Урок по обществознанию: «Семейные правоотношения»
Тип урока: комбинированный с элементами практической работы
Технологии: развитие критического мышления
Цель урока: сформировать представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека.
Задачи урока
воспитательные:
формирование представления о социальной ценности семьи, важности законодательного регулирования семейных отношений.
образовательные:
развивающие:
формирование коммуникативных способностей, внимания, логического мышления;
формирование навыков обобщения и анализа;
приобщение к самостоятельной деятельности и работе в группе и работе с документами.
Методы и приёмы обучения: словесный, частично-поисковый, практический, групповая работа.
Оборудование: выдержки из Семейного кодекса РФ, Конституция РФ, карточки с заданиями, мультимедийный проектор.
Планируемые результаты:
Учащиеся узнают, что: основные аспекты семейной жизни регулируются законом и Семейным кодексом РФ; семья находится под защитой государства, так же как и материнство, отцовство и детство.
Учащиеся научатся: объяснять понятия семья, брак, условия вступления в брак, личные и имущественные права и обязанности супругов, брачный договор, порядок расторжения брака.
Учащиеся получат возможность научиться: аргументировать свои ответы; осуществлять поиск нужной информации, систематизировать её и выделять главное; высказывать собственную точку зрения.
Основные понятия и термины:
Семья, брак, фиктивный брак, гражданский брак, церковный браки, брачный договор, Семейный кодекс РФ.
Основные источники информации:
1. Базовый учебник Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев « Обществознание»
9 класс, Москва, «Просвещение», 2013 г.
2. Семейный кодекс РФ.
Ход урока
I. Организационный момент (3 минуты).
Здравствуйте, я приветствую вас на уроке обществознания. Пусть для вас сегодня день будет добрым, а урок продуктивным.
Отмечаем присутствие.
Мы с Вами продолжаем изучать раздел обществознания «Право». Вы уже знаете, что такое право и какова его роль в жизни общества и государства, какие правоохранительные органы существуют, что такое Конституция и основы конституционного строя РФ, каковы права и обязанности граждан. Вы познакомились с такими отраслями права как гражданское и трудовое.
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
Прежде чем приступить к изучению новой темы, проверим усвоение Вами предыдущего материала. В течение 5 минут Вы будете отвечать на тестовые вопросы по теме: «Трудовое право». В тесте 8 заданий: 0-1 ошибка – 5; 2 ошибки – 4; 3-4 ошибки – 3; более 4 ошибок – 2.
III. Подготовка к восприятию нового материала (5 минут).
Учитель зачитывает притчу (создание проблемной ситуации по выявлению названия темы урока и постановки задач урока).
Притча «Ключ к миру в семье»
Живут в соседних домах две семьи. В первой семье все время ссорятся, а во второй - всегда тишина и взаимопонимание. Жена из первой семьи говорит мужу:
- Сходи к соседям и посмотри, что такого они делают, что у них всегда все хорошо.
Пошел, спрятался и наблюдает. Вот видит, женщина моет полы в доме, вдруг что-то ее отвлекло, и она побежала на кухню. В это время ее мужу надо было срочно в дом. Он не заметил ведро с водой, зацепил его и вода разлилась. Тут пришла жена, извиняется перед мужем, говорит:
- Прости, дорогой, я виновата.
Он:
- Нет, это ты прости, я виноват.
Подслушивающий мужчина расстроился и пошел домой. Дома жена спрашивает:
- Ну, что, посмотрел?
Муж:
- Да!
Жена:
- Ну что?
Муж: - Все понял! У нас ВСЕ ПРАВЫ, а у них ВСЕ ВИНОВАТЫ.
Постановка учащимися проблемы урока.
Подводящий проблемный диалог:
Зачем я рассказала вам эту притчу?
Какую роль играет взаимопонимание в нашей жизни, в семье?
Зачем нужны хорошие, дружелюбные отношения в семье между мужем и женой?
Как вы думаете, какую тему на уроке мы будем изучать?
Актуальна ли она для ваших современников и почему?
Какую цель урока мы поставим?
IV. План изучения нового материала:
Юридические понятия семьи и брака.
Условия и порядок заключения брака.
Сущность и особенности семейных правоотношений.
Правоотношения супругов.
1.Юридическое понятие семьи и брака.
– Что такое семейное право? Попытайтесь дать собственное определение «семейное право».
Семейное право - система правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей в семью на воспитание.
Семейное право как отрасль права развивалась и совершенствовалась постепенно. До принятия христианства семейные отношения регулировались обычным правом. Существовали разные способы заключения брака: похищение невесты женихом без ее согласия или же покупка ее у родственников. Развод производился свободно.
С принятием христианства на Руси начинают действовать нормы византийского семейного права. Церковное венчание, введенное в ХI в., практиковалось только среди высших слоев общества, остальное население заключало брак традиционным обрядом у воды. Возраст вступления в брак был установлен 15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Запрещались браки близких родственников, между лицами, состоящими в духовном родстве, при наличии другого, не расторгнутого брака. Основой отношений между мужем и женой, и детьми являлась власть мужа и отца. Семья в этот период напоминала маленькое государство со своим главой и собственной публичной властью.
Имущественные отношения отличались от Западной Европы, в сторону признания за женой большей самостоятельности. Еще в дохристианский период жена имела свое имущество, дочь не наследовала после своих родителей, но они должны были дать ей приданное.
С петровских времен приданное жены рассматривалось как ее раздельное имущество, которым муж не мог даже пользоваться. Гражданский брак в Российской империи не допускался. Власть родителей над своими детьми была очень сильной и жесткой. За неповиновение родителям или развратную жизнь по требованию родителей разрешалось заключать детей в тюрьму на срок от 3-х до 4-х месяцев.
С 1845 г муж не вправе был подвергнуть жену физическому наказанию, насильственное пострижение в монахини также становится не возможным. Законодатель более активно пытался регулировать отношения супругов в браке. Муж обязан любить свою жену, как собственное тело, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять ее недостатки и облегчать ее немощи, - гласит статья 106 Законов гражданских. Жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви и неограниченном послушании.
После Октябрьской революции 1917 г были проведены две важнейшие реформы семейного законодательства: декрет « О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского состояния». Единственной формой брака для всех граждан России стало заключение гражданского брака в государственных органах. Условия вступления в брак значительно упростились. Достаточно было согласия будущих супругов.
Декрет «О расторжении брака». На основании этого декрета бракоразводные дела были переданы в ведение местных судов.
Согласно ныне действующему Семейному кодексу семья, материнство, отцовство и детство в РФ находятся под защитой государства. Семейный кодекс РФ принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года и является основным источником семейного права.
Выявление проблемного вопроса: Может ли семья существовать без брака?
Скажите, а что же такое семья и брак. (Записать в тетрадь определения)
Семья | Брак |
Малая группа, члены которой состоят в браке и родстве, связаны общностью быта, взаимной заботой, воспитанием детей, взаимопониманием и поддержкой. | В семейном праве добровольный, равноправный союз женщины и мужчины, заключаемый для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов. |
Вопрос: О каких браках вы слышали и знаете? (гражданский брак, фиктивный брак, церковный брак?)
А выяснить разницу нам поможет учебник на стр. 154-155, рубрика «Факт» (учебник, стр. 156) и раздат.материал по церковному браку. (Прил.2)
Гражданский брак-это официальный, законный брак (а не фактический, как думают многие)
Фиктивный брак-брак, заключённый без намерения создать семью, а только из корыстных побуждений (например, получить возможность проживать в квартире супруга). Такой брак признаётся недействительным.
Церковный брак-это венчание в церкви.
Различие состоит в том, что только гражданский брак, т.е. государственная регистрация, порождает юридические права и обязанности супругов.
2. Условия и порядок заключения брака. Работа в парах.
А теперь мы вместе с вами выясним условия и порядок заключения брака, а также, какие обстоятельства препятствуют вступлению в брак. У Вас на партах Приложения, которые могут нам.
Работа с главой 3 Семейного кодекса «Условия и порядок заключения брака».
Задание для группы 1. Приложение №1
1. Каков порядок заключения брака?
Задание для группы 2. Приложение №2
2. Каковы условия вступления в брак?
Задание для группы 3. Приложение №3
3. Каковы обстоятельства препятствующие браку?
После обсуждения информация проецируются на экран:
условия заключения брака - взаимное добровольное согласие, достижение брачного возраста, отсутствие других браков, отсутствие близкого родства, дееспособность;
обстоятельства, препятствующие заключению брака - не должны состоять в зарегистрированном браке, не должны быть близкими родственниками, недееспособность, признанная по суду.
порядок вступления в брак - подача заявления в ЗАГС, обязательное присутствие жениха и невесты, подписи в книге актов гражданского состояния, отметка в паспорте, выдача свидетельства о браке (на русском и другом языках).
Учитель:
- Почему брачный возраст в России устанавливается с 18 лет? Свой ответ аргументируйте.
-Субъекты РФ могут самостоятельно решать вопрос о возможности заключать брак лицами моложе 18 лет. В настоящий момент возможность вступления в брак до 16 лет предусмотрена законами 11 субъектов РФ: в Ростовской, Московской, Вологодской, Владимирской, Самарской, Калужской областях разрешается снижать брачный возраст до 14 лет, Тверской, Мурманской и Рязанской — до 15 лет, Новгородской, Орловской, а также Башкортостане — без ограничений, в связи с исключительными обстоятельствами.
3. Сущность и особенности семейных правоотношений.
Учитель:
- Итак, брак заключен, семья сложилась и возникают семейные правоотношения.
В чем сущность и каковы особенности семейных правоотношений?
Семейные правоотношения – это урегулированные нормами отношения, выраженные в правах и обязанностях членов семьи и возникающие из брака, родства и других оснований.
Снова обратимся к Семейному кодексу РФ (статьи 31-37).
Задание для группы 1 (приложение 4)
Что такое личные права и обязанности супругов?
ст.31 и 32 СК РФ
Задание для группы 2 (приложение 5)
Какие права и обязанности имеют супруги в отношении совместного имущества?
ст.33 -35 СК РФ.
Задание для группы 3 (приложение 6)
Какие права и обязанности имеют супруги в отношении личного имущества?
ст.36 -37 СК РФ.
Права супругов.
1. Право на выбор рода занятий и профессии, места пребывания и местожительства.
2. Право на выбор фамилии.
3. Равные права родителей в воспитании детей.
4. Супруги имеют равные права на общую, совместную собственность, т. е. имущество.
Обязанности супругов.
1. Содействовать благополучию и укреплению семьи.
2. Заботиться о благосостоянии своих детей.
3. Оказывать друг другу материальную и моральную поддержку.
4. Платить алименты на содержание детей.
Собственность супругов
Личная собственность
- имущество, принадлежащее до вступления в брак
- имущество, полученное в дар или по наследству
- вещи индивидуального пользования
Совместная собственность
- имущество, нажитое во время брака
- зарплата, пенсии, пособия.
- квартиры, дачи, автомобили
- ценные бумаги и вклады в банке
- доходы от предпринимательской деятельности
- Предприятия.
Учащиеся делают вывод: брак – ответственное событие в жизни людей, порождающее новые права и обязанности.
4. Брачный договор.
Учитель:
- Как можно защитить интересы и законные права супругов, вступающих или уже вступивших в брак? Учащимся предлагается изучить статьи 40-43 СК (приложение 7) и ответить на вопросы:
Вопросы:
Где заключается брачный договор?
В какой период времени можно заключить брачный договор?
Имеет ли брачный договор юридическую силу, если брак не зарегистрирован?
Каково содержание брачного договора?
Чего нельзя писать в брачном договоре?
V. Рефлексия:
Учитель:
- Итак, мы с вами познакомились с правовым регулированием семейно-брачных отношений. Вопросы, касающиеся порядка расторжения брака, правового регулирования прав и обязанностей родителей и детей, а также воспитания детей, оставшихся без попечения родителей мы рассмотрим на следующем уроке.
Для закрепления я предлагаю вам решить несколько задач
Задача 1.
ЗАГС: на прием приходят юноша и девушка в возрасте 17 лет и просят расписать их. Работник ЗАГСа отказывает. Молодые люди идут на прием к юристу, который объясняет, что исключения из данной нормы нет. Какую норму использовал работник ЗАГС?
Задача 2.
Как появилось слово «семья»? -Кто пищу сготовит, радость моя?
Когда-то о нём не слыхала Земля… И Ева всё так же ответила: -!
Но Еве сказал перед свадьбой Адам -Кто платье сошьёт, постирает бельё,
-Сейчас я тебе семь вопросов задам. Меня приласкает, украсит жильё?
Кто деток родит мне, богиня моя? Ответь на вопросы, подруга моя!
И Ева тихонько ответила: -Я. На это всё Ева ответила: -Я.
-Кто их воспитает, царица моя? Сказала она знаменитых семь «я»-
И Ева покорно ответила: -Я. Вот так на земле появилась семья!
-Какой принцип семейного права здесь нарушен?
Задача 3.
Что из перечисленного относится к личным неимущественным правам супругов? Обоснуйте свой выбор.
1) сохранение добрачной фамилии или избрание фамилии одного из супругов в качестве общей;
2) совместное решение вопросов жизни семьи;
3) расторжение брака;
4) дача согласия на усыновление ребёнка другим супругом;
5) распоряжение вещами индивидуального пользования.
Задача 4.
Совершеннолетние Иван и Мария подали в отдел ЗАГС заявление о государственной регистрации брака. Работники ЗАГС отказали им в их просьбе. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод о правомерности действий сотрудников ЗАГС?
1) У Ивана и Марии один отец, но разные мамы.
2) Мария – католичка, а Иван – православный.
3) Мария старше Ивана на 18 лет.
4) Иван – вдовец, а Мария ни разу не была замужем
Задача 5.
Верны ли следующие суждения о правовых основах брака и семьи?
А.Для вступления в брак необходимо наличие постоянного источника доходов у жениха и невесты.
Б.Для вступления в брак необходимо достижение установленного законом брачного возраста.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
Наш проблемный вопрос: Может ли семья существовать без брака?( Семья без брака не может существовать, т. к. мы выяснили, что с законной регистрацией брака возникают юридические права и обязанности супругов, а без брака — это просто сожительство.)
Составление синквейна на тему «Семья»
Что такое синквейн? Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк»;Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.
Структура синквейна
1 строка – тема или предмет, обычно существительное, отражающее главную идею.
2 строка – два прилагательных, описывающие основную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза из четырех слов, в которой отражается мнение к теме или предмету разговора.
5 строка – «смысловой синоним», вывод, итог, обычно существительное, отражающее сущность темы.
Например: Семья
Крепкая, любящая,
Помогает, поддерживает, выручает.
там где тебя понимают
Взаимопонимание.
VI. Домашнее задание: п.18, пункт 1-3 (стр. 154-159)
И закончить урок мне хотелось бы стихотворением.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!