Адаптация первоклассника
Трудности школьной адаптации первоклассника. Как с ними справиться?
Кажется, еще только вчера ваш ребенок сделал первые в своей жизни шаги и сказал первое слово, а уже сегодня вы – родители первоклассника. Позади предшкольная суета, примерка новенькой формы и выбор букета для первой учительницы. Отзвенел первый в жизни ребенка школьный звонок, отблестели в счастливых глазах родителей слезы умиления и... начались ученические будни. А вместе с ними и трудности адаптации первоклассника к школе.
Почему ребёнку трудно адаптироваться к школе?
В первые дни ребенок идет в школу с нетерпением, переполняемый радостным ожиданием чего-то нового и неизведанного. Но постепенно огонек познания в глазах первоклашки гаснет. Появляются первые трудности и первые неудачи, вместе с которыми приходит разочарование.
Специалисты отмечают, что начало обучения в школе, как правило, приходится на кризис 7 лет. В этот период у ребенка меняется мировоззрение, и он начинает смотреть на жизнь более "трезво" и осмысленно. Кроме того, у первоклассника появляются новые обязанности: ему приходится учиться и подчиняться новым правилам дисциплины, а это очень непросто. После дошкольных игр, где не было нацеленности на результат, а самым интересным был именно сам процесс игры, ребенку сложно переключится на новый вид деятельности – учебу, в которой главным является именно результат, оценка обучения.
Основные признаки сложной адаптации к школе.
Поскольку все дети разные, то и адаптация к школе у каждого из них проходит по-своему. В том случае, если адаптационный период прошел без осложнений, то и интерес к учебному процессу останется стабильно высоким, и уставать ребенок будет меньше, и программу усваивать в полном объеме.
Но если с адаптацией возникают проблемы, то ребенку необходима помощь. О трудностях привыкания к школьной жизни внимательному родителю могут подсказать изменения в поведении сына или дочки. Стоит насторожиться, если:
ребенок часто жалуется на головные боли и усталость
стал раздражительным и плаксивым
у него ухудшился аппетит
сон стал беспокойным
высказывания ребенка о школе, учителе, одноклассниках носят негативный характер
ребенок стал легковозбудимым, даже агрессивным или наоборот, заторможенным, вялым.
Как помочь ребёнку пережить адаптационный период?
При появлении выше перечисленных признаков, в первую очередь, необходимо побеседовать с учителем. Расспросите его о том, как ваш ребенок ведет себя на занятиях и посоветуйте педагогу, как найти подход именно к вашему ребенку, какие у него интересы, на что он реагирует болезненно и что может стать стимулом для пробуждения интереса к учебе.
В семье необходимо создать спокойную и доброжелательную обстановку, комфортные условия для занятий первоклассника. Говорить о школе и учителе в присутствии ребенка можно только хорошее. Старайтесь положительно подчеркивать новый статус ребенка-ученика, говорите, что теперь он стал взрослее, самостоятельнее. Поделитесь с сыном или дочкой теплыми воспоминаниями о своей школьной жизни и одноклассниках, расскажите интересный или смешной случай, произошедший во время вашей учебы в школе. В общем, ваша главная задача – снять психологическое напряжение ребенка, избавить его от дискомфорта, связанного со школой.
Искренне хвалите и подбадривайте первоклассника за малейшие, даже самые незначительные школьные успехи, и не ругайте за неудачи – это поможет ребенку поверить в собственные силы.
Читайте на ночь сказки, готовьте самые любимые блюда, окружите заботой и вниманием маленького человека, вступающего на тернистый путь школьной жизни. Помогите ему поверить в себя и помните – от успешной адаптации ребенка к школьному обучению зависит не только его успеваемость на протяжении долгих лет учебы, но и психологическое равновесие - и его, и ваше.
В случае, если ребенок переживает период адаптации уж очень долго и болезненно и никакие «домашние» средства не помогают, стоит обратиться за помощью к психологу. Он проведет необходимые тесты и поможет разработать план мероприятий для успешной адаптации ребенка к школе.
Для того чтобы помочь каждому ребёнку из моего класса адаптироваться к новой жизненной ситуации, я строю обучение с учётом особенностей организации деятельности детей определённого года жизни. Особое внимание со стороны учителя требуют первые дни пребывания ребенка в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением связаны с особенностями их психики. Я не делаю детям резких замечаний, не одергиваю их, стараюсь фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика. Не допускаю авторитарный тип общения. Всегда подчёркиваю достоинства и успехи детей, стараюсь наладить их отношения со сверстниками. В первые месяцы учебного года я не вызываю к доске детей, не уверенных в себе, стеснительных. Учу детей организовывать свою деятельность, планировать свои действия. Особое внимание уделяю структуре урока. Для первоклассников актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном возрасте. Это игра. Принципиально важно обратить внимание на два вида игр – ролевые и дидактические. Особенно в первые недели учебы дидактические игры должны присутствовать на каждом уроке, заполнять перемены и динамическую паузу, например:
Ролевая игра «Два Мороза»
Место проведения: площадка, спортзал, коридор.
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: на противоположных концах зала или площадки, на расстоянии 10-15 метров отмечаются параллельными линиями «дом» и «школа». Из числа играющих выбираются два «мороза» - «мороз синий нос», и «мороз красный нос», все остальные «ребята», которые располагаются за линией дома. Посредине между «домом» и «школой» стоят два «мороза».
Содержание и ход игры: морозы обращаются к ребятам со словами:
«Мы два брата молодые, два мороза удалые!»
Один из них, указывая на себя, говорит:
«Я мороз – красный нос!»,
другой: «А я мороз – синий нос!»,
и вместе: «Кто из вас решится в путь дороженьку пуститься?»
Ребята все вместе отвечают:
«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!»
После этих слов играющие бегут из дома в школу. Морозы ловят, «замораживают» пробегающих, и те тут же останавливаются на том месте, где их «заморозили» морозы. Затем морозы опять обращаются к ребятам с теми же словами, а ребята, ответив, перебегают обратно в дом, по дороге выручая «замороженных» ребят, дотрагиваясь до них рукой, и они присоединяются к остальным игрокам. После нескольких перебежек выбирают новых морозов из числа непойманных игроков, а пойманных подсчитывают и отпускают, после чего они присоединяются к остальным игрокам, после чего игра начинается сначала.
Правила:
• Играющие должны выбегать из дома только после произнесения слов, при этом нельзя бежать обратно в дом или останавливаться на месте.
• Если играющий не соблюдает данные правила, он считается пойманным.
• Пойманный должен оставаться на том месте, где его «заморозили».
Преимущественный вид движений: ускорения в чередовании с паузами.
Педагогическое значение: игра приучает к коллективным действиям и взаимовыручке, учит организованно бегать, одновременно и по сигналу включаться в игру, при этом, развивая самостоятельность и инициативу, творческое воображение. Игра развивает быстроту, скоростную выносливость, ловкость.
Методические рекомендации:
• Поскольку игра носит тематический характер, её целесообразно проводить осенью или зимой.
• Если игра проводится на воздухе, то речитатив можно сократить до слов: «Кто из вас решиться в путь-дороженьку пуститься?».
• Пойманные игроки, чтобы не замерзнуть от длительного стояния могут выполнять двигательные действия, например прыжки.
• В конце игры отмечаются лучшие ребята, ни разу не попавшиеся морозам, а также лучшая пара водящих.
• Если позволяет время, желательно, чтобы все играющие побывали в роли морозов.
• Если игра проводится в смешанном составе (мальчики и девочки вместе), то можно выбрать в качестве водящих мальчики и девочку, при этом девочка «морозит» девочек, а мальчик мальчиков.
• Игру можно проводить, начиная с 1 класса.
Организационно-методические ошибки:
1. Играющие не ознакомлены с речитативом до начала игры и поэтому путают слова.
2. Слишком большие размеры площадки.
3. Выбор неподготовленных водящих.
4. Проведение игры не соответствует сезону.
Ролевая игра «Мы весёлые ребята»
Место проведения: площадка, спортзал, коридор.
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: на площадке чертится квадрат, размеры которого зависят от количества играющих. Из числа играющих выбирается водящий.
Содержание и ход игры: играющие берутся за руки, образуя круг, в центре которого находится водящий. Игра начинается с того, что играющие идут по кругу в заранее обозначенную сторону, произнося речитатив:
«Мы веселые ребята, любим прыгать и скакать,
Но попробуй нас догнать!
Раз, два, три – беги!»
После произнесения этих слов играющие размыкают руки, и стараются выбежать за пределы размеченного квадрата. Водящий старается осалить любого из игроков, после чего пойманный игрок становится помощником водящего.
Варианты игры: все они проводятся по правилам основного варианта игры, но сюжетно-ролевая основа у них разная.
Совушка – сова.
Из числа играющих (мелких зверушек) выбирается Совушка – сова, которая сидит в середине круга, играющие ходят по кругу и произносят речитатив:
В лесу темно, все спят давно,
Но лишь одна сова не спит,
На суку сидит, головой вертит,
Но вдруг, как полетит!
После произнесения речитатива сова старается догнать и осалить детей.
Усатый сом.
На земле чертят линию, это «берег», с одной стороны суша, с другой вода. Выбирается водящий «сом», который стоит в «воде» на расстоянии 4-5 метров от берега. Все остальные стоят там же, но на расстоянии 1,5 -2 метров, лицом к берегу и произносят речитатив:
Под камнями сом не спит,
Он усами шевелит,
Рыбки, рыбки, не зевайте,
Все на берег выплывайте!
После этих слов сом старается догнать и осалить рыбок.
Кот Васька.
На площадке на колышки натягивается шнур на высоте 50-70 сантиметров от земли. Выбирается водящий – «кот Васька», который сидит на полу или на стуле на расстоянии 3-4 метра от шнура.
Кот Васька произносит слова:
На скамейке, у ворот
Отдыхает Васька кот.
Васька мышек сторожит,
Притворился, будто спит.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите!
Дети осторожно, не задевая шнур, проползают и подходят к коту.
После слов последней строчки кот говорит мяу, - и начинает ловить мышей, которые убегают от него, не пролезая под шнуром, а оббегая его с любой стороны. Осаленные котом мыши идут в плен к коту. Игра продолжается до тех пор, пока не поймают последнего мышонка, который затем становится водящим.
Правила:
• Играющие не имеют права убегать раньше, чем будет произнесен весь речитатив.
• Водящий не имеет права осаливать игроков, которые находятся за пределами квадрата.
• Игра продолжается, пока количество водящих и образующих круг не будет примерно одинаково.
Педагогическое значение: игра способствует воспитанию выдержанности, решительности, сообразительности, воспитывает ориентацию в пространстве и умение быстро бегать.
Методические рекомендации:
• Нужно следить за строгим соблюдением правил, чтобы игроки не выбегали до тех пор, пока не произнесут последнего слова.
• Необходимо следить за тем, чтобы водящий находился в центре круга и не покидал его раньше времени.
• Для обеспечения безопасности занимающихся нужно, чтобы свободная зона за пределами квадрата была не менее 3 метров.
• Для того, чтобы игра проходила интересно, можно сделать так, чтобы игроки образовывали круг, стоя спиной к водящему.
Организационно-методические ошибки:
1. Играющие не ознакомлены с речитативом до начала игры и поэтому путают слова.
2. Играющие всегда идут в одну сторону, а не чередуют направление движения при очередном повторе игры.
3. Игрокам всегда предлагается один и тот же вариант игры.
Ролевая игра «Маляр и краски»
Место проведения: площадка, спортзал.
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: на расстоянии 10-20 метров чертят две параллельные линии и на одной из них устанавливают гимнастическую скамейку. Сбоку между линиями чертят дом «маляра», который выбирается из числа играющих, выбирается водящий, остальные игроки становятся «красками».
Содержание и ход игры: краски садятся на гимнастическую скамейку или на землю за линией. Водящий распределяет между играющими цвета красок: красная, синяя, желтая, черная и т.д. Маляр при этом занимает место в доме. По сигналу к водящему подходит маляр и спрашивает у него:
Я пришел к тебе за краской
Занимаюсь я раскраской,
Разреши мне краску взять?
Водящий отвечает:
«А какую тебе дать?"
Маляр называет любой цвет краски. Участник игры с названием этой краски быстро встает со скамейки и бежит до второй линии.
Правила:
• Маляр должен догнать краску и отвести её в свой дом.
• Если маляр не поймает краску, то она возвращается в свой дом и меняет цвет, после чего игра повторяется.
• Побеждает маляр, поймавший наибольшее количество красок, или краски, которые ни разу не были пойманы.
Преимущественный вид движений: ускорения со сменой направления движения в чередовании с паузами.
Педагогическое значение: игра развивает воображение, навыки выразительной речи, ловкость, быстроту реакции.
Методические рекомендации:
• Если играющих много, то можно одновременно называть несколько красок.
• Так же можно выбирать нескольких маляров.
• Если маляров несколько, то 2-3 игрока могут быть красками одного цвета.
Организационно-методические ошибки:
1. Слишком большое количество цветов красок, что приведёт к тому, что многие цвета не будут названы.
2. Редкая смена маляра, что приводит к его перегрузке.
Ролевая игра «Воробышки - попрыгунчики»
Место проведения: площадка, спортзал, коридор.
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: дети становятся по кругу на расстоянии вытянутых рук, перед их ногами чертится круг, из числа играющих выбирается водящий - «кошка», остальные играющие «воробьи».
Содержание и ход игры: играющие - «воробьи» запрыгивают и выпрыгивают за пределы круга, а водящий - «кошка», стоящий в кругу, старается их осалить.
Правила:
• Водящий имеет право пятнать игроков только в пределах круга.
• Побеждают игроки, которые сделали наибольшее количество прыжков в круг и обратно до окончания игры.
• Пойманные игроки могут становиться помощниками кошки.
• Игра заканчивается, когда «кошки» переловят всех «воробьёв».
Речитатив: перед началом игры играющие, стоящие за кругом - «воробышки» произносят слова:
Мы воробышки, мы крошки
Дразним, дразним злую кошку
Кошка ловит нас давно,
Не поймает все равно!
Педагогическое значение: игра содействует развитию ловкости и внимания, у водящего развивается наблюдательность, сообразительность и расторопность.
Преимущественный вид движений: прыжки.
Методические рекомендации:
• Если присутствует большое количество ребят, то можно разделить их на несколько команд или по половому признаку.
• Если уровень подготовленности игроков достаточно высокий, можно дать задание прыгать на одной ноге, произвольно меняя ногу.
• В качестве кошки нужно выбрать наиболее ловкого водящего.
• Чтобы нагрузка между играющими была распределена равномерно, можно просто давать штрафные очки тем игрокам, которых поймала «кошка».
• Если играющие достаточно хорошо подготовлены, можно расположить их спиной к кругу и выполнять прыжки спиной вперёд.
Организационно-методические ошибки:
1. Размеры круга слишком велики.
2. Играющим не даётся задание подсчитать количество прыжков.
3. Руководитель не поощряет игроков к проявлению активности и те просто стоят, не выполняя прыжков.
«Гуси-Лебеди», «Слепой медведь» и многие другие ролевые игры.
Очень важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика. Я организую свою работу, как разнообразную деятельность, в которой даже первоклассник сам добывает знания, проводит опыты, наблюдает, исследует, делает выводы, свободно высказывает свои мысли и впечатления. Такой учебный труд требует усилий, напряжения всех внутренних сил, а полученный результат доставляет радость и удовольствие.
Используя на уроках обучения грамоте, русского языка, математике, окружающего мира дидактические игры:
Дидактические игры по русскому языку и литературному чтению:
«Сколько звуков в слове?»
Цель: развивать фонематический слух
Учитель читает стихи С.Я. Маршака:
Дама сдавала багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Детям раздаются картинки с изображением перечисленных предметов. Учитель обращается к каждому из них с вопросом: сколько звуков в слове? Давайте скажем это слово вместе.
«Найди картинке ее домик»
Цель: активизировать знания детей о гласных и согласных звуках.
Для этой игры-соревнования потребуется два картонных домика с кармашками для картинок: один – с красным кружком – символом на крыше, другой – с синим и набор предметных картинок.
Детям предлагается, подходя по очереди к столу педагога, взять одну из картинок, назвать изображенный на ней предмет и, выделив в его названии первый звук, определить, гласный он или согласный. В зависимости от этого картинка помещается в один или другой домик. Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по местам.
«Словарные слова»
Цель: активизировать знания детей о словарных словах.
-Ребята, после окончания физкультминутки вы запишите словарные слова, которые сможете запомнить из текста стихотворения, а также слова, которые сможете расшифровать.
Жил один садовод, он развел огород,
Приготовил старательно грядки.
Он принес чемодан,
Полный разных семян.
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал, на ночь их укрывал
И берег от холодной погоды.
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
- никогда и нигде,
Ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали! Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках засеяно густо,
ОГОРБУЗ росли,
ПОМИДЫНИ росли,
РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА.
«Родственные слова»
Цель: закрепить знания о родственных словах.
Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы приседаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов будет названо.
Лес – лесник, река – ручей, стена – потолок, кот – котик, сад – садовый, дом – домашний, дом – дым, поле – полюшко, гриб – грибной, обед – стол.
«Конкурс пародистов»
Цель игры: отработка умения менять тембр голоса.
Объявляется конкурс на лучшего пародиста. Задание: произнесите фразы из любимых мультфильмов, подражая тембру голоса героя. Зрители должны отгадать, какого героя вы пародируете.
Фраза
Тембр
Фу, фу, фу! Русским духом пахнет!
Зачем пришел, молодец? Дела пытаешь аль от дела лытаешь?
Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный?
Корову заведем, молоко пить будем.
Старческий, зловещий, хриплый, низкий
Нежный, мелодичный, приятный, благозвучный, серебристый.
Ласковый, нежный, мурлыкающий.
Дидактические игры по математике:
«Назови соседей»
Цель: закрепить знание ряда чисел и умения называть соседей числа.
Играющие садятся в кружок. Ведущий бросает мяч ребенку, называя числа от 0 до 30. Поймавший мяч должен назвать «соседей» данного числа, т.е. числа на один меньше и на 1 больше названного, или предыдущее и последующее.
После этого он возвращает мяч ведущему. Если поймавший мяч ребёнок дважды ошибается в названии «соседей», он выбывает из круга и внимательно следит за игрой со стороны.
«Быстро занять места!»
Цель: закрепление представления о порядковом значении числа.
Учащиеся разбегаются по всей площадке, собирают на полу жетончики с номерами. Учитель произносит команду: «Быстро занять места!». Дети спешат занять свои места, согласно тем цифрам, которые имеются на их жетонах, по порядку (по возрастанию, по убыванию; слева – четные, справа – нечетные).
«Эхо»
Цель: закрепление последовательности натурального ряда чисел от 1 до 10.
Школьники идут в колонне по одному. Учитель называет число, а дети как эхо, повторяют его и последующее (повторяют его и предыдущее).
«Кто ушел?»
Цель: развитие внимания, закрепление знания ряда чисел.
Ученики строятся в круг. Водящий встает в центр круга, запоминает, какие цифры на карточках в руках у детей (только четные; только нечетные; по возрастанию; по убыванию и т.д.) закрывает глаза. Учитель дотрагивается до одного из играющих, стоящих в круге, и он тихо выходит из зала. Учитель спрашивает у водящего: «Отгадай, кто ушел?» (какой цифры не хватает). Если водящий отгадал, то он встает в круг и выбирает другого водящего. Если не отгадал, то снова закрывает глаза, а выходивший из зала занимает своё прежнее место в кругу. Водящий, открыв глаза, должен назвать его.
Дидактические игры по окружающему миру:
«Листопад»
Цель: закрепить знания детей о листьях разных деревьев.
Участники выбирают по два любых желтых опавших листа, говорят, с какого они дерева (с какой ветки эти детки). Учитель говорит: «Листья легкие медленно летят по воздуху» (дети бегают и машут руками)
Листопад! Листопад!
Листья желтые летят!
Ученики говорят, какие листья осенью желтеют.
Участники выбирают по два любых оранжевых опавших листа, говорят, с какого они дерева (с какой ветки эти детки). Учитель говорит: «Листья легкие медленно летят по воздуху» (дети бегают и машут руками)
Листопад! Листопад!
Листья оранжевые летят!
Ученики говорят, какие листья осенью становятся оранжевого цвета.
Участники выбирают по два любых бурых опавших листа, говорят, с какого они дерева (с какой ветки эти детки). Учитель говорит: «Листья легкие медленно летят по воздуху» (дети бегают и машут руками)
Листопад! Листопад!
Листья бурые летят!
Ученики говорят, какие листья осенью становятся бурого цвета.
Подводя итоги игры учитель спрашивает у какого дерева осенью можно увидеть листья разных цветов, а у какого дерева листья осенью не меняют своей окраски.
«Листопад»
Учитель описывает листья деревьев, кустарников, а учащиеся называют их и находят среди лежащих на парте листьев. Один из учеников прикрепляет лист к контурному изображению дерева или кустарника.
«Узнай растение по описанию»
Цель: закрепить знания детей о разных видах растений.
Игра начинается с отгадывания загадки о дереве.
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего. Что плод мой мелок. (Дуб)
Дети говорят, как они догадались, о каком дереве идет речь, находят его на картинке. Учитель описывает дерево. При описании растений следует придерживаться примерно такого плана:
Высота дерева (очень высокое, высокое, невысокое).
Листья (величина, форма, окраска).
Цветки или плоды (цвет, форма, величина, запах).
Ствол (цвет, толщина, поверхность).
Ветви (толстые, тонкие, идут вверх, в сторону, вниз).
Далее учитель описывает клен, березу, калину, а ученики говорят, как они догадались, какое дерево он описал. При проведении игры можно использовать загадки.
Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист – ладошкой
На длинной ножке. (Клен)
Я на розу так похож,
Разве что не так хорош,
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды. (Шиповник)
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все обижают
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)
«Дикие и домашние животные»
Цель: закрепить знания детей по темам «Дикие животные», «Домашние животные».
После слов учителя «Сейчас мы отправимся в путешествие в сказочный лес» дети выбирают транспорт, на котором они отправятся в путешествие, объясняют, почему они выбрали именно этот транспорт. Звучит музыка.
Учитель говорит: вот и сказочный лес, но уже вечер, начинает темнеть. Нам придется переночевать в доме лесника, а утром продолжим путешествие. Утром раньше всех проснулся Саша и решил познакомить с новым местом. Осмотрелся и вдруг увидел лежащего на коврике возле кровати зверька. Послушайте загадку о животном, которого увидел Саша, и найдите картинку с его изображением.
Острые ушки,
На лапках подушки,
Усы как щетинки,
Дугою спинка.
Днем спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит,
На охоту выходит.
По какому признаку вы узнали это животное?
Далее предлагаются загадки о других домашних животных, которых ребята могли бы увидеть во дворе дома лесника. По мере отгадывания загадок на наборное полотно выставляются изображения животных, затем задаётся вопрос: как можно назвать эту группу животных? (Домашние). Делается вывод: животные, о которых заботится человек (строит для них жильё, кормит, ухаживает), которые приносят ему пользу, называют домашними.
Учитель спрашивает: а где живут дикие животные? Предлагает учащимся отправиться в лес. Выясняется, как надо вести себя в лесу, чтобы увидеть его обитателей. Дети закрывают глаза, слушают запись голосов птиц и зверей леса. В это время вывешивается картина «Лес». Загадываются загадки о диких животных. По мере их отгадывания на наборное полотно выставляются изображения диких животных.
Этот зверь тебе знаком – ест мышей,
Пьет молоко,
Но на кошку не похож,
Весь в колючках длинных… (Еж)
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. (Белка)
Ты его узнаешь сразу:
Летом на зиму запасы
Не копит он день за днем,
Весь запас всегда при нем.
Сладко спит зимой
Без храпа.
А во рту, как соска, - лапа.
Лишь начнет капель звенеть,
Просыпается… (Медведь)
Делается вывод, каких животных называют дикими.
Последний этап путешествия: ранняя осень в лесу. Дети рассматривают картинки, на которых изображены животные и отбирают тех, которых можно встретить в лесу в сентябре.
В зависимости от характера заданий, дети могут на уроке вставать из-за парт, свободно перемещаться, подходить к столу учителя.
Школа, урок – продолжение жизни ребёнка. Ребёнок никогда не расстается с тем, что его огорчает, что он любит, к чему стремиться. Он идёт в школу не только за знаниями, которые даёт учитель, но и для встречи с друзьями, для общих игр, для обмена впечатлениями.
Когда на глазах у первоклассников с цифрами происходят удивительные приключения, а со словами и слогами – забавные истории и превращения, когда задачи звучат как загадки, а рассказ – как путешествие, учиться маленькому ученику интересно, потому что учение становится продолжением общего радостного мироощущения ребенка.
Чтобы создать ощущение «радости жизни», не надо бояться обвинения в развлекательности, наоборот, именно эти «отступления», временное перенесение внимания на события, волнующие кого-то из детей, наполняют урок важным для них смыслом. Поздравить именинника, обменяться мнениями, посоветоваться, пошутить, вспомнить весёлую историю и т. д. – всё это и создаёт непринуждённую обстановку на уроке.
Для сплочения детского коллектива и создания благоприятного климата в классе большую роль играют внеклассные мероприятия и праздники, на которые приглашаются родители, «Праздник Осени», «День Матери», праздники посвящённые: «Дню защитника Отечества», «8 Марта».
Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года благоприятным для проведения экскурсий и целевых прогулок в «Ботанический сад», в ходе которых происходит знакомство детей с окружающим миром. Тем самым обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего. Прогулки и экскурсии провожу с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов.
Каждую неделю ходим на урок в «Автогородок», где проходит лекция с наглядными пособиями, мультимедийными сопровождениями, как вести себя на дороге. После лекции дети обязательно закрепляют теорию в виде практики, катаясь на веломобилях.
Используя всё это, значительно облегчит прохождение адаптационного периода у учащихся, способствует созданию доброжелательной атмосферы, позволяющую школьникам и учителю понять друг друга, создать атмосферу сотрудничества учитель – родитель.
Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. В настоящее время многие учителя считают, что и детям, и учителям сейчас очень трудно учить и учиться, чем раньше. Изменилось всё: и дети, и их родители, и отношение семьи к школе. Для многих детей очень трудным становится взаимодействовать с другими. Изменилась и атмосфера в семьях, поменялась школа ценностей, изменился круг интересов детей.
А это значит, что сегодня усилия многих людей: родителей, учителей и психологов направлены на создание позитивного отношения будущего первоклассника к школе, а также на сохранение психофизического здоровья ребенка. Для большинства, школа – это важный жизненный опыт. Школа ставит первоклассника в «жёсткие рамки правил и требований», которые он должен соблюдать, у некоторых детей эти правила вызывают сопротивление. Это связано с тем, что некоторые правила им не всегда понятны.
В моей практике были случаи, когда трудности ребёнка в адаптации к школе были связаны с отношением родителей к школьной жизни, к школьным успехам ребёнка. Это, с одной стороны, страх родителей перед школой, боязнь, что ребёнку в школе будет плохо, опасения, что ребёнок будет простужаться, болеть. С другой стороны, это ожидание от ребёнка только очень высоких достижений и активное демонстрирование ему своего недовольства тем, что он с чем-то не справляется, чего-то не умеет.
Терпение и доброжелательность, эмоциональная поддержка и похвала, любовь и участие родителей – залог успешной адаптации первоклассника.
Современному учителю необходимо стать мудрее и ближе к ребёнку, чтобы обучение стало ценным и позитивным и способствовало бы личностному развитию ребёнка, а так же установлению положительного эмоционального контакта между учеником и его первым учителем.
Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Поэтому в период адаптации должно быть тесное сотрудничество учителя – психолога – родителя. Их совместные усилия должны быть направлены на то, чтобы этот период прошёл как можно быстрее и более безболезненно для ребёнка.