СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Духовное начало -как основа личностного роста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обращение к опыту  православной педагогики в настоящее время , когда идет поиск путей духовного возрождения России особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно –нравственные компоненты в содержании образования.   Фундаментом традиционной российской школы и традиционной российской педагогики было православие. 

Просмотр содержимого документа
«Статья "Духовное начало -как основа личностного роста"»



Тема: Духовное начало как основа личностного роста.

Какое чудо –жития святых …

Человек приходит в мир, храня в себе великую тайну личной жизни и особое призвание - каждый призван внести в поток бытия свою неповторимость. Человек –духовно – телесное существо( об этом пишет М.Г.Ярошевский , анализируя работы И.М. Сеченова, об этом свидетельствует и православное богословие. Идеалу должны соответствовать как телесная так духовная сферы человека.

Святость –вот идеал, данный человеку в этой жизни, одновременно достижимый и недостижимый так как святость не ограничена объективным уровнем, и достижимый для конкретного человека в соответствии с его мерой и возможностями. Святость задаёт особую норму жизни человека. Нормой становится его постоянный рост, постоянное развитие, или, по словам В.П.Зинченко, «развитие как нормы»(4.72).

«Человеком нельзя быть, -заметил А.А.Ухтомский, - им можно лишь делаться»(6.492).

В сентябре 1997 года был подписан Закон « О свободе совести и религиозных объединениях». В преамбуле Закона признаётся особая роль православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры, и это признание углубляет и расширяет содержание образования.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время , когда идет поиск путей духовного возрождения России особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно –нравственные компоненты в содержании образования. Фундаментом традиционной российской школы и традиционной российской педагогики было православие.

Православный подход к решению проблем образования и воспитания предполагает духовное осмысление жизненных явлений и следование религиозным духовно- нравственным представлениям о человеке.

Расцвет личности, её духовное возрастание не происходит моментально. Процесс духовного пробуждения и духовного становления личности можно видимым образом наблюдать в сфере социальной жизни человека. Можно выделить три личностные основы бытия человека, связанные между собой вертикальной связью: это нравственность, благочестие и благоговение.

Нравственность-принято понимать как совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу.

Благочестие есть предстояние человека перед Высшим, переживание своей призванности, особого задания и связанного с этим чувства ответственности за свою жизнь.

Благоговейный человек не только верует и знает, но переживает своё предстояние Высшему в опыте личной жизни. Он воспринимает мир как творение Божие , а значит, относится к нему с особой любовью и кротостью. В каждом, даже самом падшем человеке, ему открыт Образ Божий, по которому человек сотворён и это наполняет его любовью и состраданием.

Главным критерием благоприятных условий, созданных обществом для правильного развития человека в процессе его духовного становления, является душевный покой человека. Состояние душевного покоя наступает только в том случае, если человека не обличает его совесть. Совесть не мучает человека, если он не приступает дозволенных границ по отношению к природе, другому человеку и к себе.

Человек как духовное существо, всегда ищет лучшего, писал И.А. Ильин, - ибо некий таинственный голос зовёт его к совершенству .Духовную жизнь каждому в себе нужно открыть. Православное воспитание направлено на создание условий способствующих рождению духовной жизни и её развитию в человеке.

Воспринимая жизнь человека как непрестанное развитие в процессе духовного становления, что собственно и обеспечивает личностный рост человека этот процесс можно назвать «непрерывным образованием».

«Непрерывное образование» представляет собой систему, включающую в себя процесс развития, процесс духовного становления и условия, в которых они совершаются. Семья является основной средой, в которой совершается процесс непрерывного образования. Семья, являясь частью общества, несёт в себе традиции, обычаи и предания этого общества.

По мере роста ребёнка образовательные учреждения помогают семье осуществлять процесс непрерывного образования. Таким образом семья - главный элемент системы непрерывного образования.

В своих работах «Живая тайна воспитания» православный философ И.А. Ильин говорил, что главное в воспитании –будить духовное начало в детском инстинкте, приучать его к чувству ответственности. Под инстинктом И.А.Ильин понимал развивающиеся природные силы ребёнка. Ребёнку необходим поток мужественной братски-товарищеской любви отца и женственно-ласковой, религиозно-совестной любви от матери. В его сердце должна навсегда расцвести почтительная и нежная благодарность к родителям, пробудившим его сердце и укрепившим его духовность.

Ребёнок должен как можно раньше научиться чувствовать чужое страдание, чтобы жалеть ,беречь и помогать. Необходимо найти прямой и близкий путь к его сердцу и научить его хотеть добра и стыдиться зла. Пусть навёртываются у него слёзы от русской задушевной песни, пусть он научится умолкать от звуков серьёзной и глубокой музыки.

Детей надо направлять на добрые дела. Среди них : милостыня, сострадание, милосердие, уступчивость и терпение. Отсюда выйдет воля с настроением на разные добрые дела и вообще с тяготением к добру. Доброделанию надо учиться как и всему другому. Если дитя растёт в таком порядке, то в нем будет развиваться дух благочестия.

После пяти – шести лет он должен услышать о героях своей страны и влюбиться в них. Он должен научиться «стоять» вместе с ними, бороться побеждать и не искать награды. Надо, чтобы он научился с Пушкиным благодарить Бога за то, что родился русским, а вместе с Гоголем –радостно дивиться на гениальность русского языка. Чем раньше он начнёт скромно, но уверенно гордиться своей русскостью, тем лучше.

В тексте ФГОС нового поколения говорится:

Стандарт направлен на обеспечение:

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся при получении начального , общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.



Работа по духовно-нравственному воспитанию провожу по следующим направлениям:

  1. Изучение православной традиции русского народа на занятиях внеурочной деятельности культурологического курса Православная культура Л.Л.Шевченко 1-3 класс. На занятиях по курсу ОРКСЭ модуль – православная культура автора А. В. Кураева «Основы православной культуры».

  2. Участие в общегородских православных мероприятиях : участие в праздничных детских литургиях, крестный ход …, открытие и освящение православных памятников .

  3. Поздравление инвалидов, изготовление поделок, поздравительных открыток и подготовка выступлений перед инвалидами и др.

  4. Семейные экскурсии к православным святыням и паломнические поездки по святым местам.