I. Организационный этап | Слайд 1 Здравствуйте, садитесь! Слайд 2 Посмотрите на слайд. Мне хотелось бы, чтобы эти слова стали эпиграфом нашего урока. «Здоровье – это не только отсутствие болезней, это полное физическое, душевное и социальное благополучие» - Как вы понимаете эти слова? -Вы можете представить нашу жизнь без математических знаний? -В каких отраслях и сферах деятельности человека применяются математические знания? -Вы можете представить нашу жизнь без движения, без физических нагрузок, без спортзала?. -При изучении каких школьных предметов вам пригодятся математические знания? А сегодня мы соединим математику и физическую культуру. | Ответы учащихся | | Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог. Познавательные осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
II Вводная беседа. Актуализация знаний | В 2013г. Президент РФ Владимир Владимирович Путин предложил использовать средства с проведения Олимпийских игр в Сочи на развитие массового спорта, включая, реализацию в субъектах федерации комплекса «Готов к Труду и Обороне» (ГТО) Слайд 3 24 марта 2014 г. наш президент В.В.Путин подписал указ о Всероссийской физкультурно-оздоровительном комплексе: «Готов к труду и обороне». Нормы ГТО для школьников имеют 5 ступеней. Школьники 11-12 лет сдают нормативы по физической культуре, которые соответствуют 3 ступени. Слайд 4 Для получения знака отличия Комплекса необходимо выполнить четыре обязательных испытания и два испытания по выбору на бронзовый знак, три испытания по выбору –на серебряный и четыре испытания по выбору на золотой знак Сегодня на уроке мы будем сравнивать и анализировать результаты норм ГТО 3 ступени при решении математических задач. Каждый из Вас получит оценку . Она будут складываться из ваших ответов, работы по выполнению упражнений, выполнению самостоятельной работы. Как Вы думаете кого мне лучше взять себе в помощники? -Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда начнем урок с устного счета. Слайд 5 Нужно вычислить пример и вместо получившегося числа вписать соответствующую букву. Результат подскажет вам ответ на вопрос: «Тема нашего сегодняшнего урока?» -Ребята, а как оценивают спортсменов в настоящем спорте? - А что еще может быть средним? Придумайте несколько словосочетаний со словом «средний». -А что «среднее» в математике можно найти? - Назовите тему урока. - Правильно будет «Среднее арифметическое». Запишите в тетради тему урока Слайд 6 -Что вы знаете о среднем арифметическом? - Что вы хотите узнать? Слайд 7 Это и будет нашими целями на урок. | Внимательно слушают Выбирается помощник, который будет делать записи на доске во время урока Записывают тему урока в тетради. -«Что это такое?» «Как найти среднее арифметическое?» «Для чего применяется среднее арифметическое?» | Вспоминают действия с десятичными дробями | Познавательные знания Коммуникативные Уметь совместно договариваться Познавательные Поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог Регулятивные Выделение и осознание того, что уже пройдено. Формулировка темы. Постановка цели урока. |
III. Изучение нового материала | 1. Работа над определением «среднего арифметического» -Итак, что же такое среднее арифметическое нескольких чисел? Давайте представим, что два участника соревнований из одной команды стреляли по мишеням. И один участник набрал 29 баллов, а другой 27 баллов. Как найти среднее значение данной команды? А если в команде было три участника, то как найти среднее арифметическое? А если в команде было семь участников, то как найти среднее арифметическое? Вывод: Мы нашли среднее арифметическое чисел. Давайте вместе выведем алгоритм нахождения среднего арифметического чисел. Работа над определением «среднего арифметического» Слайд 8 - Предлагаю сформулировать определение «среднего арифметического чисел». - Откройте учебник на с.226, найдите определение «среднего арифметического». Прочитайте. Сравните с вашим вариантом. Поставьте себе оценку за определение. Пять, если ваше определение полностью совпало с напечатанным в учебнике; четыре, если есть небольшие отклонения; три, если совпадений мало; два, если ваше определение не соответствует правильному. - Закройте ладошкой это определение и расскажите его сами себе. Определение нужно запомнить! | Предлагают алгоритмы. Алгоритм: «Найти сумму всех чисел» «Найти количество слагаемых» «Разделить сумму чисел на количество» Определение: «Это частное суммы нескольких чисел на их количество» Учащиеся записывают формулу нахождения среднего арифметического нескольких чисел: Ср. арифметическое = (сумма слагаемых): (количество слагаемых) -Читают: помощник вслух, остальные - про себя. | Самостоятельно выводят определение среднего арифметического чисел. Составляют алгоритм в тетради. Выводят формулу нахождения среднего арифметического, опираясь на определение и алгоритм. | Познавательные Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог Регулятивные Целеполагание, выдвижение гипотез |
1V. Первичное осмысление и закрепление знаний. | -Давайте вернемся к спорту и найдем путем решения математических задач нормативы ГТО для школьников 11-12 лет Слайд 9 1-е обязательное испытание «Бег на 60м» У каждого на парте есть карточки с заданиями. Подпишите эти карточки. Карточка №1 Нормативы по ГТО у мальчиков и девочек разные, поэтому. Во всех заданиях мальчики выполняют задания № 1,2,3, а девочки № 4,5,6. Таким образом, если Вы правильно вычисляете, то мальчики соответственно получите нормативы на бронзовый, серебряный и золотой знак для мальчиков. А девочки для девочек. На это дается 3 минуты. Кто завершит подсчёт раньше, тот может оказать помощь противоположному полу. Предлагаю обменяться карточкой №1 и девочки проверят и оценят правильность подсчетов у мальчиков, а мальчики у девочек. Пять – задание выполнено полностью правильно, четыре – есть одна ошибка, три- есть две ошибки, два – нет правильных ответов. Решите задачи и запишите ответы в таблицу Велосипедист ехал 1 час со скоростью 12 км/ч и следующий час – 10 км/ч. С какой постоянной скоростью должен ехать велосипедист, чтобы проехать то же самое расстояние за 2 часа? Время обслуживания кассиром каждого из покупателей спортивного магазина образовало следующий ряд данных – 6 мин, 10 мин, 12 мин, 8 мин, 18 минут. Найдите среднее время обслуживания покупателя? Команда спортсменов в зависимости от времени года выпивает в день во время тренировки от 3 до 16,8 литров чистой воды. Найдите среднее значение количества воды, выпиваемое командой в день. Велосипедист ехал 1 час со скоростью 12,6 км/ч и следующий час – 10,2 км/ч. С какой постоянной скоростью должен ехать велосипедист, чтобы проехать то же самое расстояние за 2 часа? Время обслуживания кассиром каждого из покупателей спортивного магазина образовало следующий ряд данных – 12 мин, 10 мин, 13 мин, 15 мин, 6 минут. Найдите среднее время обслуживания покупателя? Команда спортсменов в зависимости от времени года выпивает в день во время тренировки от 4 до 16,6 литров чистой воды. Найдите среднее значение количества воды, выпиваемое командой в день. Мальчики | Девочки | Задача 1 | Задача 2 | Задача3 | Задача4 | Задача 5 | Задача 6 | Бронзовый знак | Серебряный знак | Золотой знак | Бронзовый знак | Серебряный знак | Золотой знак | | | | | | | Давайте проверим результаты. Помощник записывает правильные ответы на доске, а все учащиеся оценивают сея сами. Если 1 правильно выполнено задание – оценка «3», 2 правильных задания – «4», 3 правильных – «5» Слайд 10 2- обязательное испытание «Бег на 2 км» Карточка № 2 Найдите среднее арифметическое данных чисел и запишите ответы в таблицу 12,3 и 8,2 13,6 и 7,3 и 9,1 11,1 и 12,2 и 9,4 и 4,5 14,1 и 10,5 14,5 и 12,3 и 9,2 15,2 и 11,2 и 13,8 и 5 Карточка № 2 Мальчики | Девочки | пример 1 | пример 2 | пример3 | пример4 | пример 5 | пример 6 | Бронзовый знак | Серебряный знак | Золотой знак | Бронзовый знак | Серебряный знак | Золотой знак | | | | | | | Давайте проверим результаты. Помощник записывает правильные ответы на доске, а все учащиеся оценивают сея сами. Аналогично предыдущему заданию Слайд 11 3-е обязательное испытание «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу) Карточка № 3 На координатном луче отмечены две точки . Ответьте, как найти среднее арифметическое чисел? Мальчики | Девочки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Бронзовый знак | Серебряный знак | Золотой знак | Бронзовый знак | Серебряный знак | Золотой знак | | | | | | | Вычислите среднее арифметическое и запишите результаты в таблицу Давайте проверим результаты. Помощник записывает правильные ответы на доске, а все учащиеся оценивают себя сами. Аналогично предыдущему заданию | Учащиеся знакомятся с содержанием карточек Учащиеся, используя алгоритм нахождения среднего арифметического нескольких чисел, решают задачи самостоятельно Мальчики решают № 1,2,3 Девочки решают № 4,5,6 ( кто успевает может решать и другие задания) Ставят за выполненное задание себе оценки сами после заполненной таблицы на листе Ставят за выполненное задание себе оценки сами после заполненной таблицы на листе Средним арифметическим будет середина отрезка между данными числами Ставят за выполненное задание себе оценки сами после заполненной таблицы на листе | Отрабатывают алгоритм и формулу нахождения среднего арифметического при решении задачи | Познавательные Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез. Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог, Коллективное обсуждение проблем (при необходимости). Регулятивные Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата |
V. Физпауза | - Я предлагаю вам немного отдохнуть от математики и сейчас попробовать выполнить самим некоторые нормативы ГТО слайд 12 4-е обязательное испытание «Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу» (касание пола пальцами рук). Попробуйте выполнить это задание 5-е испытание по выбору: «Бег на лыжах 3 км» (без учета времени). Давайте потренируемся, бег на месте – имитация бега на лыжах. 6-е испытание по выбору : «Плавание 50 м» (без учета времени) Давайте потренируемся, как вы будете плыть? - Сели все ровно, продолжим работу. | Учащиеся стараются выполнить данный норматив Учащиеся стараются выполнить данный норматив Учащиеся стараются выполнить данный норматив Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. | | |
VI. Закрепление изученного на решении задач | Слайд 13 7-е испытание по выбору «Метание мяча весом в 150г ( в метрах) Карточка № 4 Вычислите средне арифметическое число в каждом столбце. Ответами и будут нормативы в данном испытании Мальчики | Девочки | Бронзовый знак | Серебряный знак | Золотой знак | Бронзовый знак | Серебряный знак | Золотой знак | 22 20 26 28 29 | 26 28 34 30 22 | 32 38 40 29 31 | 11 16 13 12 18 | 20 16 19 24 11 | 18 24 19 26 23 | | | | | | | Давайте проверим результаты. Помощник записывает правильные ответы на доске, а все учащиеся оценивают себя сами. Аналогично предыдущему заданию Слайд 14 8- испытание по выбору «Прыжок в длину с разбега( в см)» Карточка № 5 В таблице на ваших листах показана калорийность различных продуктов, полезных для питания школьников и спортсменов. Найдите среднее арифметическое каждой группе продуктов ,результат округлите до десятков № | Продукт | Калорийность, Ккал/100г | 1 | Мясо говядина | 254 | 2 | Крупа манная | 328 | 3 | Сыр Пармезан | 269 | 4 | Курица (бедро) | 209 | 5 | Крупа гречневая | 335 | 6 | Сыр Эстонский | 350 | 7 | Батон столовый | 284 | 8 | Масса творожная | 341 | 9 | Мясо свинина нежирная | 316 | 10 | Гусь тушка | 339 | 11 | Творог | 232 | 12 | Мясо баранина | 203 | 13 | Булка пшеничная | 272 | 14 | Индейка крылышки | 168 | 15 | Сыр Бри | 291 | Слайд 15 Задание выполняете самостоятельно Мальчики находят среднюю калорийность хлебобулочных изделий, молочных продуктов и круп. А девочки находят среднее арифметическое калорийности мясо птицы, мясо и сыров. Кто успеет может выполнить все задание полностью. Сдаем карточки мне на проверку. | Выполняют самостоятельно упражнения Ставят за выполненное задание себе оценки сами после заполненной таблицы на листе Выполняют самостоятельно упражнения Помощник собирает выполненные задания | Отрабатывают алгоритм и формулу нахождения среднего арифметического при решении упражнений | Регулятивные Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, саморегуляция. Коммуникативные Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности. |
VII Подведение итогов . | Проверяю самостоятельную работу вместе с помощником. Предлагаю проанализировать урок: - Что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы? Давайте еще раз вспомним определение среднего арифметического нескольких чисел. Чтобы получить оценку за урок, необходимо подсчитать среднее арифметическое тех оценок, которые сегодня заработали на уроке. Не забудьте оценку за самостоятельную работу. | Учащиеся смотрят социальный ролик «ГТО», «Нормативы ГТО как правильно выполнять испытания» Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Учащиеся получают оценку за урок. | | Регулятивные само регуляция для повышения мотивации учебной деятельности Коммуникативные Управление поведением контроль, коррекция, оценка Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки |
VIII Домашнее задание. Рефлексия | Слайд 16 Сегодня мы говорили о среднем арифметическом нескольких чисел. На следующем уроке будем решать более сложные задачи. Чтобы вам было проще разобраться в условиях задач, прочитайте п.38 на стр.226 и решите № 1524. А еще я предлагаю вам побыть дома в роли статистика, собрать и обработать некоторую информацию: определить рост каждого члена семьи и вычислить средний рост семьи, и узнать что такое «Рейтинг» Слайд 17 РЕФЛЕКСИЯ Поднимите руки вверх и похлопайте себе, если Вам все задания выполнили правильно и со всем разобрались Опустите руки вниз и покружитесь, если Вы затруднялись Приседайте вниз, если ничего не получилось и настроение испортилось Слайд 18 Благодарю за урок! | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник Учащиеся выбирают свое движение, соответствующее настроению | | Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |