СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Среды обитания организмов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку биологии в 5 - м классе "Среды обитания живых  организмов". 

Просмотр содержимого документа
«Среды обитания организмов»

8/9/18 Среды обитания организмов Введение 5 класс Чернецова Н.И., учитель биологии

8/9/18

Среды обитания организмов

Введение

5 класс

Чернецова Н.И.,

учитель биологии

Задачи урока:  сформировать у учащихся знания о средах обитания организмов; показать взаимосвязь живых организмов со средой обитания. Основные понятия урока:  водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания,  организм как среда обитания.
  • Задачи урока:
  • сформировать у учащихся знания о средах обитания организмов;
  • показать взаимосвязь живых организмов со средой обитания.
  • Основные понятия урока:
  • водная среда,
  • наземно-воздушная среда,
  • почва как среда обитания,
  • организм как среда обитания.

I. Проверка знаний 1. Проверка знаний о царствах живых организмов и отличительных признаках живого от неживого. (Ответы учащихся)  2. Проверка составленных учащимися схем пищевых цепей. (Обсуждение результатов самостоятельной работы в ходе фронтальной беседы.)

I. Проверка знаний

  • 1. Проверка знаний о царствах живых организмов и отличительных признаках живого от неживого. (Ответы учащихся)
  • 2. Проверка составленных учащимися схем пищевых цепей. (Обсуждение результатов самостоятельной работы в ходе фронтальной беседы.)

II. Изучение нового материала Характеристика сред обитания организмов. (Рассказ учителя с элементами беседы и использованием рисунков 10, 11, 12 и 13 учебника)

II. Изучение нового материала

  • Характеристика сред обитания организмов.
  • (Рассказ учителя с элементами беседы и использованием рисунков 10, 11, 12 и 13 учебника)

ЗЕМЛЯ Место обитания живого организма на Земле называется  среда жизни
  • ЗЕМЛЯ
  • Место обитания живого организма на Земле называется

среда жизни

Среды обитания жизни Водная  Организменная Наземно-воздушная Почвенная
  • Среды обитания жизни

Водная

Организменная

Наземно-воздушная

Почвенная

ЧЕТЫРЕ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ВОДНАЯ ПОЧВЕННАЯ НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ ОРГАНИЗМЕННАЯ
  • ЧЕТЫРЕ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ
  • ВОДНАЯ
  • ПОЧВЕННАЯ

НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ

ОРГАНИЗМЕННАЯ

Наземно-воздушная среда обитания Обилие воздуха Много света Большие колебания температуры Большие колебания влажности Большая роль ветра
  • Наземно-воздушная среда обитания
  • Обилие воздуха
  • Много света
  • Большие колебания температуры
  • Большие колебания влажности
  • Большая роль ветра
НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ ШЕРСТЯНОЙ ИЛИ ПЕРЬЕВОЙ ПОКРОВ ХОРОШО РАЗВИТЫЕ ОРГАНЫ ЗРЕНИЯ, ОБОНЯНИЯ, СЛУХА
  • НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ
  • ШЕРСТЯНОЙ ИЛИ ПЕРЬЕВОЙ ПОКРОВ
  • ХОРОШО РАЗВИТЫЕ ОРГАНЫ ЗРЕНИЯ, ОБОНЯНИЯ, СЛУХА
Водная среда обитания Наличие минеральных солей Мало кислорода Мало света Нет резких перепадов температуры
  • Водная среда обитания
  • Наличие минеральных солей
  • Мало кислорода
  • Мало света
  • Нет резких перепадов температуры
ВОДНАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ Особенности животных: Особенности растений: ЖАБРЫ ОТСУТСТВИЕ ПОР ОТСУТСТВИЕ ЖЕСТКОЙ КОРЫ ПЛАВНИКИ ОСОБАЯ ПРОВОДЯЩАЯ СИСТЕМА ОСОБАЯ ПОВЕРХНОСТЬ КОЖИ
  • ВОДНАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ
  • Особенности животных:
  • Особенности растений:
  • ЖАБРЫ
  • ОТСУТСТВИЕ ПОР
  • ОТСУТСТВИЕ ЖЕСТКОЙ КОРЫ
  • ПЛАВНИКИ
  • ОСОБАЯ ПРОВОДЯЩАЯ СИСТЕМА
  • ОСОБАЯ ПОВЕРХНОСТЬ КОЖИ
ТИПЫ ОРГАНИЗМОВ, ОБИТАЮЩИХ В ВОДЕ ОБИТАТЕЛИ МЕЛКОВОДИЙ ОБИТАТЕЛИ ОТКРЫТОЙ ВОДЫ ОБИТАТЕЛИ ГЛУБИН МОРЯ
  • ТИПЫ ОРГАНИЗМОВ, ОБИТАЮЩИХ В ВОДЕ
  • ОБИТАТЕЛИ МЕЛКОВОДИЙ
  • ОБИТАТЕЛИ ОТКРЫТОЙ ВОДЫ
  • ОБИТАТЕЛИ ГЛУБИН МОРЯ
ОБИТАТЕЛИ МЕЛКОВОДИЙ МИДИИ УСТРИЦЫ ВОДОРОСЛИ КАМБАЛА СКАТ ПЕСКОЖИЛ
  • ОБИТАТЕЛИ МЕЛКОВОДИЙ

МИДИИ

УСТРИЦЫ

ВОДОРОСЛИ

КАМБАЛА

СКАТ

ПЕСКОЖИЛ

ОБИТАТЕЛИ ОТКРЫТОЙ ВОДЫ ПЛАНКТОН СВОБОДНО ПЛАВАЮЩИЕ ОРГАНИЗМЫ МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ РАЧКИ ТУНЦЫ АКУЛЫ ИНФУЗОРИИ КИТ ХЛОРЕЛЛА ДЕЛЬФИНЫ
  • ОБИТАТЕЛИ ОТКРЫТОЙ ВОДЫ

ПЛАНКТОН

СВОБОДНО ПЛАВАЮЩИЕ ОРГАНИЗМЫ

МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ РАЧКИ

ТУНЦЫ

АКУЛЫ

ИНФУЗОРИИ

КИТ

ХЛОРЕЛЛА

ДЕЛЬФИНЫ

ОБИТАТЕЛИ ГЛУБИН МОРЯ РЫБА-УДИЛЬЩИК ГЛУБОКОВОДНЫЙ КАЛЬМАР
  • ОБИТАТЕЛИ ГЛУБИН МОРЯ

РЫБА-УДИЛЬЩИК

ГЛУБОКОВОДНЫЙ КАЛЬМАР

Почвенная среда обитания Нет света Небольшие перепады температуры и влажности в течении суток Мало кислорода Почва – это поверхностный плодородный слой суши, образованный из смеси минеральных и органических веществ
  • Почвенная среда обитания
  • Нет света
  • Небольшие перепады температуры и влажности в течении суток
  • Мало кислорода

Почва – это поверхностный плодородный слой суши, образованный из смеси минеральных и органических веществ

ПОЧВЕННАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ Особенности организмов, обитающих в почвенной среде: СЛАБОЕ ЗРЕНИЕ ОБТЕКАЕМАЯ ФОРМА ТЕЛА ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ РЫТЬЯ Многие из них могут обитать только в этой среде
  • ПОЧВЕННАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ
  • Особенности организмов, обитающих в почвенной среде:
  • СЛАБОЕ ЗРЕНИЕ
  • ОБТЕКАЕМАЯ ФОРМА ТЕЛА
  • ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ РЫТЬЯ
  • Многие из них могут обитать только в этой среде
ОРГАНИЗМЕННАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ СИМБИОНТЫ ПАРАЗИТЫ Организм, в котором обитают другие организмы называется ХОЗЯИНОМ. ЛИШАЙНИКИ АСКАРИДА
  • ОРГАНИЗМЕННАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ
  • СИМБИОНТЫ
  • ПАРАЗИТЫ
  • Организм, в котором обитают другие организмы называется ХОЗЯИНОМ.

ЛИШАЙНИКИ

АСКАРИДА

Организменная среда обитания  Растение-паразит зависит от растения-хозяина
  • Организменная среда обитания
  • Растение-паразит зависит от растения-хозяина
ОРГАНИЗМЫ, МЕНЯЮЩИЕ СРЕДУ ОБИТАНИЯ ЛИЧИНКИ МАЙСКОГО ЖУКА ВЗРОСЛЫЙ МАЙСКИЙ ЖУК ОРГАНИЗМЫ, ОДНОВРЕМЕННО ОБИТАЮЩИЕ В НЕСКОЛЬКИХ СРЕДАХ Наземно-воздушная среда Почвенная среда Водная среда
  • ОРГАНИЗМЫ, МЕНЯЮЩИЕ СРЕДУ ОБИТАНИЯ
  • ЛИЧИНКИ МАЙСКОГО ЖУКА
  • ВЗРОСЛЫЙ МАЙСКИЙ ЖУК
  • ОРГАНИЗМЫ, ОДНОВРЕМЕННО ОБИТАЮЩИЕ В НЕСКОЛЬКИХ СРЕДАХ

Наземно-воздушная среда

Почвенная среда

Водная среда

Среды обитания организмов Организмы способны жить лишь в той среде, к условиям которой они приспособлены.
  • Среды обитания организмов
  • Организмы способны жить лишь в той среде, к условиям которой они приспособлены.
Среды жизни и их обитатели Заполнить таблицу Среда жизни Особенности среды Водная Обитатели среды Наземно-воздушная Почвенная Организмен ная
  • Среды жизни и их обитатели
  • Заполнить таблицу

Среда жизни

Особенности среды

Водная

Обитатели среды

Наземно-воздушная

Почвенная

Организмен

ная

Проверь себя: 1. Какая наука изучает отношения организмов между собой и окружающей средой?  Ботаника Биология Экономика Экология 2. Каким фактором среды называется влияние человека на жизнь растения?  А. Абиотическим В. Антропогенным С. Биологическим D. Биотическим
  • Проверь себя:

1. Какая наука изучает отношения организмов между собой и окружающей средой?

  • Ботаника
  • Биология
  • Экономика
  • Экология

2. Каким фактором среды называется влияние человека на жизнь растения?

А. Абиотическим

В. Антропогенным

С. Биологическим

D. Биотическим

Проверь себя: 3 . В какой среде произрастает клевер?  А. В наземно-воздушной В. почвенной С. водной D. В организменной 4.Какая среда представлена организмом-хозяином? Наземно-воздушная Почвенная Организменная Водная
  • Проверь себя:

3 . В какой среде произрастает клевер?

А. В наземно-воздушной

В. почвенной

С. водной

D. В организменной

4.Какая среда представлена организмом-хозяином?

  • Наземно-воздушная
  • Почвенная
  • Организменная
  • Водная

Проверь себя: Ключ
  • Проверь себя:
  • Ключ
III. Закрепление знаний Обсуждение вопроса :  «Почему организмы, обитающие в наземно-воздушной среде, более многообразны, чем обитатели водной?» Работа с текстом параграфа. Обсуждение результатов работы с учащимися класса.

III. Закрепление знаний

  • Обсуждение вопроса :
  • «Почему организмы, обитающие в наземно-воздушной среде, более многообразны, чем обитатели водной?»
  • Работа с текстом параграфа.
  • Обсуждение результатов работы с учащимися класса.

IV. Задание на дом В учебнике изучить § 4 «Среды обитания организмов ». Ответить на вопросы № 1-7 (устно) Выполнить задания, предложенные в конце параграфа ( составить план параграфа.)

IV. Задание на дом

  • В учебнике изучить § 4 «Среды обитания организмов ».
  • Ответить на вопросы № 1-7 (устно)
  • Выполнить задания, предложенные в конце параграфа ( составить план параграфа.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!