СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Я - концепция и уроки истории"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Взаимодействие ученика и учителя на уроке истории.Формирование позитивной Я - концепции личности.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Я - концепция и уроки истории"»

Ульяновская область Старокулаткинский район с. Старый Атлаш

МКОО «Староатлашская СШ»












Я – концепция

и уроки истории

















Учитель истории и обществознания

Юртаев Г.Р.


Внимание к личности школьника, его индивидуальности, раскрытие человеческого в человеке – вот проблемы, вставшие перед системой образования сегодня. Это вызвано постоянной потребностью общества в активных творческих индивидуальностях. Решению этих проблем способствует формирование позитивной Я – концепции личности.

В психологии Я – концепция – ядро личности, продукт выражения отношения личности к себе и внешнему миру. Ее природой является оценивающая деятельность, сознания, можно сказать, что Я – концепция

- это существующая в сознании человека система взглядов, представлений,

суждений, оценок лично себя. Я – концепция личности – это устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая и переживаемая система представлений личности о самой себе, в которую входят: я нравлюсь, я способен, я нужен, я могу, я творю, я знаю, я управляю, я владею. Я – концепция – целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе и окружающему миру.

На своих уроках я стараюсь создать условия для активного использования Я – концепции и формирования Я – образа ученика.

Учитель и ученик взаимодействуют на уровне своих Я - концепций. Этот

процесс является объективным и субъективным одновременно. Например,

Я – концепция относительно информации (содержания) урока, задания, вопроса объективна на начальной стадии и одновременно субъективна в момент присвоения, получения результата, решения, вывода и т.д. Затем

вновь объективна в виде оценки учителя и субъективна в виде самооценки ученика. Со стороны учителя объективна при подаче информации (содержания) урока, постановке задачи, проблемы, вопроса и субъективна при восприятии продукта деятельности ученика, объективна при выставлении отметки, субъективна при возникновении собственных ощущений от ответа, т.е. оценки деятельности личности. Если мы идем дорогой индивидуализации, то нам необходима активизация субъективных тенденций, которые в Я – концепции присутствуют, но имеют тенденцию к объективизации, они как бы находятся в движении.

Приведу примеры заданий, которые я использую на уроках с целью активизации Я – образа и формирования позитивной Я – концепции.

В рамках изучения истории древнего мира в VI классе возьмем раздел

«Древний Египет». В центре каждого из уроков стоит задача формирования

Понятия цивилизация Древнего Египта, которое раскрывается в процессе изучения памятников культуры. Главное внимание уделяются изучению дошедших до нас памятников, ставших достоянием мировой культуры.

Этот материал воспринимается личностью ученика, становится узнаваемым

и приобретает практическую направленность. В процессе изучения раздела

учащиеся формируют Я – образ на основе своего восприятия материала и его

значимости для себя. Чтобы проследить путь активизации Я – образа, ученики заполняют таблицу «Особенности египетской цивилизации», которая является личностным исследованием темы. Таблица имеет четыре колонки:

  1. Продукт культурной деятельности человека: памятники культуры.

  2. Первопричина, реальность, объективное начало, соответствующее созданию памятника (продукта культурной социальной деятельности человека), события, предшествовавшие созданию памятника, возникновению образа и т.д.

  3. Социокультурное понятие, принятое в обществе и объясняющее его функции, смысловую нагрузку и т.д.Объяснение, идея, которая вложена в памятник (продукт культурной человеческой деятельности).

  4. Личностное восприятие, суждение, относительно этого памятника культуры, Я – восприятие.

Учащийся выбирает любой памятник, относящийся к египетской цивилизации (пирамида, храм, рельеф, сфинкс, живопись, мумия и т.д.).

Проводится анализ памятника.

Проделав эту работу, ученики выходят на уровень обобщения и личностного

восприятия знаний. В изучение раздела вводятся понятия: египетские мотивы, египетский стиль, египетский образ и т.д. Заполнение таблицы имеет

практический выход в творческих индивидуальных заданиях. Например:

создание собственного проекта, ориентированного на египетские мотивы

(рисунок, рассказ, страница «Книги мертвых», ювелирное украшение, эскиз

рельефа, проект зала, украшенного в египетском стиле и т.д.). Затем происходит презентация – защита своего проекта и его публичное обсуждение. Задачей такой деятельности является перевод информации,

содержания в Я – восприятие, мое знание, представление.

Активизация Я – образа возможна на любом типе урока, например в начале изучения темы, на абстрактных ассоциациях с определенным понятием. Возьмем раздел «Революция 1905 -1907гг.» (IX класс). На первом уроке

учащимся задается вопрос: что Вы чувствуете, ощущаете, когда слышите

слово революция? Какие ассоциации связаны с этим понятием? Учащиеся

называют свои ощущения, ассоциации, абстракции, которые выглядят

весьма интересно. Например, революция это – кровь, крики, хаос, выстрелы,

горе, слезы, голод, страх, разбитое счастье, несбывшиеся надежды, отчаяние,

последняя надежда, безверие.

После накопления информации учащиеся подтверждают фактами свои первоначальные ассоциации, которые записывают в таблицу.


Революция 1905 – 1907 годов


1


2


3


4


События революции 1905-1907гг.



Кровавое воскресенье




Первопричина, реальность,

Объективное объяснение события


Тяжелое положение рабочих: голод, низкая зарплата, штрафы..

Идея, соответствующая в обществе этому событию



Царь- заступник, он поможет

Личностное восприятие, суждение, относительно этого события, Я-восприятие


Я хочу что-то делать. Я буду искать правду. Я так жить не могу.

Манифест от 17 октября




Беспорядки, политический, экономический, социальный кризис

Надо уступить, чтобы не стало хуже

Царь услышал. Теперь все будет иначе, жизнь наладится


В качестве примеров можно рассматривать отдельные задания для самостоятельного осмысления проблемы.

При изучении истории Древнего Китая (VI класс) учащимся предлагается

дать свой комментарий к изречениям древних китайских философов из книги «Дао дэ цзин» :

  1. «Тишина – владычица шума.

  2. «В битве побеждает тот, кто боялся перед битвой».

  3. «Тяжелое – основа легкого».

  4. «Крепкое дерево не выстоит».

Вот некоторые из этих комментариев.

  1. «Тишина – начало шума и его конец, а кто владеет началом и концом,

тот настоящий владыка». Чем тише в доме, тем слышнее каждый шорох».

  1. «Когда боишься, значит, чувствуешь ответственность, а когда нет, то

обязательно ошибешься, значит, проиграешь».

  1. «Чтобы было легко, надо начать с самого трудного».

  2. «Крепкое дерево не выстоит – это высказывание говорит о том, что сила не главное, самое главное то, что должны быть корни».

«На всякую силу есть управа, всегда можно найти слабое место».

Школьникам дается информация о том, что по древней даосской традиции

в момент просветления человек пишет традиционное пятистишие – танку.

Приводится пример и дается задание: попробовать самим написать нечто

подобное и объяснить, что имелось в виду и какую мысль хотели выразить.

Танка Догэна:

Уйду-

Останутся луга

В цвету.

Осенние стога…

Осенние снега…

Школьники предложили следующие тексты.

Уйду - останется школа

И дом родной.

Уйду – и стану я отшельником…

Познаю душу я свою…


Когда обрету я мудрость,

И скажу другим:

«Я обрел!»

Но люди меня не поймут,

Но почему?

Удары звучат, далеки, далеки.

Рубит дуб дровосек у реки,

И там, где вечно сыпят пески,

Он бросает сучки,

А уносит стволы.


Мир один,

Он не велик,

Жизнь твоя

Одна,

Она только твоя…

Курс «Основы современной цивилизации» (XI класс).

Вариант урока обобщения.

Цель: усвоение основополагающих норм нравственности мировых религий.

Представить мир чувств людей, живущих при других нравственных ценностях, сравнить его со своим внутренним миром.

Класс делится на рабочие группы, которым предлагается выбрать задание.

Задания

  1. Что бы сказал правитель своим воинам перед битвой: в Западной Европе; в Китае; в Индии.

  2. Что бы сказала мать дочери перед свадьбой: в Западной Европе; в Китае; в Индии.

  3. Что бы сказал отец сыну в день его совершеннолетия: в Западной Европе; в Китае; в Индии.

  4. Что бы сказал муж жене в день свадьбе: в Западной Европе; в Китае;

в Индии.

  1. Что бы сказал служитель культа в своей проповеди (тема любая): в Западной Европе; в Китае; в Индии.

  2. Свой вариант.

В конце урока каждая группа представляет итоги работы в устной, в письменной или театрализованной форме.

Подобные задания можно использовать при изучении любой темы. Мне они

помогают лучше узнать учащихся, сделать обучение более комфортным и

максимально приближенным к общению. На таких уроках наиболее активно

формируется и проявляется Я – концепция ученика и учителя.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!