Х
удякова Светлана Юрьевна
Преподаватель по классу домра
КГКП «Школа искусств акимата
Шемонаихинского района»
Открытый урок.
Тема: «Средства музыкальной выразительности – средства создания характера произведения».
Цель: Сформировать понимание о процессе отражения характера произведения с помощью средств музыкальной выразительности.
Задачи: 1) Систематизировать средства музыкальной выразительности (по характерам в форме таблицы).
2) Проанализировать способ передачи характера произведения с помощью средств музыкальной выразительности на примере произведения «У зори-то у зореньки».
3) Уметь определять характер неизвестного произведения визуально с помощью средств музыкальной выразительности.
4) Применить различные средства музыкальной выразительности для отражения различных характеров на примере детской песенки «Василек».
5) Способствовать развитию интереса и любви к музыке.
Тип урока: урок систематизации и обобщения учебного материала.
Форма: решение ситуационной задачи.
Средства: таблицы «Музыкальный характер», «Средства музыкальной выразительности», «У зори-то у зореньки»; нотный текст произведений и музыкальные записи А.Вивальди «Осень 2 часть», Э.Григ «В пещере горного короля», нотный текст без названий произведений «Уж ты, поле мое», М.Глинка «Полька», ноутбук.
Ход урока.
Постановка познавательного вопроса. – 1мин.
Информация по данному вопросу. – 7мин.
Задания на работу с информацией. – 35мин.
а) анализ («У зори – то у зореньки» в обработке В.Городовской)
б) синтез (работа с неизвестным нотным текстом)
в) творческое задание (Василек)
4. Рефлекия. – 2мин.
Ход урока.
Постановка познавательного вопроса.
Учитель: Когда мы слушаем музыку, то можем определить ее характер, настроение. А часто ли мы задумываемся, с помощью каких средств музыкальной выразительности композитор передает характер и что помогает нам, как исполнителям передать настроение произведения?
Тема нашего урока – «Средства музыкальной выразительности – средства создания характера произведения». И к концу урока мы должны убедиться, что это утверждение верно.
2. Информация по данному вопросу.
Учитель: Маргарита, с чего ты начинаешь разбор нового произведения?
Ученица: С разбора нотного текста.
Учитель: Уже после того, как нотный текст разобран, тогда начинаешь обращать внимание на какие-то там значки, поставленные в тексте, а уж какой характер произведения решается чуть ли не в последний момент. И тогда начинаешь осознанно применять динамику, меняется прикосновение к струнам и т.д. А ведь автор уже намного облегчил нам труд тем, что проставил в тексте знаки, которые называются средства музыкальной выразительности.
Давай вспомним, какие средства музыкальной выразительности ты знаешь?
Ученица: Динамика, темп, штрих, фактура, лад, приемы игры.
Учитель: Верно. Посмотри на таблицу «Средства музыкальной выразительности». Здесь систематизированы основные, часто используемые средства музыкальной выразительности.
Таблица 1. Средства музыкальной выразительности.
динамика | темп | штрих | лад | фактура | прием игры |
f, p, ff, pp, mf, mp, sf, cresc, dim | Lento, Moderato, Presto, accel, rit. | Легато, стаккато, нон легато | Мажор, минор | Аккорд, арпеджио, полифония | Удар, тремоло, пиццикато, флажолет |
Давай возьмем несколько ярко выраженных характеров и подумаем, какие средства музыкальной выразительности можно к ним отнести.
Ученица записывает в таблицу №2, какой темп, штрих, лад, фактура, динамика, прием игры подходит для каждого характера. Например – характер «Спокойный» - динамика – p, темп - Lento, штрих – Легато, лад – мажор, минор, фактура – прозрачная, прием игры – тремоло.
Таблица №2. Музыкальный характер.
Спокойно, нежно, мягко | Трагично, торжественно, величественно | Весело, радостно |
| | |
3. Задания на работу с информацией.
Учитель: А сейчас давай проанализируем произведение «У зори-то у зореньки». Сначала проиграй его.
После проигрывания:
Что ты можешь сказать о характере произведения? Меняется он или остается неизменным от начала до конца?
Ученица: Меняется.
Учитель: Какая форма произведения?
Ученица: Куплетная со вступлением и заключением.
Учитель: Правильно. Давай посмотрим на вступление. Сколько здесь фраз?
Ученица: 4.
Учитель: Меняется ли характер во фразах?
Ученица: Да. Меняется динамика, регистр, аккомпанемент
Учитель: Давай запишем все в таблицу.
Ученица записывает в таблицу, какие средства музыкальной выразительности используются для передачи характера в каждой фразе.
Таблица №3. У зори-то, у зореньки.
1фраза | 2 фраза | 3 фраза | 4 фраза |
Прозрачно р, 1-2 октава прозрачная | Взволнованно mf, 2-3 октава арпеджио | Отчаянно f, 3 октава аккорды | Успокоено mp, 1-2 октава арпеджио |
Аналогичным образом разбирается все произведение.
Учитель: Мы проанализировали с тобой произведение, которое ты играешь, с которым ты знакома. А сможешь ли ты определить характер произведения, которое слышишь впервые?
Преподаватель играет два разнохарактерных произведения и предлагает выбрать из предложенных нотных распечаток подходящие. («Уж ты поле мое», Глинка «Полька»). На нотных примерах нет названия.
Учитель: По каким признакам ты определила, какие ноты соответствуют проигранным пьесам?
Ученица: Первое произведение по характеру спокойное – в нотах передается с помощью динамических оттенков р, штрих – легато, темп – Largo. Второе произведение по характеру легкое, веселое – длительности 16-е, штрих – удар, динамика – форте.
Учитель: А сейчас противоположное задание - глядя на незнакомый нотный текст определить его характер. (Вивальди «Осень 2 часть», Григ «В пещере горного короля»).
Ученица: Характер первого произведения грустный. Характер второго – сначала спокойный, потом яркий.
После того, как ученица озвучивает характер произведения, учитель дает прослушать его в записи.
Учитель: А сейчас давай проведем маленький эксперимент. Возьмем известную детскую песенку «Василек» и сыграем ее в разных характерах. 1 – мягкий, спокойный – какими средствами музыкальной выразительности ты передашь характер?
Ученица: динамика р, темп медленный, штрих – легато.
Учитель: 2 - веселый, легкий.
Ученица: темп быстрый, динамика – f, штрих – удар.
Учитель: 3 – величественный, торжественный.
Ученица: темп спокойный, динамика – f, штрих – нон легато.
Ученица проигрывает все варианты.
4.Рефлексия.
Учитель: Скажи, какую работу мы выполняли на уроке?
Ученица: Систематизировали средства музыкальной выразительности, анализировали пьесу «У зори-то у зореньки», отгадывали характер произведения зрительно, с помощью средств музыкальной выразительности создавали произведения с разными характерами.
Учитель: Как ты думаешь, сегодня на уроке мы доказали, что средства музыкальной выразительности действительно помогают создавать характер произведения?
Ученица: Да.
Учитель: Надеюсь, что теперь ты будешь сразу обращать внимание на все музыкальные термины и знаки в тексте.
Домашнее задание – оформить на компьютере таблицы, составленные на уроке, разобрать «Болеро Толедо» Меццакапо так же, как в классе.