1. Определение стандартизированная методика, ее характеристики.
К стандартизированным (формализованным) методам относятся тесты, опросники и психофизиологические процедуры обследования. Под стандартизированностью методик имеется в виду то, что они всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемым, кончая способами вычисления и интерпретации получаемых показателей.
Стандартизированные методы (формализованные) методы - методы, которые отличает:
а) регламентация процедуры обследования (единообразие инструкций и способов их предъявления, бланков, предметов или аппаратуры, используемых при обследовании, условий проведения испытания), способов обработки и интерпретации результатов;
б) стандартизация (наличие строго определенных критериев оценки: норм, нормативов);
в) надежность и валидность методик.
Валидность - одно из основных психометрических свойств методики, обозначающее ее обоснованность и указывающее на степень соответствия получаемой информации диагностируемому психическому свойству. В широком смысле валидность включает сведения о поведении и психических явлениях, которые находятся в причинной зависимости от диагностируемого свойства. Различают различные виды валидности: конструктивную, внутреннюю, внешнюю, эмпирическую.
Надежность психодиагностической методики - качество методики, связанное с возможностью получать с ее помощью достаточно стабильные результаты, мало зависящие от случайного стечения обстоятельств. С этими показателями тесно связана и такая характеристика методик, как точность. Точность методики отражает ее способность тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента.
Положительными сторонами формализованных методов являются:
- учет объективных показателей и возможность их перепроверки;
- меньшее влияние уровня психологической компетентности психолога на диаг ностический процесс;
- оперативность и экономичность;
- количественный дифференцированный характер оценки, возможность различать категории обследуемых;
- возможность компьютеризации процедуры обследования и обработки результатов;
- возможность проведения группового обследования.
В качестве недостатков отмечается:
- жесткая регламентация процесса получения психодиагностической информации;
- расчленение личности обследуемого на отдельные изолированные показатели;
- отсутствие доверительной обстановки (при тестировании);
- опора в основном на количественные показатели;
- статичность получаемой структуры индивидуальности.
Стандартизированные методы должны удовлетворять следующим требованиям.
- должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики;
- процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, пригодного для передачи лаборанту, не имеющему специальных психологических знаний или ЭВМ, используемой для предъявления заданий и анализа ответов;
- процедура обработки должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим и критериальным тестовым нормам) Выводы (диагностические суждения) на основе тестового балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической достоверности этих выводов;
- тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность;
- процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью;
Кроме того, необходимо вести банк данных по методикам для периодической коррекции их стандартов.
2. Основные психометрические требования к психологическим тестам: надежность, валидность, дискриминативность, достоверность, репрезитативность.
Тестирование в качестве инструмента контроля знаний - это неотъемлемый элемент образовательного процесса. Этот метод имеет некоторые недостатки, но, не смотря на них, он представляет собой единственное по-настоящему технологичное средство, предназначенное для измерения уровня знаний. Тест дает возможность реализовать качественный педагогический контроль, что важно в процессе эффективного управления учебными процессами.
Психологический тест - это инструмент, который состоит из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий. Он является стандартизированной процедурой, поскольку осуществляется по заранее спроектированной технологии. По завершению тестирования обрабатываются и анализируются результаты, которые позволяют измерить качества и свойства личности, изменение которых происходит в разных процессах.
Для адекватной оценки тестами знаний и особенностей испытуемого, они должны обладать необходимыми характеристиками. Самыми важными из них считаются надежность и валидность. Как правило, для контроля знаний используют тесты, которые не имеют таких качеств. Это значит, что они не совсем точно выполняют свою функцию. Те, кто берет за основу тесты в своей практике, иногда даже не подозревают о необходимости анализа качественной стороны тестов.
Основные психометрические характеристики, которыми должен обладать тест:
-
Надежность.
-
Валидность.
-
Достоверность.
-
Адаптированность.
-
Репрезентативность.
Эти методы, как правило, используются в оценке качественной стороны измерительных материалов при осуществлении итогового контроля знаний.
Надежность является важным показателем качества теста. Надежность подразумевает точность измерений, а также устойчивость результата к воздействию посторонних и случайных факторов.
Показатель надежности будет тем выше, чем более согласованными будут результаты одного и того же испытуемого в случае повторной проверки с помощью этого же теста или его эквивалентной формы (параллельный тест).
Валидность представляет собой способность теста получать результаты, которые соответствуют поставленным целям. Этот критерий показывает, насколько хорошо тесты делают то, для чего они были созданы.
Для оценки надежности психологических тестов можно использовать следующие методы:
1. Ретестовый мето.
2. Параллельные формы.
3. Расщепление теста.
Оценку надежности строят посредством определения корреляции между двумя наборами результатов выполнения одного и того же теста или его параллельных форм. Чем выше будет показатель корреляции, тем более надежен тест. Хороший коэффициент надежности теста - это тот, при котором этот показатель колеблется в пределе от 0,8 до 1.
Для ретестового метода оценки надежности необходимо двукратное применение одного и того же теста для одной группы людей. Его основа лежит в подсчете корреляции индивидуальных баллов, которые испытуемые показывают по результату выполнения первого и второго тестирования. Этот метод не считается удобным, поскольку большую роль играет временной фактор. Промежуток времени не может быть большим, поскольку изменится уровень достижений. Также он не должен быть слишком коротким, поскольку испытуемые могут запомнить задания теста и ответы.
Для метода параллельных форм требуется двукратное тестирование одной группы испытуемых тестами. Тесты должны быть идентичными по своему содержанию и структуре. Они состоят из заданий, которые примерно равны по сложности и дифференцирующей способности (параллельные формы).
Основная сложность использования метода параллельных форм заключается в том, что разработчикам необходимо сделать новый тест, который будет тождественен первому. После этого нужно доказать их идентичность. Все это представляет собой очень трудоемкую процедуру.
Метод расщепления теста считается удобным на практике, поскольку он ограничивается только однократной процедурой. В его основе лежит допущение параллельности двух половин теста. Он предполагает разделение результатов тестирования на две части: показатели по нечетным заданиям теста (Х) и по четным заданиям (У).
Достоверность психологического теста указывает нам на то, насколько он защищен от умышленной фальсификации ответов тестирования испытуемым.
Достоверность психологических тестов является наиболее распространенным вопросом, особенно в случаях, когда результаты оценки свойств личности касаются стороннего заинтересованного лица, например, руководителя.
Среди факторов достоверности теста выделяют:
- фактор знания. Показывает, что испытуемый знает о личностных характеристиках, скрытых за суждением, имеется ли такое поведение в реальной жизни, и как такое поведение оценивает общество;
- фактор социальной желательности. Для получения точной информаций в настоящем психологическом тесте должна присутствовать шкала лжи, а также возможные варианты ответов идентичной эмоциональной направленности;
- фактор индивидуальной практики. Речь идет о мотивации испытуемого при прохождении теста. Если при тестировании от человека требуется определенное поведение, он может давать не реальные, а желаемые поведенческие реакции, что значительно влияет на результаты.
Адаптированность - одно из свойств теста, демонстрирующее, насколько его смысл и возможные результаты отвечают аудитории, для которой они предназначаются. То есть, принимаются ли во внимание национальные, культурные, и ментальные особенности людей, которые учувствуют в конкретном исследовании. Достаточно часто игнорируется данное свойство. Даже несмотря на то, что адаптация любого иностранного тестирования - главное условие для его проведения в пределах другой страны, этим фактором часто пренебрегает, что вызывает значительные искажения при получении результатов.
Репрезентативность или величина выборки стандартизации психологического теста. Такая характеристика определяет возможность применения теста относительно данной популяции опрашиваемых. Например, если тест предназначен для оценивания личностных качеств руководителя, он не подойдет для оценки личностных характеристик студента.
На сегодняшний день репрезентативность характеризует то, насколько с некоторой наперед выбранной или вычисленной статистически погрешностью распределение исследуемых параметров, которое представленно в некоторой выборке, в реальности соответствует их действительному распределению.
Для обеспечения репрезентативности выборки в рамках любого исследования в обязательном порядке должны выполняться следующие условия:
- все единицы генеральной совокупности должны характеризоваться равной вероятностью включения в ту или иную выборку;
- выборка переменных должна быть осуществлена независимо от исследуемого признака;
- отбор в обязательном порядке осуществляется производится из однородных совокупностей;
- количество единиц в выборке достаточно большое; по возможности выборка и генеральная совокупность должны быть однородны.
Все психологические тесты направлены на выявление тех или иных качеств человека, которые могли бы приходиться в конкретной ситуации. При этом важно помнить общих тестов не бывает, все они рассчитаны на определенную группу людей.
3. Задача
Классный руководитель второклассника Пети 8 лет обратился к психологу: помочь выявить проблемы ребенка. Симптомы - мальчик дерётся, не может найти контакт с другими ребятами, огрызается, замкнутый. Какими методами и методиками можно дать объективные результаты на запрос педагога?
Ответ:
Психологу необходимо собрать информацию и провести диагностические методики («Моя семья», «Несуществующее животное», «Кактус», «Человек под дождем», анкета «Ребенок глазами взрослого» и др.) и проанализировав данные можно понять, какие факторы спровоцировали агрессию и замкнутость у ребенка.
Конечно, при наличии агрессии и замкнутости как сформированных черт личности, нужно провести коррекционные программы по их преодолению. Если это ситуативная агрессия и замкнутость из-за одиночества, возрастного кризиса, психологической травмы, страха, мы проводим коррекционные программы по снижению и профилактике закрепления агрессивно-замкнутых тенденций, налаживанию детско-родительских отношений, но при этом не забываем работать с родителем, а именно: прояснить ему ситуацию, выдать рекомендации, соответствующую литературу для ознакомления, а также делаем акцент на том, что если взрослый приложит усилия и изменит свою стратегию поведения в положительную сторону, то ребенок последует его примеру.
Предлагаю психологу следующий перечень вопросов, которые нужно включить в анкету сбора общей информации у родителя о его ребенке. Вопросы, которые натолкнут психолога на понимание причины детской агрессивности и замкнутости:
-
Планированная ли беременность? Как она протекала? Родовые травмы?
-
Испытывала ли будущая мама стрессы, как она с ними боролась?
-
Отношения беременной со значимыми родными?
-
Вы общительный человек? Много у вас друзей? Ваш характер.
-
Есть ли в вашей семье замкнутые и агрессивные люди?
-
Сразу ли исполнялись потребности младенца в чистоте, кормлении и внимании?
-
Было ли такое, что младенец долго оставался в полном одиночестве в своей кроватке, комнатке?
-
Кто занимался и занимается воспитанием и уходом за ребенком?
-
Какие отношения складываются в семье? Как относятся к ребенку? К кому ребенок больше всего тянется?
-
Как вы реагируете на свои успехи и неудачи, как ребенок реагирует на свои успехи и неудачи?
-
По каком режиму живет семья? Общая загрузка. Отношения в семье.
-
Как организован досуг ребенка? Творчество, спорт.
-
Как часто вы общаетесь с ребенком? Приблизительная тематика.
-
Посещаете ли вы со своим ребенком цирк, зоопарк и другие места для детей?
-
Часто ли вы прибегаете к наказаниям, осуждению ребенка, говорите, что и как ему делать?
-
Сравниваете ли вы своего ребенка с другими детьми?
-
Пугали ли вы своего ребенка такими фразами, как «не дружи с ним – он плохой», «она злая», «этот дядька тебя заберет» и тд.?
-
Когда вы впервые заметили агрессию и замкнутость у своего ребенка?
-
Была ли у ребенка психологическая травма, повлекшая замкнутость и агрессию? (Смерть близкого, развод родителей, скандалы в семье, высмеивание недостатков)
-
Как проявляется агрессия ребенка? На кого направлена агрессия?
-
Ребенок сам успокаивается после агрессивной вспышки?
-
Какого жанра фильмы, игры ребенок предпочитает?
-
Как относится к братьям, сестрам? Если их нет, хочет ли он брата или сестру?
-
Как относится к животным?
-
Часто ли ребенок теряет контроль над собой, своими действиями?
-
Провоцирует ли он окружающих?
Список литературы
-
Вараксин В.Н. Психолого-педагогический практикум : учебное пособие для вузов / В. Н. Вараксин, Е. В. Казанцева. - 2-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 239 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-09647-7. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/494827 (дата обращения: 02.06.2022).
-
Донцов Д.А. Социально-психологическая диагностика детских и юношеских коллективов : учебное пособие для вузов / Д. А. Донцов, Н. В. Шарафутдинова ; ответственный редактор Д. А. Донцов. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 205 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-06911-2. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/494086 (дата обращения: 02.06.2022).
-
Фуряева Т.В. Психолого-педагогическая диагностика : учебное пособие для вузов / Т. В. Фуряева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 247 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-09285-1. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/493340 (дата обращения: 02.06.2022).