СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Средства выразительности языка" Урок в 10 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Полезный урок для повторения терминов, развития умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности. 

Просмотр содержимого документа
«"Средства выразительности языка" Урок в 10 классе»

Урок в 10-м классе по теме:

"Средства выразительности языка"


Цели урока:

  • Познавательный аспект: повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте;

  • Развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

  • Воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Оборудование:

- мультимедийный проектор,

- презентация к уроку,

- учебник,

- раздаточный материал.


ХОД УРОКА


  1. Организационный момент. Запись темы урока

- Добрый день, ребята. Рада видеть вас на своём уроке. Предлагаю записать число и классная работа в тетрадях.

II. Вступительное слово

Запишем предложение – четверостишие из стихотворения Вероники Тушновой:

Бывают весны разными:
стремительными, ясными,
ненастными и грустными,
с облаками грузными…


- Объяснить знаки препинания.


- С помощью чего автор нарисовала такой необычный образ весны? (Эпитеты).

- Подчеркните их как члены предложения. Какими членами предложения являются эпитеты. Давайте попробуем исключить эпитеты-определения из предложения. И посмотрим, насколько большую роль они играют в предложении.

(Без них предложение потеряло образность, красочность, обеднело)

- Правильно. А что бы сделать нашу речь выразительной, что нам необходимо?

(Использовать средства выразительности в речи)

- Запишем тему урока.

Итак, средства выразительности выполняют стилистическую и изобразительно-выразительную функцию, а синтаксические стилистические приёмы создают особую организацию речи. Умелое их использование – это путь к выразительной, образной речи. Это особенно важно, чтобы хорошо владеть языком.

Кроме того, эта тема нам важна и для подготовки к ЕГЭ.

- Какие же задачи поставим перед собой для работы по данной теме?

  • Повторить термины;

  • Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур и других средств выразительности;

  • Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.

Средств выразительности много, поэтому очень трудно развить умение видеть совокупность всех изобразительно–выразительных средств языка, которые используются в тексте, классифицировать их и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры.

Данный урок должен стать помощником в преодолении трудностей.

    1. На первом этапе урока мы займёмся повторением известных вам средств выразительности. Для этого выполним следующие задания: первая группа учащихся должна будет соотнести термины и определения, данные в таблице. Раздаточный материал на столах. Для второй группы задание несколько другого характера. Перед вами вот такое солнышко. Вам необходимо привести примеры из текстов, иллюстрирующие термины, на которые указывают лучи. Какой термин "спрятан" в фокусе? Время пошло. Проверка.

    1. Повторение средств выразительности.

    1. Соотнести термины и определения.

Укажем соответствия

Определение

Термины

Расположение слов (выражений) по восходящей (нисходящей) значимости

АССОНАНС


Повторение слова (словосочетания) в начале строки

ПЕРИФРАЗА

Повторение гласных звуков

ГРАДАЦИЯ

Замена названия предмета описательным оборотом

МЕТАФОРА

Образное определение

ИНВЕРСИЯ

Необычный порядок слов в предложении

ОКСЮМОРОН

Соединение двух понятий, логически исключающих друг друга

ГИПЕРБОЛА

Непомерное преувеличение

АЛЛИТЕРАЦИЯ

Перенос названия по смежности, связи предметов

ЛИТОТА

Повторение согласных звуков

ЭПИТЕТ

Скрытое сравнение

СРАВНЕНИЕ

Уподобление двух предметов по общему признаку

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС

Художественное преуменьшение

МЕТОНИМИЯ

Утверждение (отрицание) в форме вопроса

АНАФОРА



    1. Приведите примеры из текстов, иллюстрирующие термины, на которые указывают лучи. Какой термин "спрятан" в фокусе?

а) Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой

Мы стояли точно в клетке золотистой… (А.Майков)

б) Вся в пыли торчит щетина

Придорожного хвоща. (С.Чёрный)

в) С вечера всё спится,

На дворе темно,

Лист сухой валится… (А.Фет)

г) Где бодрый серп гулял

И падал колос... (Ф.И. Тютчев)

д) И сосна до звезд достаёт. (О. Мандельштам)

е) Стеклянный, редкий и ядрёный,

С весёлым шорохом спеша,

Промчался дождь… (И.Бунин)

ж) Целое поле белого золота раскинулось перед нами.

з) Ниже тоненько былиночки… Н.Некрасов)

и) Леса молчат – осенней ночи ждут.

к) Сито свито, золотом покрыто,

Кто взглянет, всяк заплачет. (солнце)

? - ИРОНИЯ



Теперь закрепим наши знания – поработаем с текстом.

Он перед вами на столах. Вам нужно выписать все средства выразительности, которые вы встретите.

Те учащиеся, которые справятся с первым заданием, должны выполнить второе.



    1. Закрепление.

      1. Работа с текстом.

Ласковая майская ночь мягкой шалью окутала плечи. Полная луна светит ярче солнца. Игриво, как котята, мелькают тени на асфальте. Плачет ива над спящей заводью. Жуткая красота ночного сада зовет к себе. Сияющий пруд огромным зеркалом отражает в себе небо.

Вдруг из тишины появился ветер … Дунул. Рванул. Смел за мгновение тишину и немую пустоту. Значит, пора домой. Значит, сказка закончилась, а реальность началась.

Город просыпается. Скоро потревоженным зверем заревет реальность. Заспешат по своим делам люди.

      1. Выписать все, известные вам, средства выразительности.

      2. (по желанию и возможности) выбрать 3 средства выразительности и указать, с какой целью автор их применяет.













      1. Распределить средства выразительности по группам.

– Какие два ряда терминов следует различать?

- Что такое тропы?

Образное выражение, оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении.

- Что такое стилистические фигуры?

Необычный оборот речи, с помощью которого достигается особая выразительность.

- Какие другие средства выразительности могут использоваться в текстах разных стилей?

Лексические, синтаксические (относятся к фигурам речи), фонетические (ассонанс, аллитерация)

В следующем задании вы должны будете не только определить средство, но и внести в нужную графу таблицы.

Если кому-то трудно справиться пока с этим, достаточно назвать термин.

Примеры

Тропы, лексические средства

Стилистические фигуры, синтаксические средства

Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком…



Таинственно шумит лесная тишина…



В саду горит костёр рябины красной…



Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела.



Да, это была непогода! Какая там гроза!



Въезжаем в рощу золотую…



Вихрь, ураган, циклон, смерч, тайфун обрушился на нас.



Этим летом я видел море. Первый раз.



В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны плещут…





Вы уже знаете, что эти знания вам потребуются для успешной сдачи экзамена. Поэтому сейчас мы поработаем с текстом в формате ЕГЭ.



    1. Обобщение.



      1. Работа с текстом в формате ЕГЭ

(1)Есть на нашей реке такие глухие и укромные места, что, когда продерёшься через спутанные лесные заросли, заполненные к тому же крапивой, и присядешь около самой воды, почувствуешь себя как бы 
в отгороженном от остального земного пространства мире.

(2)У черёмух выросли до своей величины будущие ягоды. (3)Теперь они гладкие, жёсткие, всё равно как вырезаны из зелёной кости и отполированы. (4)Листья ракиты повёрнуты то своей ярко-зелёной, то обратной, матовой, серебряной стороной, отчего всё дерево, вся его крона, всё, так сказать, пятно в общей картине кажется светлым. (5)У кромки воды растут, наклонясь в сторону, травы. (6)Кажется даже, что дальше травы привстают на цыпочки, тянутся изо всех сил, чтобы обязательно, хотя бы 
из-за плеч, поглядеть в воду. (7)Тут и крапива, тут и высоченные зонтичные, названия которым здесь у нас никто не знает.

(8)Но больше всех украшает наш замкнутый земной мирок некое высокое растение с пышными белыми цветами. (9)То есть каждый цветок в отдельности очень мал и был бы вовсе незаметен, но собрались цветы на стебле в бесчисленном множестве и образуют пышную, белую, слегка желтоватую шапку растения. (10)А так как его стебли никогда не растут поодиночке, то пышные шапки сливаются, и вот уже как бы белое облако дремлет среди неподвижной лесной травы. (11)Ещё и потому невозможно не залюбоваться этим растением, что едва лишь пригреет солнце, как от белого цветочного облака поплывут во все стороны незримые клубы, незримые облака крепкого медвяного аромата.

(12)Глядя на белые пышные облака цветов, я часто думал о нелепости положения. (13)Я вырос на этой реке, чему-то меня учили в школе. (14)Цветы эти я вижу каждый раз, и не просто вижу, а выделяю из всех остальных цветов. (15)А вот спроси меня, как они называются, – не знаю, почему-то ни разу не слыхал их названия и от других, тоже здесь выросших людей. (16)Одуванчик, ромашка, василёк, подорожник, колокольчик, ландыш – на это нас ещё хватает. (17)Эти растения мы ещё можем называть по имени. (18)Впрочем, зачем же сразу обобщать, – может быть, один лишь я и не знаю? (19)Нет, кого бы я ни расспрашивал в селе, показывая белые цветы, все разводили руками:

– (20)Кто их знает! (21)Полно их растёт: и на реке, и в лесных оврагах. (22)А как называются?.. (23)Да тебе на что? (24)Цветы и цветы, их ведь не жать, не молотить. (25)Нюхать и без названия можно.

(26)Мы вообще-то, я бы сказал, немного равнодушны ко всему, что окружает нас на земле. (27)Нет, нет, конечно, мы часто говорим, что любим природу: эти перелески, и холмы, и роднички, и огневые, на полнеба, летние тёплые закаты. (28)Ну и собрать букет цветов, ну и, конечно, прислушаться к пению птиц, к их щебетанию в золотых лесных верхах в то время, когда сам лес ещё полон темно-зелёной, чёрной почти прохлады. (29)Ну и сходить по грибы, ну и поудить рыбу, да и просто полежать на траве, глядя вверх на плывущие облака.

«(30)Послушай, а как называется трава, на которой ты теперь так бездумно и так блаженно лежишь?» – «(31)То есть как это как? (32)Трава. (33)Ну там… какой-нибудь пырей или одуванчик». – «(34)Какой же тут пырей? (35)Тут вовсе нет никакого пырея. (36)Всмотрись повнимательнее. (37)На месте, которое ты занял своим телом, растёт десятка два разнообразных трав, и ведь каждая из них чем-нибудь интересна: то ли образом жизни, то ли целебными для человека свойствами. (38)Впрочем, это уж вроде как бы непостижимая для нашего ума тонкость».

(По В.А. Солоухину*)

Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997) – русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

 

22. Из предложений 1–3 выпишите контекстные синонимы.



23.Среди предложений 5–10 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза, притяжательного местоимения и форм слова. Напишите номер этого предложения.



24.«Разнообразные средства выразительности помогают В.А. Солоухину передать своё отношение к родным местам. Поэтичность автора проявляется в использовании таких тропов, как (А)__________ («листья ракиты повёрнуты… серебряной стороной» в предложении 4, «в золотых лесных верхах» в предложении 28) и (Б)__________ («травы привстают на цыпочки… чтобы… поглядеть на воду» в предложении 6, «белое облако дремлет среди… травы» в предложении 10). Синтаксическое средство − (В)__________ (предложения 16, 27) и приём − (Г)__________ (предложения 28−29) помогают автору выразить свои представления

о том, каким должно быть отношение к родной природе».

Список терминов:

1) фразеологизм

2) эпитет

3) литота

4) анафора

5) ряды однородных членов предложения

6) вопросительные предложения

7) сравнительный оборот

8) вводные слова

9) олицетворение




      1. Написание синквейна.



Мы неплохо поработали. Повторяли средства выразительности, находили их в тексте, определяли их роль, классифицировали их и т.д. Кому-то это показалось легко, а у кого-то вызвало определённые трудности. Вот сейчас я предлагаю вам отразить это в синквейне: ваши мысли, чувства, затруднения, взяв в качестве темы одно из средств выразительности (на выбор).





















    1. Подведение итогов.



- Какой общей темой объединены были почти все тексты для анализа. Поэтому я предлагаю вам дома составить:



Альтернативный вариант: упр 497. (Рыбченкова, Власенков)





    1. Домашнее задание:

1) упр. 497;

2) Составить прозаический или поэтический текст на тему «Красота родного края», используя средства художественной выразительности (10-15 предложений).