4
Статья
«Формирование познавательных УУД младших школьников средствами дидактических игр»
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению школьных предметов. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Все это и обусловило актуальность темы исследования. Тема исследования: «Формирование познавательного интереса младших школьников средствами дидактических игр»
Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: условия использования дидактических игр как средства развития познавательного интереса младших школьников.
Цель работы: теоретически определить и экспериментально проверить возможность дидактических игр как средства развития познавательного интереса младших школьников.
В соответствии с целью работы определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме работы.
2. Рассмотреть понятие «познавательный интерес» и определить особенности развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста.
3. Выявить возможности дидактических игр как средства развития познавательного интереса младших школьников.
4. Проверить эффективность применения дидактических игр как средства развития познавательного интереса младших школьников.
Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является присущим человеку от рождения.
Значение познавательного интереса в жизни конкретных личностей трудно переоценить. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом.
Игра по своей природе многофункциональна, она способствует воспитанию гармонично развитой личности.
Дидактические игры, игровые упражнения и занимательные задачи способствуют развитию способностей и потребностей познавательного характера, интеллектуальных и нравственно-волевых качеств, формированию познавательного интереса. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между преподавателем и учащимися и между отдельными учащимися, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между людьми начинают носить более непринуждённый характер.
Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся.
Дидактические игры состоят из ряда элементов:
Игрового замысла;
Дидактической задачи;
Игрового действия;
Правила.
В обучении сложилось несколько видов дидактических игр. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию познавательной деятельности учащихся, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношению детей, по роли учителя.
Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчётливее выступают одни, в других - иные. Дидактические игры бывают:
Сюжетные;
Предметные;
Соревновательные.
Некоторые исследователи делят игры на 2 группы: наглядные и словесные.
В своей работе я часто использую дидактические игры на уроках. Приведу примеры таких игр. Больше всего детям нравятся предметные и предметно-словесные виды игр. Так на уроке математики при изучении темы «Цена, количество, стоимость» можно «поиграть» в магазин, когда дети за «монеты» покупают тот или иной предмет по указанной цене. Этот прием можно применить и на уроке русского языка, когда дети соотносят «монетку» с кругами и слово содержащее столько слогов, сколько кругов на «монетке». Легче детям запомнить написание цифр, если предложить поиграть в игру «На что похожи цифры». Дети «оживляют» цифры и в то же время запоминают письменный образ цифры. Работы детей прилагаю в приложении.
Я работаю по образовательной системе «Школа 2100». Авторами курса «Обучение грамоте» Р.Н.Бунеевым, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной предложен интересный прием характеристики звуков. На протяжении изучения всего буквенного периода, обучающимся предлагается «одеть звуковичка» (определить гласный звук или согласный, дать ему характеристику). Значительно интересней ребятам «надевать» красные, синие (или зеленые) башмачки, цилиндр или звоночек, чем просто словами охарактеризовать тот или иной звук. Звук, как будто оживает на глазах.
Значение предлогов мы рассматривали, используя игру «Найди место для птички». На доску прикрепили рисунок дерева и дети передвигали птичку на магните в зависимости от предлога, который называет учитель (над деревом, у дерева, перед деревом…) Можно использовать эту игру и на уроке математики в 1 классе для отработки умения ориентироваться в пространстве.
Для закрепления одной из трудных для обучающихся тем «Безударные гласные, проверяемые ударением» можно использовать игру «Альпинист». «Альпинист»
Дидактическая цель игры: закрепление умений проверять безударный гласный в корне слова.
Эту игру можно предложить этапе введения новых знаний. Приведу фрагмент урока – путешествия «Безударные гласные. Проверка безударных гласных в корне слова».
…
И горы встают перед нами в пути,
Мы по горам начинаем ползти,
А горы все выше, а горы все круче.
А горы уходят под самые кручи.
- Чтобы преодолеть самую высокую вершину нужно уметь подбирать проверочные слова, для правильного написания безударного гласного в корне слова. Работаем вместе.
…
Нравится детям игра «Математическое лото». Интерпретации самые различные, в зависимости от изучаемой темы. Приведу пример игры по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 20». Игру можно проводить как индивидуально, так и в малой группе. Обучающимся предлагается лист бумаги, разделенный на ячейки. В ячейках записаны выражения. Другой лист разрезан на столько же ячеек, но в каждой ячейке записан ответ. Дети решают пример и кладут ответ на пример, который они посчитали. Если примеры решены правильно, то получится рисунок (как складывание пазла). Хороша игра и тем, что развивает у детей самоконтроль: они самостоятельно видят ошибки, если рисунок не получился. (ОБРАЗЕЦ)
В отдельную подгруппу можно отнести дидактические игры с движением. Например, «Разделительный Ь или разделительный Ъ». Учитель читает слова с разделительными Ъ и Ь знаками. Если в слове пишется разделительный Ъ, то дети встают, а если Ь – сидят. Действия можно использовать другие, как и темы, задания.
Если говорить о словесных видах дидактических игр, то в своей практике я использую такие игры как:
на уроках математики
на уроках русского языка
«Немое письмо»
«Рассыпались слоги»
«Убежали гласные» и др.
Есть такие виды словесных игр, которые можно применять на различных уроках. К ним относятся загадки, шарады, метаграммы, анаграммы. Шарады – вид словесных игр, в которых несколько букв, слогов или частей слов выделено и описано самостоятельно, по этим описаниям учащиеся должны отгадать все слово. Например:
Первое – крик птицы. Второе – согласная буква. Целое – рыба.
(Карп)
Первый слог – восклицание,
Второй – достоин порицания.
А в целом он на севере далеком обитает,
И жителей тех мест
Он греет и питает.
(Олень)
Метаграммы – загадки, в которых из загаданного слова путем замены букв образуется новое слово. Например:
С «Ч» я над водой летаю. С «Г» навинченной бываю. (Чайка – гайка)
С «Ё» колючий, С «У» ползучий.
(Ёж – уж)
Анаграммы – слова, получающиеся при обратном прочтении других слов (кот – ток) или при перестановке слогов, букв (сосна – насос). Например:
Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои
И целый лес ты мною свалишь.
(Липа – пила.)
Что сегодня может быть привлекательнее для ребенка, чем компьютер, а для учителя – ИКТ? Компьютер в образовательном процессе – это инструмент, помогающий изменить характер практической деятельности ребенка в учении, в общении, в игре. В своей практике я применяю уже готовые компьютерные игры, на уроках с применением ИКТ создаю свои презентации к урокам, с включением в них дидактических игр. Например игра «Четвертый лишний». (СЛАЙД)
Дидактическая цель: развивать умение находить лишнее слово из группы одинаковых слов, ставить вопрос кто?, что? к словам.
Содержание игры: на экране представлены 4 картинки с предметами. Дети должны поставить к каждому слову вопрос и определить какое из лишнее. Лишнее слово после ответа исчезает.
Интереснее детям, когда они погружаются в сказочную атмосферу на уроке. Так был разработан урок-путешествие по окружающему миру с использованием ИКТ «Глобус – модель Земли» (Приложение № 4)
Познавательный интерес детей развивается не только на уроках, но и во внеклассной работе. Приведу пример внеклассных мероприятий, с использованием различного вида дидактических игр («Математическая лотерея», классный час «Путешествие в страну Знаний»). (СЛАЙД)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов повышения познавательного интереса в начальной школе. Результаты, которых добиваются дети, доставляют им много радости и вызывают появление чувства творческого удовлетворения.
Подбор игр должен осуществляться с учетом возрастных особенностей детей, уровнем их подготовленности и в соответствии с целями и задачами урока. Игры можно использовать на разных этапах урока, эффективны уроки-путешествия. В основе любой игровой методики, проводимой на занятиях и внеклассных мероприятиях, должны лежать следующие принципы:
- актуальность дидактического материала;
- коллективность;
- соревновательность.
Мы рекомендуем использовать дидактические игры учителям начальных классов общеобразовательных школ.
Задачи в стихах.
1. Три кошки купили сапожки
По паре на каждую кошку.
Сколько у кошек ножек
И сколько у них сапожек?
2. Лебеди у нас в пруду
Я поближе подойду
9 чёрных, белых 5,
Кто успел их сосчитать?
Говорите побыстрей сколько пар лебедей?