границ: Лина ответила, ответила наконец! Нужно отметить, что синонимы трудно находятся в тексте, если нужно искать связь только при помощи синонимов. Но, как правило, наряду с таким способом связи используются и другие. Так, в примере 1 есть союз  тоже , об этой связи пойдёт речь ниже.

5 Синонимы

Синонимы — слова одной и той же части речи, близкие по смыслу.

Примеры слов: 

скучать, хмуриться, грустить;

веселье, радость, ликование.

Примеры предложений: 

На прощание она сказала, что  будет скучать . Я знал, что тоже  буду грустить  по нашим прогулкам и разговорам.

Радость  охватила меня, подхватила и понесла...  Ликованию , казалось, не было границ: Лина ответила, ответила наконец!

Нужно отметить, что синонимы трудно находятся в тексте, если нужно искать связь только при помощи синонимов. Но, как правило, наряду с таким способом связи используются и другие. Так, в примере 1 есть союз  тоже , об этой связи пойдёт речь ниже.

  6 Контекстные синонимы  Контекстные синонимы — слова одной и той же части речи, которые сближаются по значению только в данном контексте, поскольку  относятся к одному предмету (признаку, действию). Примеры слов:  котёнок, бедолага, шалун; девушка, студентка, красавица Примеры предложений:  Котёнок  живёт у нас совсем недавно. Муж снял  бедолагу  с дерева, куда тот забрался, спасаясь от собак.  Я догадался, что она  студентка .  Девушка  продолжала молчать, несмотря на все усилия с моей стороны разговорить её. Эти слова в тексте найти ещё труднее: ведь синонимами их делает автор.

6 Контекстные синонимы

Контекстные синонимы — слова одной и той же части речи, которые сближаются по значению только в данном контексте, поскольку  относятся к одному предмету (признаку, действию).

Примеры слов: 

котёнок, бедолага, шалун;

девушка, студентка, красавица

Примеры предложений: 

Котёнок  живёт у нас совсем недавно. Муж снял  бедолагу  с дерева, куда тот забрался, спасаясь от собак.

Я догадался, что она  студентка Девушка  продолжала молчать, несмотря на все усилия с моей стороны разговорить её.

Эти слова в тексте найти ещё труднее: ведь синонимами их делает автор.

7 Антонимы  Антонимы — слова одной и той же части речи, противоположные  по смыслу. Примеры слов:  смех, слёзы; горячий, холодный  Примеры предложений:  Я сделал вид, что мне приятна эта шутка и выдавил из себя что-то наподобие  смеха . Но  слёзы  душили меня, и я быстро вышел из комнаты.  Слова её были горячими и  обжигали . Глаза же  леденили  холодом. Я будто попал под контрастный душ...

7 Антонимы

Антонимы — слова одной и той же части речи, противоположные  по смыслу.

Примеры слов:  смех, слёзы; горячий, холодный

Примеры предложений: 

Я сделал вид, что мне приятна эта шутка и выдавил из себя что-то наподобие  смеха . Но  слёзы  душили меня, и я быстро вышел из комнаты.

Слова её были горячими и  обжигали . Глаза же  леденили  холодом. Я будто попал под контрастный душ...

          8 Контекстные антонимы  Контекстные антонимы — слова одной и той же части речи, противоположные  по смыслу только в данном контексте. Примеры слов:  мышка — лев; дом  — работа зелёный — спелый Примеры предложений:  На  работе  этот человек был серой  мышкой .  Дома  же в нём просыпался  лев . Спелые  ягоды можно смело использовать для приготовления варенья. А вот  зелёные  лучше не класть, они обычно горчат, и могут испортить вкус.

8 Контекстные антонимы

Контекстные антонимы — слова одной и той же части речи, противоположные  по смыслу только в данном контексте.

Примеры слов:  мышка — лев; дом  — работа зелёный — спелый

Примеры предложений:

На  работе  этот человек был серой  мышкой Дома  же в нём просыпался  лев .

Спелые  ягоды можно смело использовать для приготовления варенья. А вот  зелёные  лучше не класть, они обычно горчат, и могут испортить вкус.

Связь при помощи   морфологических средств

Связь при помощи

морфологических средств

              Местоимение   Связь при помощи местоимений  — это связь, при которой ОДНО слово или НЕСКОЛЬКО слов из предыдущего предложения заменяется местоимением.   Чтобы увидеть такую связь, нужно знать, что такое местоимение, какие бывают разряды по значению. Что необходимо знать:      Местоимения — это слова, которые используются вместо имени (существительного, прилагательного, числительного), обозначают лица, указывают на предметы, признаки предметов, количество предметов, не называя их конкретно.

  • Местоимение

Связь при помощи местоимений  — это связь, при которой ОДНО слово или НЕСКОЛЬКО слов из предыдущего предложения заменяется местоимением.  

Чтобы увидеть такую связь, нужно знать, что такое местоимение, какие бывают разряды по значению.

Что необходимо знать:

Местоимения — это слова, которые используются вместо имени (существительного, прилагательного, числительного), обозначают лица, указывают на предметы, признаки предметов, количество предметов, не называя их конкретно.

По значению и грамматическим особенностям выделяется девять разрядов местоимений: 1)  личные  (я, мы; ты, вы; он, она, оно; они); 2)  возвратное  (себя); 3)  притяжательные  (мой, твой, наш, ваш, свой); в качестве притяжательных используются  также формы личных :  его (пиджак) ,  её (работа) ,  их (заслуга). 4)  указательные  (этот, тот, такой, таков, этакий, столько); 5)  определительные  (сам, самый, весь, всякий, каждый, иной ); 6)  относительные  (кто, что, какой, каков, который, сколько, чей); 7)  вопросительные  (кто? что? какой? чей? который? сколько? где? когда? куда? откуда? зачем? почему? каков?); 8)  отрицательные  (никто, ничто, ничей); 9)  неопределённые  (некто, нечто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кое-кто). Не забывайте, что  местоимения изменяются по падежам , поэтому «тебе», «мне», «о нас», «о них», «никому», «каждого»  — это формы местоимений.

По значению и грамматическим особенностям выделяется девять разрядов местоимений:

1)  личные  (я, мы; ты, вы; он, она, оно; они);

2)  возвратное  (себя);

3)  притяжательные  (мой, твой, наш, ваш, свой); в качестве притяжательных используются  также формы личныхего (пиджак)её (работа) ,  их (заслуга).

4)  указательные  (этот, тот, такой, таков, этакий, столько);

5)  определительные  (сам, самый, весь, всякий, каждый, иной );

6)  относительные  (кто, что, какой, каков, который, сколько, чей);

7)  вопросительные  (кто? что? какой? чей? который? сколько? где? когда? куда? откуда? зачем? почему? каков?);

8)  отрицательные  (никто, ничто, ничей);

9)  неопределённые  (некто, нечто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кое-кто).

Не забывайте, что  местоимения изменяются по падежам , поэтому «тебе», «мне», «о нас», «о них», «никому», «каждого»  — это формы местоимений.

В нашей школе недавно сделали ремонт. 2) Я закончил её много лет назад, но иногда заходил, бродил по школьным этажам. 3)Теперь они  какие-то чужие, другие , не мои .... Во втором предложении местоимений два, оба личные,  я  и  её . Какое из них является той  скрепочкой , которая соединяет первое и второе предложение? Если это местоимение  я , то что оно  заменило  в предложении 1?  Ничего . А что заменяет местоимение  её ? Слово « школу » из первого предложения. Делаем вывод: связь при помощи личного местоимения  её . В третьем предложении местоимений три:  они, какие-то, мои.  Со вторым связывает только местоимение  они  (=этажи из второго предложения). Остальные  никак со словами второго предложения не соотносятся и ничего не заменяют . Вывод: второе предложение с третьим связывает местоимение  они .
  • В нашей школе недавно сделали ремонт. 2) Я закончил её много лет назад, но иногда заходил, бродил по школьным этажам. 3)Теперь они какие-то чужие, другие , не мои ....

Во втором предложении местоимений два, оба личные,  я  и  её . Какое из них является той  скрепочкой , которая соединяет первое и второе предложение? Если это местоимение  я , то что оно  заменило  в предложении 1?  Ничего . А что заменяет местоимение  её ? Слово « школу » из первого предложения. Делаем вывод: связь при помощи личного местоимения  её .

В третьем предложении местоимений три:  они, какие-то, мои.  Со вторым связывает только местоимение  они  (=этажи из второго предложения). Остальные  никак со словами второго предложения не соотносятся и ничего не заменяют . Вывод: второе предложение с третьим связывает местоимение  они .

                           2. Наречие  Связь при помощи наречий  — это связь, особенности которой зависят от значения наречия. Чтобы увидеть такую связь, нужно знать, что такое наречие, какие бывают разряды по значению. Наречия — это неизменяемые слова, которые обозначают признак по действию и относятся к глаголу.   В качестве средств связи могут быть использованы наречия следующих значений:

2. Наречие

Связь при помощи наречий  — это связь, особенности которой зависят от значения наречия.

Чтобы увидеть такую связь, нужно знать, что такое наречие, какие бывают разряды по значению.

Наречия — это неизменяемые слова, которые обозначают признак по действию и относятся к глаголу.

В качестве средств связи могут быть использованы наречия следующих значений:

Времени и пространства :  внизу, слева, рядом, вначале, издавна  и подобные. Примеры предложений:   Мы приступили к работе.  Вначале  было тяжело: не получалось работать в команде, не было идей.  Потом  втянулись, почувствовали свои силы и даже вошли в азарт.   Обратите внимание : Предложения 2 и 3 связаны с предложением 1 при помощи указанных наречий. Такой тип связи называется  параллельной связью.   Мы взобрались на самую вершину горы.  Вокруг  нас были только вершины деревьев.  Рядом  с нами проплывали облака.   Аналогичный пример параллельной связи: 2 и 3 связаны с 1 при помощи указанных наречий.

Времени и пространствавнизу, слева, рядом, вначале, издавна  и подобные.

Примеры предложений: 

Мы приступили к работе.  Вначале  было тяжело: не получалось работать в команде, не было идей.  Потом  втянулись, почувствовали свои силы и даже вошли в азарт. 

Обратите внимание : Предложения 2 и 3 связаны с предложением 1 при помощи указанных наречий. Такой тип связи называется  параллельной связью.

Мы взобрались на самую вершину горы.  Вокруг  нас были только вершины деревьев.  Рядом  с нами проплывали облака.  

Аналогичный пример параллельной связи: 2 и 3 связаны с 1 при помощи указанных наречий.

    Указательные наречия . ( Их иногда называют  местоименными наречиями , так как они не называют, как или где происходит действие , а лишь указывают на него ):  там, тут, туда, тогда, оттуда, потому, так  и подобные. Примеры предложений:  Прошлым летом я отдыхала  в одном из санаториев Белоруссии .  Оттуда  практически невозможно было позвонить, не говоря уже о работе в интернете.  Наречие «оттуда» заменяет целое словосочетание.  Жизнь текла своим чередом: я учился, мама с отцом работали, сестрёнка вышла замуж и уехала с мужем.  Так  прошло три года.  Наречие «так» обобщает всё содержание предыдущего предложения. Возможно использование и  других разрядов наречий , например,  отрицательных : В  школе и в вузе  у меня не складывались отношения с ровесниками. Да и  нигде  не складывались; впрочем, я от этого не страдал, у меня была семья, были братья, они заменили мне друзей.

Указательные наречия . ( Их иногда называют  местоименными наречиями , так как они не называют, как или где происходит действие , а лишь указывают на него ):  там, тут, туда, тогда, оттуда, потому, так  и подобные.

Примеры предложений: 

Прошлым летом я отдыхала  в одном из санаториев Белоруссии Оттуда  практически невозможно было позвонить, не говоря уже о работе в интернете.

Наречие «оттуда» заменяет целое словосочетание.

Жизнь текла своим чередом: я учился, мама с отцом работали, сестрёнка вышла замуж и уехала с мужем.  Так  прошло три года.

Наречие «так» обобщает всё содержание предыдущего предложения.

Возможно использование и  других разрядов наречий , например,  отрицательных :

В  школе и в вузе  у меня не складывались отношения с ровесниками. Да и  нигде  не складывались; впрочем, я от этого не страдал, у меня была семья, были братья, они заменили мне друзей.

                 3. Союз Связь при помощи союзов  — самый распространённый тип связи, благодаря которому между предложениями возникают различные отношения, связанные со значением союза.  Связь при помощи сочинительных союзов :  но, и, а, зато, также, или, однако  и других. В задании может быть указан тип союза, а может и не быть указан.   Примеры предложений:  К концу выходного дня мы невероятно устали.  Но  настроение было потрясающее!   Связь при помощи противительного союза «но».  Так было всегда... Или  это мне так казалось.. . Связь при помощи разделительного союза «или». Обращаем внимание на то, что очень редко один лишь союз участвует в образовании связи: как правило, одновременно используются лексические средства связи.

3. Союз

Связь при помощи союзов  — самый распространённый тип связи, благодаря которому между предложениями возникают различные отношения, связанные со значением союза.

Связь при помощи сочинительных союзовно, и, а, зато, также, или, однако  и других. В задании может быть указан тип союза, а может и не быть указан.

 

Примеры предложений: 

К концу выходного дня мы невероятно устали.  Но  настроение было потрясающее!  

Связь при помощи противительного союза «но».

Так было всегда... Или  это мне так казалось.. .

Связь при помощи разделительного союза «или».

Обращаем внимание на то, что очень редко один лишь союз участвует в образовании связи: как правило, одновременно используются лексические средства связи.

Связь при помощи подчинительных союзов:   ибо, так что . Очень нетипичный случай, так как подчинительные союзы связывают предложения в составе сложноподчинённого. На наш взгляд, при такой связи имеет место намеренный разрыв структуры сложного предложения. Примеры предложений:   Я был в полном отчаянии... Ибо  не знал, что предпринять, куда идти и, самое главное, к кому обратиться за помощью.  Союз ибо имеет значение так как, потому что, указывает на причину состояния героя.  Экзамены я не сдал, в институт не поступил, помощи от родителей просить не мог и не стал бы этого делать.  Так что  оставалось одно: найти работу.   Союз «так что» имеет значение следствия.

Связь при помощи подчинительных союзов:   ибо, так что . Очень нетипичный случай, так как подчинительные союзы связывают предложения в составе сложноподчинённого. На наш взгляд, при такой связи имеет место намеренный разрыв структуры сложного предложения.

Примеры предложений: 

Я был в полном отчаянии... Ибо  не знал, что предпринять, куда идти и, самое главное, к кому обратиться за помощью.

Союз ибо имеет значение так как, потому что, указывает на причину состояния героя.

Экзамены я не сдал, в институт не поступил, помощи от родителей просить не мог и не стал бы этого делать.  Так что  оставалось одно: найти работу.  

Союз «так что» имеет значение следствия.

 4. Частицы  Связь при помощи частиц  всегда сопутствует другим видам связи. Частицы  ведь, и только, вот, вон, лишь, даже, же  вносят дополнительные оттенки в предложение. Позвоните родителям, поговорите с ними.  Ведь  это так просто и одновременно сложно — любить.. . Все в доме уже спали. И  только  бабушка тихо бормотала: она всегда перед сном читала молитвы, выпрашивая у сил небесных лучшей доли для нас. После отъезда мужа стало пусто на душе и пустынно в доме.  Даже  кот, обычно носившийся метеором по квартире, лишь сонно зевает и всё норовит забраться ко мне на руки.  Вот  на чьи руки опереться бы мне...   Обратите внимание, связующие частицы стоят в начале предложения.

4. Частицы

Связь при помощи частиц  всегда сопутствует другим видам связи.

Частицы  ведь, и только, вот, вон, лишь, даже, же  вносят дополнительные оттенки в предложение.

Позвоните родителям, поговорите с ними.  Ведь  это так просто и одновременно сложно — любить.. .

Все в доме уже спали. И  только  бабушка тихо бормотала: она всегда перед сном читала молитвы, выпрашивая у сил небесных лучшей доли для нас.

После отъезда мужа стало пусто на душе и пустынно в доме.  Даже  кот, обычно носившийся метеором по квартире, лишь сонно зевает и всё норовит забраться ко мне на руки.  Вот  на чьи руки опереться бы мне...

Обратите внимание, связующие частицы стоят в начале предложения.

    5. Формы слова  Связь при помощи формы слова  состоит в том, что в рядом стоящих предложениях одно и то же слово используется в разных если это  существительное  — числе и падеже если  прилагательное — роде, числе и падеже если  местоимение — роде, числе и падеже  в зависимости от разряда если  глагол в лице (роде), числе, времени Глаголы и причастия, глаголы и деепричастия считаются разными словами. Примеры предложений:  Шум  постепенно нарастал. От этого нарастающего  шума  становилось не по себе. Я был знаком с сыном  капитана . С самим  капитаном  судьба меня не сводила, но я знал, что это лишь дело времени. Обратите внимание: в задании может быть написано «форм слова», и тогда это ОДНО слово в разных формах; «форм слов» — и это уже два слова, повторяющихся в соседних предложениях. В различии форм слова и лексического повтора заключается особая сложность.

5. Формы слова

Связь при помощи формы слова  состоит в том, что в рядом стоящих предложениях одно и то же слово используется в разных

  • если это  существительное  — числе и падеже
  • если  прилагательное — роде, числе и падеже
  • если  местоимение — роде, числе и падеже  в зависимости от разряда
  • если  глагол в лице (роде), числе, времени

Глаголы и причастия, глаголы и деепричастия считаются разными словами.

Примеры предложений: 

Шум  постепенно нарастал. От этого нарастающего  шума  становилось не по себе.

Я был знаком с сыном  капитана . С самим  капитаном  судьба меня не сводила, но я знал, что это лишь дело времени.

Обратите внимание: в задании может быть написано «форм слова», и тогда это ОДНО слово в разных формах; «форм слов» — и это уже два слова, повторяющихся в соседних предложениях.

В различии форм слова и лексического повтора заключается особая сложность.

Синтаксические средства.

Синтаксические средства.

Вводные слова  Связь при помощи вводных слов сопутствует, дополняет любую другую связь, дополняя оттенками значений, характерными для вводных слов.   Его приняли на работу.  К сожалению , Антон был слишком амбициозен.  С одной стороны , компании нужны были такие личности, с другой — он не уступал никому и ни в чём, если что-то было, как он говорил, ниже его уровня.

Вводные слова

Связь при помощи вводных слов сопутствует, дополняет любую другую связь, дополняя оттенками значений, характерными для вводных слов.

 

Его приняли на работу.  К сожалению , Антон был слишком амбициозен.  С одной стороны , компании нужны были такие личности, с другой — он не уступал никому и ни в чём, если что-то было, как он говорил, ниже его уровня.

(1)Мы познакомились с Машей несколько месяцев назад. (2)Мои родители ещё не видели её, но не настаивали на знакомстве. (3)Казалось, она тоже не стремилась к сближению, что меня несколько огорчало. Определим, как связаны предложения в этом тексте.

(1)Мы познакомились с Машей несколько месяцев назад. (2)Мои родители ещё не видели её, но не настаивали на знакомстве. (3)Казалось, она тоже не стремилась к сближению, что меня несколько огорчало.

Определим, как связаны предложения в этом тексте.

Предложение 2 связано с предложением 1 при помощи личного местоимения  её , которое заменяет имя  Маша  в предложении 1. Предложение 3 связано с предложением 2 при помощи форм слова  она/ её : «она» — это форма именительного падежа, «её»  — это форма родительного падежа. Кроме того, предложение 3 имеет ещё и другие средства связи: это союз  тоже , вводное слово  казалось , ряды синонимичных конструкций  не настаивали на знакомстве  и  не стремилась к сближению .

Предложение 2 связано с предложением 1 при помощи личного местоимения  её , которое заменяет имя  Маша  в предложении 1.

Предложение 3 связано с предложением 2 при помощи форм слова  она/ её : «она» — это форма именительного падежа, «её»  — это форма родительного падежа.

Кроме того, предложение 3 имеет ещё и другие средства связи: это союз  тоже , вводное слово  казалось , ряды синонимичных конструкций  не настаивали на знакомстве  и  не стремилась к сближению .

Удачи на экзамене

Удачи на экзамене


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!