Министерство образования и науки РК
БПОУ РК «Политехнический техникум»
Статья для конференции на тему:
«Образование: история, современность, перспективы»
Автор статьи преподаватель русского языка и литературы Каширская Татьяна Николаевна.
Г.Лагань
2017г.
«Социально-воспитательная работа как необходимое условие личностно-профессионального становления будущего рабочего и специалистов»
Свое тело человек в состоянии носить сам.
А вот, чтобы он выпрямился, нужен кто-то,
кто поднимет его душу.
Нодар Думбадзе
Дорога к себе и другим.
![]()
Преподаватель русского языка и литературы БПОУ РК «Политехнический техникум»
Уроки русского языка (как и любого другого предмета) призваны решать задачи обучения, определённые государственной программой, и задачи воспитания личности подрастающего поколения в неразрывном единстве.
Решение задач обучения преследует цель «подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова». При этом процесс воспитания медленно, но верно отходит на второй план. А ведь задачи воспитательного плана заключаются в необходимости воспитать личность с активной жизненной позицией, творчески мыслящую и действующую в интересах общества.
Цели филолога на уроке не просто научить студента правильно писать гласные и согласные в корне слова, верно ставить знаки препинания в сложных предложениях, но и привить им любовь к родному языку, как к национальному достоянию и как средству, обеспечивающему процесс развития личности.
В современной практике обучения проблема воспитания нравственных качеств не теряет своей значимости и актуальности, а ее решение представляет большую ценность. Поэтому воспитание нравственных качеств на уроках русского языка путем использования художественного текста – это не дань моде, а жизненная необходимость. Ведь общество нуждается в людях воспитанных, думающих, со всемерно развитым мышлением, творцах, новаторах.
Воспитывать
означает «питать» духовно:
Цель: через соотношение с истинами
закрепить в сознании, духе
нравственные заповеди:
Не лукавь
Не согреши
Не иди на сделку со своей совестью
Нравственное воспитание-это процесс формирования и развития целостной личности: отношение к
Родине, труду, коллективу, своим обязанностям и себе.
Ф.А. Брокгауз
энциклопедический словарь
Задачи педагога:
Способствовать формированию у учащихся потребности в духовном росте, умения вести внутренний диалог с собой, анализировать свои поступки;
Создать ситуацию, позволяющую раскрепостить стереотипное мышление и «примерить» разные социальные роли;
Содействовать развитию у молодежи чувства эмпатии.
Именно изучение литературы и языка, дает возможность воспитать гармоничную личность
Обладая огромной силой воздействия, художественный текст способствует формированию духовного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства. Именно это заставляет находить для каждого урока тот текстовый материал, содержание которого поможет нам в формировании гражданственности, личных качеств подростка. Дидактический материал должен обращать внимание студентов на современные достижения, на новые открытия в науке и технике, на факты жизни выдающихся людей, на процессы воспитания воли, трудолюбия, на высокие нравственные качества.
Подростки
очень нуждаются:
В самопознании
В общении с друзьями
В любви и понимании родителей, близких людей
Во внимании окружающих людей к себе
Качества личности
для успешного выполнения
совместной деятельности
(результаты анкетирования)
![]()
Качества личности
важные для
межличностного отношения
Эмпатия
2)Открытость
3)Самопознание
4)Конкретность
Аутентичность
Конфронтация
Инициативность
Непосредственность
Доброжелательность
Принятие чувств окружающих
Ведь совсем не важно, что у соседа иная форма глаз, носа и другой цвет волос. Главное – душа человека.
Практика показывает, что урок, на котором грамматика изучается на содержательном текстовом материале, обеспечивающем воспитательную функцию урока, оставляет в памяти подростка более глубокий след, а навыки правописания, сформированные на нем, бывают обычно осознаннее и стабильнее, а значит – прочнее.
К уроку «Двоеточие в бессоюзном сложном и простом предложениях» мною был подобран материал на тему «Руки трудовые».
Встречается сутулый человек, и думаешь:
В труде он прожил век.
А, может, стал таким не оттого:
Поклоны спину сгорбили его?
Кто в том виной: подхалимаж иль труд?
Взгляни на руки: руки не соврут.
(М.Сазонов)
Руки в труде – прекрасные руки: они у людей, не знающих покоя и самонадеянности, добрых и щедрых.
Всё под силу рабочим рукам: дом построить, хлеба вырастить, космос освоить, недруга сокрушить.
Руки труженика – характеристика его нравственной силы, неустанного стремления вперёд. Золотыми народ называет руки искусных: сталевара и скульптора, агронома и исследователя, строителя и воспитателя.
Кто хочет сделаться глупцом,
Тому мы предлагаем:
Пускай пренебрежёт трудом
И жизнь начнёт лентяем.
Когда придёт упадок сил,
Хандра наступит злая,
Верь: ни единый пёс не выл
Тоскливее лентяя.
(Н.А. Некрасов)
Не лень, а труд возвышает человека. Лентяй всем ненавистен. Можно быть скромным, не будучи мудрым, не обладая скромностью. Некогда позёвывать, когда дело есть. У кого два дела в виду – ни одного не исполнит.
Тематический подбор текстов к урокам русского языка – процесс длительный, требующий постоянного поиска, но творческий. Разные классы, разные дети… Мы вместе учимся, открывая для себя что-то новое. Главное – вступить в диалог, ведь именно через него происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение учащихся и учителя.
Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу –
Не худшая все-таки участь.
Мне кажется, я их чему-то учу,
А это они меня учат.