СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

§ 18. Семейные правоотношения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека.

Просмотр содержимого документа
«§ 18. Семейные правоотношения»

Урок по обществознанию: «Семейные правоотношения»


Тип урока: комбинированный с элементами практической работы

Технологии: развитие критического мышления

Цель урока: сформировать представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека.

Задачи урока

воспитательные:

  • формирование представления о социальной ценности семьи, важности законодательного регулирования семейных отношений.

образовательные:

  • знакомство с семейным законодательством;

  • формирование базовых знаний в области семейных правоотношений;

развивающие:

  • формирование коммуникативных способностей, внимания, логического мышления;

  • формирование навыков обобщения и анализа;

  • приобщение к самостоятельной деятельности и работе в группе и работе с документами.


Методы и приёмы обучения: словесный, частично-поисковый, практический, групповая работа.

Оборудование:  выдержки из Семейного кодекса РФ, Конституция РФ, карточки с заданиями, мультимедийный проектор.

Планируемые результаты:

Учащиеся узнают, что: основные аспекты семейной жизни регулируются законом и Семейным кодексом РФ; семья находится под защитой государства, так же как и материнство, отцовство и детство.

Учащиеся научатся: объяснять понятия семья, брак, условия вступления в брак, личные и имущественные права и обязанности супругов, брачный договор, порядок расторжения брака.

Учащиеся получат возможность научиться: аргументировать свои ответы; осуществлять поиск нужной информации, систематизировать её и выделять главное; высказывать собственную точку зрения.

Основные понятия и термины:

Семья, брак, фиктивный брак, гражданский брак, церковный браки, брачный договор, Семейный кодекс РФ.

Основные источники информации:

1. Базовый учебник Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев « Обществознание»

9 класс, Москва, «Просвещение», 2013 г.

2. Семейный кодекс РФ.

Ход урока

I. Организационный момент (3 минуты).

Здравствуйте, я приветствую вас на уроке обществознания. Пусть для вас сегодня день будет добрым, а урок продуктивным.

Отмечаем присутствие.

Мы с Вами продолжаем изучать раздел обществознания «Право». Вы уже знаете, что такое право и какова его роль в жизни общества и государства, какие правоохранительные органы существуют, что такое Конституция и основы конституционного строя РФ, каковы права и обязанности граждан. Вы познакомились с такими отраслями права как гражданское и трудовое.

II. Проверка домашнего задания (5 минут).

Прежде чем приступить к изучению новой темы, проверим усвоение Вами предыдущего материала. В течение 5 минут Вы будете отвечать на тестовые вопросы по теме: «Трудовое право». В тесте 8 заданий: 0-1 ошибка – 5; 2 ошибки – 4; 3-4 ошибки – 3; более 4 ошибок – 2.

III. Подготовка к восприятию нового материала (5 минут).

Учитель зачитывает притчу (создание проблемной ситуации по выявлению названия темы урока и постановки задач урока).

Притча «Ключ к миру в семье»

Живут в соседних домах две семьи. В первой семье все время ссорятся, а во второй - всегда тишина и взаимопонимание. Жена из первой семьи говорит мужу:
- Сходи к соседям и посмотри, что такого они делают, что у них всегда все хорошо.
Пошел, спрятался и наблюдает. Вот видит, женщина моет полы в доме, вдруг что-то ее отвлекло, и она побежала на кухню. В это время ее мужу надо было срочно в дом. Он не заметил ведро с водой, зацепил его и вода разлилась. Тут пришла жена, извиняется перед мужем, говорит:
- Прости, дорогой, я виновата.
Он:
- Нет, это ты прости, я виноват.
Подслушивающий мужчина расстроился и пошел домой. Дома жена спрашивает:
- Ну, что, посмотрел?
Муж:
- Да!
Жена:
- Ну что?
Муж: - Все понял! У нас ВСЕ ПРАВЫ, а у них ВСЕ ВИНОВАТЫ.

Постановка учащимися проблемы урока.
Подводящий проблемный диалог:

  • Зачем я рассказала вам эту притчу?

  • Какую роль играет взаимопонимание в нашей жизни, в семье?

  • Зачем нужны хорошие, дружелюбные отношения в семье между мужем и женой?

  • Как вы думаете, какую тему на уроке мы будем изучать?

  • Актуальна ли она для ваших современников и почему? 

  • Какую цель урока мы поставим?



IV. План изучения нового материала:

    1. Юридические понятия семьи и брака.

    2. Условия и порядок заключения брака.

    3. Сущность и особенности семейных правоотношений.

    4. Правоотношения супругов.

1.Юридическое понятие семьи и брака.

– Что такое семейное право? Попытайтесь дать собственное определение «семейное право».

Семейное право - система правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей в семью на воспитание.

Семейное право как отрасль права развивалась и совершенствовалась постепенно. До принятия христианства семейные отношения регулировались обычным правом. Существовали разные способы заключения брака: похищение невесты женихом без ее согласия или же покупка ее у родственников. Развод производился свободно. 

С принятием христианства на Руси начинают действовать нормы византийского семейного права. Церковное венчание, введенное в ХI в., практиковалось только среди высших слоев общества, остальное население заключало брак традиционным обрядом у воды. Возраст вступления в брак был установлен 15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Запрещались браки близких родственников, между лицами, состоящими в духовном родстве, при наличии другого, не расторгнутого брака. Основой отношений между мужем и женой, и детьми являлась власть мужа и отца. Семья в этот период напоминала маленькое государство со своим главой и собственной публичной властью.

Имущественные отношения отличались от Западной Европы, в сторону признания за женой большей самостоятельности. Еще в дохристианский период жена имела свое имущество, дочь не наследовала после своих родителей, но они должны были дать ей приданное.

С петровских времен приданное жены рассматривалось как ее раздельное имущество, которым муж не мог даже пользоваться. Гражданский брак в Российской империи не допускался. Власть родителей над своими детьми была очень сильной и жесткой. За неповиновение родителям или развратную жизнь по требованию родителей разрешалось заключать детей в тюрьму на срок от 3-х до 4-х месяцев. 

С 1845 г муж не вправе был подвергнуть жену физическому наказанию, насильственное пострижение в монахини также становится не возможным. Законодатель более активно пытался регулировать отношения супругов в браке. Муж обязан любить свою жену, как собственное тело, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять ее недостатки и облегчать ее немощи, - гласит статья 106 Законов гражданских. Жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви и неограниченном послушании.

После Октябрьской революции 1917 г были проведены две важнейшие реформы семейного законодательства:  декрет « О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского состояния». Единственной формой брака для всех граждан России стало заключение гражданского брака  в государственных органах. Условия вступления в брак значительно упростились. Достаточно было согласия будущих супругов. 

Декрет «О расторжении брака». На основании этого декрета бракоразводные дела были переданы в ведение местных судов. 

Согласно ныне действующему Семейному кодексу семья, материнство, отцовство и детство в РФ находятся под защитой государства. Семейный кодекс РФ принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года и является основным источником семейного права.


Выявление проблемного вопроса: Может ли семья существовать без брака?

Скажите, а что же такое семья и брак. (Записать в тетрадь определения)

Семья

Брак

Малая группа, члены которой состоят в браке и родстве, связаны общностью быта, взаимной заботой, воспитанием детей, взаимопониманием и поддержкой.

В семейном праве добровольный, равноправный союз женщины и мужчины, заключаемый для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов.

Вопрос: О каких браках вы слышали и знаете? (гражданский брак, фиктивный брак, церковный брак?)

А выяснить разницу нам поможет учебник на стр. 154-155, рубрика «Факт» (учебник, стр. 156) и раздат.материал по церковному браку. (Прил.2)

Гражданский брак-это официальный, законный брак (а не фактический, как думают многие)

Фиктивный брак-брак, заключённый без намерения создать семью, а только из корыстных побуждений (например, получить возможность проживать в квартире супруга). Такой брак признаётся недействительным.

Церковный брак-это венчание в церкви.

Различие состоит в том, что только гражданский брак, т.е. государственная регистрация, порождает юридические права и обязанности супругов.


2. Условия и порядок заключения брака. Работа в парах.

А теперь мы вместе с вами выясним условия и порядок заключения брака, а также, какие обстоятельства препятствуют вступлению в брак. У Вас на партах Приложения, которые могут нам.

Работа с главой 3 Семейного кодекса «Условия и порядок заключения брака».

Задание для группы 1.  Приложение №1

1. Каков порядок заключения брака?

Задание для группы 2.  Приложение №2

2. Каковы условия вступления в брак?

Задание для группы 3.  Приложение №3

3. Каковы обстоятельства препятствующие браку?

После обсуждения информация проецируются на экран:

  • условия заключения брака - взаимное добровольное согласие, достижение брачного возраста, отсутствие других браков, отсутствие близкого родства, дееспособность;

  • обстоятельства, препятствующие заключению брака - не должны состоять в зарегистрированном браке, не должны быть близкими родственниками, недееспособность, признанная по суду.

  • порядок вступления в брак - подача заявления в ЗАГС, обязательное присутствие жениха и невесты, подписи в книге актов гражданского состояния, отметка в паспорте, выдача свидетельства о браке (на русском и другом языках).

Учитель:

- Почему брачный возраст в России устанавливается  с 18 лет? Свой ответ аргументируйте.

-Субъекты РФ могут самостоятельно решать вопрос о возможности заключать  брак лицами моложе 18 лет. В настоящий момент возможность вступления в брак до 16 лет предусмотрена законами 11 субъектов РФ: в РостовскойМосковскойВологодскойВладимирскойСамарскойКалужской областях разрешается снижать брачный возраст до 14 лет,  ТверскойМурманской и Рязанской — до 15 лет, НовгородскойОрловской, а также Башкортостане — без ограничений,  в связи с исключительными обстоятельствами.


3. Сущность и особенности семейных правоотношений.

Учитель:

- Итак, брак заключен, семья сложилась и возникают семейные правоотношения.

В чем сущность и каковы особенности семейных правоотношений?

Семейные правоотношения это урегулированные нормами отношения, выраженные в правах и обязанностях членов семьи и возникающие из брака, родства и других оснований.

Снова обратимся к Семейному кодексу РФ (статьи 31-37).

Задание для группы 1 (приложение 4)

Что такое личные права и обязанности супругов?

ст.31 и 32 СК РФ

Задание для группы 2 (приложение 5)

Какие права и обязанности имеют супруги в отношении совместного имущества?

ст.33 -35 СК РФ.

 Задание для группы 3 (приложение 6)

Какие права и обязанности имеют супруги в отношении   личного имущества?

ст.36 -37 СК РФ.

Права супругов.

1. Право на выбор рода занятий и профессии, места пребывания и местожительства.

2. Право на выбор фамилии.

3. Равные права родителей в воспитании детей.

4. Супруги имеют равные права на общую, совместную собственность, т. е. имущество.

Обязанности супругов.

1. Содействовать благополучию и укреплению семьи.

2. Заботиться о благосостоянии своих детей.

3. Оказывать друг другу материальную и моральную поддержку.

4. Платить алименты на содержание детей.


Собственность супругов

Личная собственность

- имущество, принадлежащее до вступления в брак

- имущество, полученное в дар или по наследству

- вещи индивидуального пользования


Совместная собственность

- имущество, нажитое во время брака

- зарплата, пенсии, пособия.

- квартиры, дачи, автомобили

- ценные бумаги и вклады в банке

- доходы от предпринимательской деятельности

- Предприятия.

Учащиеся делают вывод: брак – ответственное событие в жизни людей, порождающее новые права и обязанности.



4. Брачный договор.

Учитель:

- Как можно защитить интересы и законные права супругов, вступающих или уже вступивших в брак? Учащимся предлагается изучить статьи 40-43 СК (приложение 7) и ответить на вопросы:

Вопросы:

  1. Где заключается брачный договор?

  2. В какой период времени можно заключить брачный договор?

  3. Имеет ли брачный договор юридическую силу, если брак не зарегистрирован?

  4. Каково содержание брачного договора?

  5. Чего нельзя писать в брачном договоре?


V. Рефлексия:

Учитель:

- Итак, мы с вами познакомились с правовым регулированием семейно-брачных отношений. Вопросы, касающиеся порядка расторжения брака, правового регулирования прав и обязанностей родителей и детей, а также воспитания детей, оставшихся без попечения родителей мы рассмотрим на следующем уроке.


Для закрепления я предлагаю вам решить несколько задач

Задача 1.

ЗАГС: на прием приходят юноша и девушка в возрасте 17 лет и просят расписать их. Работник ЗАГСа отказывает. Молодые люди идут на прием к юристу, который объясняет, что исключения из данной нормы нет. Какую норму использовал работник ЗАГС?

Задача 2.

Как появилось слово «семья»? -Кто пищу сготовит, радость моя?

Когда-то о нём не слыхала Земля… И Ева всё так же ответила: -!

Но Еве сказал перед свадьбой Адам -Кто платье сошьёт, постирает бельё,

-Сейчас я тебе семь вопросов задам. Меня приласкает, украсит жильё?

Кто деток родит мне, богиня моя? Ответь на вопросы, подруга моя!

И Ева тихонько ответила: -Я. На это всё Ева ответила: -Я.

-Кто их воспитает, царица моя? Сказала она знаменитых семь «я»-

И Ева покорно ответила: -Я. Вот так на земле появилась семья!


-Какой принцип семейного права здесь нарушен?

Задача 3.

Что из перечисленного относится к личным неимущественным правам супругов? Обоснуйте свой выбор.

1) сохранение добрачной фамилии или избрание фамилии одного из супругов в качестве общей;

2) совместное решение вопросов жизни семьи;

3) расторжение брака;

4) дача согласия на усыновление ребёнка другим супругом;

5) распоряжение вещами индивидуального пользования.

Задача 4.

Совершеннолетние Иван и Мария подали в отдел ЗАГС заявление о государственной регистрации брака. Работники ЗАГС отказали им в их просьбе. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод о правомерности действий сотрудников ЗАГС?

1) У Ивана и Марии один отец, но разные мамы.

2) Мария – католичка, а Иван – православный.

3) Мария старше Ивана на 18 лет.

4) Иван – вдовец, а Мария ни разу не была замужем

Задача 5.

Верны ли следующие суждения о правовых основах брака и семьи?

А.Для вступления в брак необходимо наличие постоянного источника доходов у жениха и невесты.

Б.Для вступления в брак необходимо достижение установленного законом брачного возраста.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны


Наш проблемный вопрос: Может ли семья существовать без брака?( Семья без брака не может существовать, т. к. мы выяснили, что с законной регистрацией брака возникают юридические права и обязанности супругов, а без брака — это просто сожительство.)

Составление синквейна на тему «Семья»

Что такое синквейн? Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк»;Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

Структура синквейна

1 строка – тема или предмет, обычно существительное, отражающее главную идею.

2 строка – два прилагательных, описывающие основную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза из четырех слов, в которой отражается мнение к теме или предмету разговора.

5 строка – «смысловой синоним», вывод, итог, обычно существительное, отражающее сущность темы.


Например: Семья

Крепкая, любящая,

Помогает, поддерживает, выручает.

там где тебя понимают
Взаимопонимание.


VI. Домашнее задание: п.18, пункт 1-3 (стр. 154-159)

И закончить урок мне хотелось бы стихотворением.

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!