СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются психолого-педагогические, методические аспекты формирования языковой грамотности младших школьников в области чтения, приведены примеры заданий по формированию грамотности чтения.

 

Просмотр содержимого документа
«Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ"»

Молявко Татьяна Геннадьевна

КГУ «Средняя школа №27» акимата города Усть-Каменогорска

Казахстан, Усть-Каменогорск

molyavko.t@mail.ru


ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ


В статье рассматриваются психолого-педагогические, методические аспекты формирования языковой грамотности младших школьников в области чтения, приведены примеры заданий по формированию грамотности чтения.


Ключевые слова: инновационная школа, субъектная позиция, функциональная грамотность, грамотность чтения.


В настоящее время «Казахстан стоит на пути ускоренной всесторонней модернизации. Это ускоренное продвижение в сообщество тридцати наиболее конкурентоспособных стран мира и укрепление позиций Казахстана в качестве его постоянного члена… Чтобы Казахстан стал действительно неотъемлемой и динамичной частью мировых рынков товаров, услуг, трудовых ресурсов, капитала, современных идей и технологий, мы должны решить десять главных задач». [1] Сегодня образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан - 2050». [2] Одной из задач является современное образование и профессиональная переподготовка, использование новых технологий, идей и подходов, развитие инновационной педагогики.

Инновационная школа – такая школа, которая позволяет работающим в ней людям постоянно быть в движении, развиваться. [3]

Модернизация школьного образования Казахстана на предстоящее десятилетие определена с учетом следующих приоритетов:

- содержание образования должно способствовать профессиональной ориентации, саморазвитию и карьерному росту (образование для жизни и труда);

- образование должно быть инструментом становления, сотворения и развития собственной личности и индивидуальности (образование в течение всей жизни). [4]

- образование должно быть ориентировано на развитие навыков применения знаний в разнообразных учебных и жизненных ситуациях, в межличностном общении и социальных отношениях. [2]

Последнее направление считается наиболее актуальным на сегодняшний день.

Актуальность этой проблемы подтверждается выбором педагогов города новой поисковой темы: «Содержательные и технологические аспекты становления субъектной позиции личности в процессе совершенствования качества образования», в рамках которой КГУ «Средняя школа №27» акимата города Усть-Каменогорска решает проблему «Развитие функциональной грамотности учащихся смешанной школы как условие становления его субъектной позиции».

Так как центром учебно-методической и инновационной деятельности образовательных учреждений являются учителя, поэтому нам необходимо четко знать все ключевые понятия проблемной темы школы и уметь оперировать ими.

Под функциональной грамотностью понимается способность использовать знания, умения, навыки (ЗУН), приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях. [5]

Виды функциональной грамотности, которые оцениваются в рамках внешней оценки учебных достижений учащихся: грамотность чтения (казахский и русский языки), математическая грамотность, естественнонаучная грамотность.

Под субъектной позицией А. И. Савенков определяет:

- опыт пережитого и переживаемого поведения;

- в котором сам человек может дать отчет себе о своих возможностях;

- в котором он хотя бы приблизительно знает правила организации собственных действий и собственного отношения;

- в котором зафиксированы значимые для него ценности, существует определенная иерархия предпочтений;

- о котором он способен отдать себе отчет, что ему самому нужно и что он хочет.

Таким образом, можно сделать вывод, что вся наша дальнейшая практическая деятельность предполагает четкую ориентацию на будущее с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности, а также в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации и связана с мотивацией на непрерывное образование.

В связи с этим, нами была выбрана индивидуальная проблемная тема: «Формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов на уроках литературного чтения», которая будет способствовать не только развитию нашей профессиональной компетенции, но и являться актуальной, практически значимой для учителей начальных классов, занимающихся исследованием данной проблемы.

Целью нашего исследования является, выявление методических условий, способствующих формированию языковой грамотности в области чтения младших школьников.

Гипотеза: «Наиболее эффективные стратегии и приемы при работе с текстами на уроках литературного чтения, будут способствовать формированию функциональной грамотности учащихся начальной школы в области грамотности чтения»

Объект исследования: уроки литературного чтения.

Предмет исследования: процесс формирования функциональной грамотности учащихся.

Задачи:

  1. Изучить теоретический материал по данной теме исследования.

  2. Выбрать наиболее эффективные для формирования функциональной грамотности стратегии и приемы.

  3. Создать условия на уроках литературного чтения для формирования грамотности чтения.

  4. Отобрать психолого–педагогические диагностики для ведения мониторинга.

  5. Проанализировать полученные данные мониторинга. Сделать выводы.

  6. Обобщить полученные результаты в продукт ОЭР. Выработать рекомендации.

Ожидаемые результаты:

  1. Изучим теоретический материал по данной теме исследования.

  2. Будут выбраны наиболее эффективные для формирования функциональной грамотности стратегии и приемы.

  3. Создадим условия на уроках литературного чтения для формирования грамотности чтения.

  4. Будут отобраны психолого–педагогические диагностики для ведения мониторинга.

  5. Проанализируем полученные данные мониторинга. Сделаем выводы.

  6. Обобщим полученные результаты в продукт ОЭР. Выработаем рекомендации.

Начальная школа является фундаментом формирования функционально грамотной личности. По нашему мнению, базовым навыком функциональной грамотности младшего школьника является читательская грамотность, которая заключается в чтении, говорении и слушании. Данные умения формируются в процессе непосредственного восприятия содержания художественного произведения, осознанного анализирования (по Блуму – знание, понимание, применение, анализ, синтез) и оценивания прочитанного, а также в процессе собственного творчества детей, умении моделировать данную конкретную литературную ситуацию в новых современных жизненных условиях.

Формирование читательской грамотности – это не статичный и эпизодический процесс, развитие которого осуществляется от случая к случаю по мере необходимости, а систематический и целенаправленный.

Психолого - педагогической основой нашего исследования по формированию функциональной грамотности в области чтения являются труды Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития читателя, когда учитель предлагает учащимся ответить на вопросы, тем самым направляя мысли ребенка и зоне актуального развития читателя, когда текст произведения воспринимается без помощи взрослого. Также изучены исследования М. И. Омороковой, Н. Н. Светловской, Н. С. Карпинской, где исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком.

М. Р. Львов в своих работах подробно описал психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками.

Л. Г. Жабицкой и Н. Д. Молдавской был выдвинут критерий, позволяющий определить уровень непосредственного восприятия произведения. Сторонниками второго подхода являются В. Г. Маранцман и Г. И. Кудина, которые считают, что литературное развитие предполагает не только количественное накопление знаний, умений и опыта, но и внутренние изменения, проявляющиеся в способности самостоятельного поиска и решения задач, не встречавшихся ранее. Данные ученые особо подчеркивают, что для определения результатов развития, а не результатов обучения следует отбирать незнакомые детям произведения.

К проблемам восприятия художественного произведения обращается в своих работах О. И. Никифорова, где определяет следующие критерии: понимание предметной стороны, понимание подтекста и системы художественных образов и средств, осмысление идейно-образного содержания произведения, которое приводит к оценке прочитанного.

Методической основой стали труды А. Н. Леонтьева, в которых изложены основополагающие принципы деятельностного подхода и диалогического воспитания, лежащие в основе формирования функциональной грамотности чтения.

Также методическое обоснование данной проблемы изложено в статьях М. И. Омороковой, которая предлагает задания в виде карточек, направленных на понимание связных текстов, предназначенных для самостоятельного чтения и формирования умений 3 уровней: А- понимание предметного содержания текста; В- понимание обобщенного содержания; С- понимание скрытой мысли (подтекста), вытекающей из содержания, то есть понимание идеи произведения.

Г. А. Рудик, А. А. Жайтапова, С. Г. Стог в работе «Функциональная грамотность по чтению: тетрадь для самообразования и аутентичного оценивания» разработали практические задания-тренинги по повышению функциональной грамотности по чтению для детей 15-тилетнего возраста.

Анализ действующей программы, учебников, электронных учебников, хрестоматий и рабочих тетрадей по литературному чтению, убедил нас в том, что в данном УМК недостаточно представлен материал для формирования грамотности в области чтения учащихся начальных классов.

Изучив, новые подходы в образовании РК, а именно внедрение идей 7-ми модулей Программы, стала экспериментировать и отбирать наиболее эффективные для реализации поставленной цели исследования. Наиболее эффективными считаю: «Метод направленного чтения», «Кубик Б. Блума», «Ромашка Б. Блума», «ПЕТОСКИ», «Анализ силового поля», «Вертушка», «Толстые и тонкие вопросы», «Маша-растеряша», «Таблица ЗХУ», «Десять вопросов по тексту» и другие. Данные стратегии направлены на формирование мыслительных операций высшего порядка.

Приведем несколько примеров.

  1. 2 класс Тема урока: Х.С. Тавасшерна «Ручей»

Стратегия «Петоски»

-Прочитайте слово. ТАВАСШЕРНА

Напишите на своем листочке 2-3 предложения, что оно может означать.

- Прочитайте в группах свои сочинения и сделайте общий вывод, что это такое.

Подсказки, если дети не угадали (на слайдах).

- Это имя существительное, которое отвечает на вопрос КТО?

- Полное имя Хилья Сула.

- Годы жизни 1848 – 1924.

- Финская писательница, писавшая на шведском языке.

2) 2 класс Тема: Е. Л. Шварц «Два брата»

Стратегия «Галерея».

Класс делится на две части: одни демонстрируют свои иллюстрации, другие их рассматривают. Второй группе учащихся необходимо определить, какому фрагменту из сказки соответствует рисунок, пересказать данный отрывок.

Учащиеся первой группы должны сформулировать и задать вопросы высокого порядка по данному произведению и оценивают выполнение задания.

3) 2 класс Тема: К. Ушинский. «Ветер и Солнце»

Метод «Направленного чтения».

Чтение 1 отрывка.

-Как вы считаете, они будут мериться силами?

-Как они будут доказывать свою силу?

-Чтение 2 отрывка.

-Как понимаете выражение «дуть, что было мочи»?

-Как Вы думаете, как поведет себя путешественник? Удастся ли Ветру снять плащ?

-Чтение 3 отрывка.

-Удалось ли Ветру выполнить задуманное и сорвать плащ с путника?

-Сможет ли Солнце сорвать плащ с путешественника?

-Чтение 4 отрывка текста.

-Удалось ли Солнцу сорвать плащ с путешественника?

-Как Вы думаете, кто победит в этом споре?

-Чтение 5 отрывка.

- Кто победил в споре?

-Почему?

-Совпало ли ваше мнение с мнением автора?

4) 2 класс Тема: А. Л. Барто «Как Вовка стал старшим братом».

Стратегия «Тонкие и толстые вопросы»

-Какой ответ на вопрос вы нашли в стихотворении?

-Дайте характеристику Вовке.

-Какой он по характеру?

-Хотите иметь такого друга? Докажи свою точку зрения.

-Есть ли у вас такой друг, как Вовка?

Однако, познакомившись с содержанием Международного исследования качества чтения и понимания текста PIRLS, которое позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы, пришли к выводу, о необходимости не только адаптировать данные задания для наших школ, но и разработать систему работы по формированию данных умений и апробировать ее на практике.

Считаем, что программные тексты, которые соответствуют основному критерию, изложенному в психолого-педагогической и методической литературе, являются для детей незнакомыми и служат для практической отработки функциональных умений - информационным целям. Для контрольно-измерительных целей нами подобраны материалы из дополнительных источников.

Для оценивания функциональных читательских умений нами разработаны критерии оценивания.

Таблица 1 – Индикаторы функциональной грамотности чтения младших школьников и эмпирические показатели

Уровни

Индикаторы

Умения (эмпирические показатели)

1 уровень

Знание

Ответь на вопросы, покажи, расскажи, назови, составь список

2 уровень

Понимание

Опиши, объясни, определи признаки, перефразируй, назови по-другому.

3 уровень

Применение

Проиллюстрируй, используй, реши

4 уровень

Анализ

Сравни, найди различия, найди сходство.

5 уровень

Синтез

Составь план, придумай дизайн

6 уровень

Оценка

Приведи аргументы, докажи, защити свою точку зрения, спрогнозируй

На наш взгляд, конструирование дополнительных заданий уровневого характера обеспечивают повышение мотивации у учащихся и способствуют развитию базовых и ключевых компетенций, а, следовательно, формируют функциональную грамотность. Данные задания должны иметь практико-ориентированную направленность.

  1. Назовите пословицы о дружбе. Подтвердите правильность их содержания примерами из жизни.

  2. Назовите героев мультфильмов, которые призывают быть добрыми, кратко перескажите сюжет.

  3. Представьте себе такую ситуацию. Старушка стояла на перекрестке и не могла перейти дорогу. Проходя мимо, Ваня посмотрел на старушку и перебежал дорогу. Придумайте другой вариант. Как бы вы поступили в этой ситуации? Объясните смысл своего поступка. Приведите пример из своей жизни.

  4. «Добро не умрет, а зло пропадет». Как вы понимаете эту пословицу? Приведи примеры литературных произведений, идея которых может выражаться в данной пословице. В каких жизненных ситуациях можно использовать ее?

  5. Составьте кластер на тему «Дружба».

  6. Ты находишься в музее. Составь правила поведения для своих одноклассников.

  7. Когда ты находишься дома один, какие правила выполняешь? Для чего их нужно соблюдать? Составь правила поведения для своих братьев и сестер.

Таким образом, функциональная грамотность в области чтения формируется только в процессе обучения, а ежедневная работа учителя на уроке, стратегии и приемы, которые он выбирает, этому способствуют.

Поэтому важнейшей задачей в развитии профессиональной компетенции современного учителя является формирование его функциональной компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных моделей на уроке, готовность к гибкости, адаптации и модификации с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся и временных потребностей.

В заключении отметим, что работа по данной проблемной теме еще нами не закончена. Планирую разработать по итогам эксперимента сборник с методическими рекомендациями для учителей начальных классов.



Библиографические ссылки

  1. Введение к Стокгольмской декларации, принятой на Конференции Объединенных Наций в 1972г.

  2. Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях Республики Казахстан в 2015-2016 учебном году». - Астана, НАО им. И. Алтынсарина (протокол №4 от 18 мая 2015 года), 2015. – С. 3.

  3. Маркина М. В. Внутришкольная методическая деятельность и имидж педагога//Работа с педкадрами. – С. 77.

  4. Жайтапова А. А., Садвакасова З. М. Уроки менеджмента в организации образования: схемы и таблицы. – Алматы, 2007. – С. 205.

  5. Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников.- С. 1.