Стартовая работа по русскому языку в третьем классе
Фамилия, имя (полностью)____________________________________________
Дата _______________________________
Задание 1
Заполни пропуски и определи способ проверки. Укажи выбранный способ в клеточке рядом со словом.
Способы проверки:
1: по основному закону русского письма
2: по словарю
3: по специальному правилу
скорлу_ка
пок_чаться
кр_чать
прид_ржал
ж_раф
ж_вопись
в_н_грет
заш_вать
к_русель
10. реч_ной
Задание 2
О
тметь галочкой þ орфограммы, которые невозможно проверить с помощью словаря:
1
. в красивой п_суде
2. на большой тарелк_
3
. пропе(л,лл)ер вертолета
4
. модная прич(о,ё)ска
5
. он скоро приед_т
Задание 3.
Ученики подбирали родственные слова к слову море.
1-й ученик: моряк, Приморье, морской, морж;
2-й ученик: матрос, моряк, приморский, морянский.
3-й ученик: морячка, моряк, заморский, взморье, морюшко, моряцкий.
Оцени работу каждого из ребят, укажи ошибки, если они есть:
1-й: __________________________________________________________________________
2-й: __________________________________________________________________________
3-й: __________________________________________________________________________
Задание 4.
Коля считает, что слова вьюги и метели – родственные: слово метель объясняется словом вьюга; метель – это сильный ветер со снегом, вьюга.
Можно ли согласиться с утверждением мальчика? __________________________________
Если нет, приведи свою точку зрения: ____________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5.
Правильно ли рассуждал Антон, проверяя орфограммы в слове п_сп_ши́шь.
- Первый гласный в слабой позиции находится перед корнем. Какую букву писать: А или О? Проверять такую орфограмму я не умею. Поэтому оставлю пропуск или посмотрю в словарь.
Вторая орфограмма – в корне. Проверяю по сильной позиции в однокоренном слове спе́шка. Пишу в слове на месте пропуска букву Е. Получается: п_спешишь.
Теперь ты проверь пропущенные орфограммы в высказывании:
В_сной л_са н_п_лняются птич(ь,ъ)ими г_лосам_.
Рассуждай подробно:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запиши это высказывание в готовом виде:
_____________________________________________________________________________
Задание 6.
Ты уже проверял по словарю орфограммы во многих словах. А помнишь ли ты их? Проверь себя. Вставь в слова пропущенные буквы:
Б_рёза, вдру_, вес_ло, веет_р, в_робей, в_рона, гор_д, дев_чка, д_журный, д_ревня, з_вод, за_ц, к_пуста, к_р_ндаш, кла(с,сс), к_ньки, к_рова, л_пата, м_шина, м_дведь, м_л_ко, м_роз, М_сква, н_род, (а,о)дежда, п_льто, п_нал, пл_ток, п_суда, р_бота, род_на, ру(с,сс)кий, с_бака, с_рока, сп_сиб_, су(б,бб)ота, т_традь, т_варищ, ур_жай, уч_ник, учит_ль, ф_милия, х_рошо, яг_да, _зык.
Задание 7.
Прочитай высказывания:
место для заглавия________________
Искры от непогашенных костров вызывают пожары.
Дети и взрослые разводят костры в лесу и забывают их погасить.
Часто лесные пожары возникают по вине людей.
От пожара гибнут растения, звери и птицы.
Берегите лес от пожара!
Прономеруй эти высказывания так, чтобы получился текст. Озаглавь его.
Задание 8.
Рассмотри выделенные слова в высказываниях:
Летом я много загорал. У моей сестры тоже красивый загар.
Пловец может плавать в любую погоду.
На востоке поднимается алая заря. Я люблю наблюдать зори.
Из-за угла выскочила коза. За ней скакал козленок.
Что ты заметил? _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Как ты можешь объяснить подобное явление? ______________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9.
Дима закончил второй класс. Летом он отдыхал с мамой на юге. Оттуда он написал письмо бабушке:
Бабушка удивилась, что в письме внук пропустил столько букв. Дима хорошо учился в первом и во втором классе. Неужели за лето мальчик забыл основной закон русского письма? Но в этом случае он наделал бы ошибок. Бабушка еще раз перечитала письмо. Ошибок нет! Только «дырки». Анастасия Ивановна задумалась…
Объясни бабушке Анастасии Ивановне, почему второклассник Дима пропустил эти буквы.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценки Содержательные линии учебной дисциплины | №№ заданий | Моя оценка | Оценка учителя |
Проверка орфограмм известными способами | 1 | | |
5 | | |
2. Работа с орфографическим словарем (границы применения способа, знание слов) | 2 | | |
6 | | |
3. Родственные слова | 3 | | |
4 | | |
4. Признаки текста | 7 | | |
5. | 8 | | |
6. | 9 | | |
Самое интересное задание: ___________________
Самое трудное задание: _____________________