СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средства музыкальной выразительности – средства создания характера произведения.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока для учащихся музыкальной школы по классу домра.

Просмотр содержимого документа
«Средства музыкальной выразительности – средства создания характера произведения.»

Худякова Светлана Юрьевна

Преподаватель по классу домра

КГКП «Школа искусств акимата

Шемонаихинского района»


Открытый урок.

Тема: «Средства музыкальной выразительности – средства создания характера произведения».

Цель: Сформировать понимание о процессе отражения характера произведения с помощью средств музыкальной выразительности.

Задачи: 1) Систематизировать средства музыкальной выразительности (по характерам в форме таблицы).

2) Проанализировать способ передачи характера произведения с помощью средств музыкальной выразительности на примере произведения «У зори-то у зореньки».

3) Уметь определять характер неизвестного произведения визуально с помощью средств музыкальной выразительности.

4) Применить различные средства музыкальной выразительности для отражения различных характеров на примере детской песенки «Василек».

5) Способствовать развитию интереса и любви к музыке.

Тип урока: урок систематизации и обобщения учебного материала.

Форма: решение ситуационной задачи.

Средства: таблицы «Музыкальный характер», «Средства музыкальной выразительности», «У зори-то у зореньки»; нотный текст произведений и музыкальные записи А.Вивальди «Осень 2 часть», Э.Григ «В пещере горного короля», нотный текст без названий произведений «Уж ты, поле мое», М.Глинка «Полька», ноутбук.

Ход урока.

  1. Постановка познавательного вопроса. – 1мин.

  2. Информация по данному вопросу. – 7мин.

  3. Задания на работу с информацией. – 35мин.

а) анализ («У зори – то у зореньки» в обработке В.Городовской)

б) синтез (работа с неизвестным нотным текстом)

в) творческое задание (Василек)

4. Рефлекия. – 2мин.

Ход урока.

  1. Постановка познавательного вопроса.

Учитель: Когда мы слушаем музыку, то можем определить ее характер, настроение. А часто ли мы задумываемся, с помощью каких средств музыкальной выразительности композитор передает характер и что помогает нам, как исполнителям передать настроение произведения?

Тема нашего урока – «Средства музыкальной выразительности – средства создания характера произведения». И к концу урока мы должны убедиться, что это утверждение верно.

2. Информация по данному вопросу.

Учитель: Маргарита, с чего ты начинаешь разбор нового произведения?

Ученица: С разбора нотного текста.

Учитель: Уже после того, как нотный текст разобран, тогда начинаешь обращать внимание на какие-то там значки, поставленные в тексте, а уж какой характер произведения решается чуть ли не в последний момент. И тогда начинаешь осознанно применять динамику, меняется прикосновение к струнам и т.д. А ведь автор уже намного облегчил нам труд тем, что проставил в тексте знаки, которые называются средства музыкальной выразительности.

Давай вспомним, какие средства музыкальной выразительности ты знаешь?

Ученица: Динамика, темп, штрих, фактура, лад, приемы игры.

Учитель: Верно. Посмотри на таблицу «Средства музыкальной выразительности». Здесь систематизированы основные, часто используемые средства музыкальной выразительности.

Таблица 1. Средства музыкальной выразительности.

динамика

темп

штрих

лад

фактура

прием игры

f, p, ff, pp, mf, mp, sf, cresc, dim

Lento, Moderato, Presto, accel, rit.

Легато, стаккато, нон легато

Мажор, минор

Аккорд, арпеджио, полифония

Удар, тремоло, пиццикато, флажолет

Давай возьмем несколько ярко выраженных характеров и подумаем, какие средства музыкальной выразительности можно к ним отнести.

Ученица записывает в таблицу №2, какой темп, штрих, лад, фактура, динамика, прием игры подходит для каждого характера. Например – характер «Спокойный» - динамика – p, темп - Lento, штрих – Легато, лад – мажор, минор, фактура – прозрачная, прием игры – тремоло.

Таблица №2. Музыкальный характер.

Спокойно, нежно, мягко

Трагично, торжественно, величественно

Весело, радостно




3. Задания на работу с информацией.

Учитель: А сейчас давай проанализируем произведение «У зори-то у зореньки». Сначала проиграй его.

После проигрывания:

Что ты можешь сказать о характере произведения? Меняется он или остается неизменным от начала до конца?

Ученица: Меняется.

Учитель: Какая форма произведения?

Ученица: Куплетная со вступлением и заключением.

Учитель: Правильно. Давай посмотрим на вступление. Сколько здесь фраз?

Ученица: 4.

Учитель: Меняется ли характер во фразах?

Ученица: Да. Меняется динамика, регистр, аккомпанемент

Учитель: Давай запишем все в таблицу.

Ученица записывает в таблицу, какие средства музыкальной выразительности используются для передачи характера в каждой фразе.

Таблица №3. У зори-то, у зореньки.

1фраза

2 фраза

3 фраза

4 фраза

Прозрачно

р, 1-2 октава

прозрачная

Взволнованно

mf, 2-3 октава

арпеджио

Отчаянно

f, 3 октава

аккорды

Успокоено

mp, 1-2 октава

арпеджио

Аналогичным образом разбирается все произведение.

Учитель: Мы проанализировали с тобой произведение, которое ты играешь, с которым ты знакома. А сможешь ли ты определить характер произведения, которое слышишь впервые?

Преподаватель играет два разнохарактерных произведения и предлагает выбрать из предложенных нотных распечаток подходящие. («Уж ты поле мое», Глинка «Полька»). На нотных примерах нет названия.

Учитель: По каким признакам ты определила, какие ноты соответствуют проигранным пьесам?

Ученица: Первое произведение по характеру спокойное – в нотах передается с помощью динамических оттенков р, штрих – легато, темп – Largo. Второе произведение по характеру легкое, веселое – длительности 16-е, штрих – удар, динамика – форте.

Учитель: А сейчас противоположное задание - глядя на незнакомый нотный текст определить его характер. (Вивальди «Осень 2 часть», Григ «В пещере горного короля»).

Ученица: Характер первого произведения грустный. Характер второго – сначала спокойный, потом яркий.

После того, как ученица озвучивает характер произведения, учитель дает прослушать его в записи.

Учитель: А сейчас давай проведем маленький эксперимент. Возьмем известную детскую песенку «Василек» и сыграем ее в разных характерах. 1 – мягкий, спокойный – какими средствами музыкальной выразительности ты передашь характер?

Ученица: динамика р, темп медленный, штрих – легато.

Учитель: 2 - веселый, легкий.

Ученица: темп быстрый, динамика – f, штрих – удар.

Учитель: 3 – величественный, торжественный.

Ученица: темп спокойный, динамика – f, штрих – нон легато.

Ученица проигрывает все варианты.

4.Рефлексия.

Учитель: Скажи, какую работу мы выполняли на уроке?

Ученица: Систематизировали средства музыкальной выразительности, анализировали пьесу «У зори-то у зореньки», отгадывали характер произведения зрительно, с помощью средств музыкальной выразительности создавали произведения с разными характерами.


Учитель: Как ты думаешь, сегодня на уроке мы доказали, что средства музыкальной выразительности действительно помогают создавать характер произведения?

Ученица: Да.

Учитель: Надеюсь, что теперь ты будешь сразу обращать внимание на все музыкальные термины и знаки в тексте.

Домашнее задание – оформить на компьютере таблицы, составленные на уроке, разобрать «Болеро Толедо» Меццакапо так же, как в классе.