-Как вы думаете, на что в прошлом опирались люди, применяя такие меры измерения. Тогда же не было привычных нам линеек и измерительных лент. -Давайте узнаем, верны ли ваши предположения. Для этого познакомимся с исторической справкой, которая приведена на С.114 в ваших учебников. Чтение первого абзаца учениками -Подтвердились ли ваши предположения? Чем же пользовались люди при измерении расстояния? -О чем свидетельствуют названия мер? Приведите примеры. -Предлагаю больше узнать об этом, прочитав второй абзац. Чтение 2 абзаца учеником. -Назовите древние русские меры длины, которые употребляли раньше. -Чему ровнялась малая пядь? Можете ли вы ее показать?( расстоянию между концами вытянутых пальцев – большого и указательного) На доске появляется наглядность -Чему равна большая падь? Покажите мне ее (расстоянию между раздвинутым большим пальцем и мизинцем) На доске появляется наглядность. -Молодцы. О какой мере длины мы еще узнали? -Чему равна сажень? (расстоянию от ступни до конца среднего пальца вытянутой руки) На доске появляется наглядность -Почему различали простую, косую и маховую сажень? (потому что рост одного человека может отличаться от роста другого человека) -Какие предметы измеряли пядью? Саженью? -Что бы вы могли измерить в этом классе пядью? саженью? -Верно. Пядью мы можем измерить длину учебника или тетради. Саженью длину классной доски или окна. -Удобно ли измерять таким способом? Почему? -Предположите, как люди устраняли такие неудобства? -Проверим ваши предположения, прочитав следующий абзац. Чтение 3 абзаца учеником -Как люди устраняли такие неудобства? -Верно. Посмотрите, так выглядели раньше деревянные линейки и металлические стержни. -Продолжим знакомство с новыми мерами длины. Чтение 4 абзаца учеником. Вопросы по прочитанному (с каждой новой мерой измерения появляется наглядность): -С какой мерой длины мы познакомились? Чему равен аршин? - Что сказано о вершках? (16 вершков составляют аршин) -Назовите более крупные меры длины. Чему они равны? -Что можно измерить аршином в этом классе? Есть ли что – то в этом классе, что можно измерить верстой или милей? -Верно, нет. Скажите, что помимо длины, мы можем измерить? -Предположите, как называются меры для измерения площади, объема жидких тел. -Проверим свои предположения, Чтение следующих абзацев. Вопросы по прочитанному: -Какие меры применялись для измерения площади? Для измерения объема жидких тел? -Вспомните современные меры для измерения длины, площади, жидких тел. -Кто-нибудь из вас знает, откуда к нам пришли эти меры измерения? -Ответим на этот вопрос, прочитав наш учебник. Чтение текста до конца. Вопросы по прочитанному: -Где родилась метрическая система мер? -Почему метрическая система так связана с числом 10? -Везде ли введена метрическая система? -Посмотрите на значение старую английскую систему мер. Сильно ли она отличается от метрической? Старинной? -Хотелось бы вам использовать эту систему мер? Почему? -Хорошо. Мы очень многое узнали, поэтому предлагаю отдохнуть |