Г. К. Досанова Атырау, Казахстан Интеграция предметов в современной школе – реальная потребность времени | G. K. Dossanova Aturay, Kazakhstan Integration of subjects at contemporary schools is the demand of time |
Аннотация. В статье рассматривается интеграция языка с другими предметами в условиях Назарбаев Интеллектуальной школы. Представлен опыт организации интегрированного обучения на уроках русского языка как одной из форм инновационного обучения, которая способствует интеллектуальному развитию и формированию уровня логического мышления учащихся. | Abstract. The article deals with the integration of language and other subjects within the Nazarbayev Intellectual Schools. The experience of organizing integrated teaching of Russian lessons as a form of innovative teaching, promotes intellectual development and the formation of logical thinking of students. |
Ключевые слова: интеграция, конструктивное обучение, универсальность, сквозная тема | Key words: integration, structural educating, universality, through theme |
Сведения об авторе: Досанова Гульфайруз Карамановна. Место работы: Назарбаев Интеллектуальная школа химико-биологического направления г.Атырау | About the author: Gulfairuz Karamanovna Dossanova, teacher of Russian language. Place of employment: Nazarbaev Intellectual school of Chemistry and Biology, Atyrau |
Контактная информация: 060000, Атырау, Нурсая,11-22, каб.Т-307. e-mail: [email protected] |
Интеграция предметов в современной школе – реальная потребность
времени
В настоящее время в образовательной сфере «общепризнана равная значимость процессов формирования у обучающихся как актуальных знаний, так и соответствующих практических навыков». Важно, чтобы «учителя осознали тот факт, что цель обучения заключается не только в определении того, что обязаны делать ученики, но и оказании учителями в максимально возможной степени содействия самостоятельному развитию учащихся».
Главная задача современного процесса обучения – «формирование готовности учащихся к практическому использованию имеющихся знаний, помимо формального обладания ими, что в большей степени соответствует сущности навыков, востребованных в 21 веке». То есть, чтобы стать успешными в будущем, учащиеся должны иметь соответствующие знания, которые они могли бы применить в будущем. Чтобы получить эти знания, они «должны быть вовлечены в более эффективные формы активного, конструктивного обучения, обеспечивающего понимание и обретение независимости». И вместе с тем образовательные стратегии учителей не должны исключать обратную связь каждого ученика.
Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Учитель способен добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у детей желание учиться? Конечно, можно заинтересовать учащихся различными играми, приёмами. Но всё это — внешняя мотивация. А успешность учебной деятельности и в конечном счёте качество образования зависят от внутренней мотивации. Иными словами, надо развивать мотивацию учеников к обучению.
Одним из способов развития мотивации учащихся к обучению, я считаю, это интеграция предметов в современной школе. Ведь форма проведения интегрированных уроков всегда нестандартна, увлекательна. Интеграция – (от латинского integer – целый, восстановление.) Интеграция является относительно новым веянием в образовательном процессе.
Хочу отметить, что в нашей школе широко практикуется проведение интегрированных уроков. Именно на таких уроках учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события и явления. На интегрированном уроке формируется умение переносить знания из одного предмета в другой.
Задача интегрированных уроков – способствовать усвоению учениками учебного материала, развитию критического мышления; дать возможность использовать в ходе обучения современные интерактивные методики и объективно оценивать достижения учащихся. Основное свойство интегрированного урока – универсальность, которое позволяет посвятить учащегося в конечные цели изучения не только данного раздела, но и всего материала.
Опыт показывает, что сквозные темы отражаются на уроках русского языка в 7-11 классах при изучении текста, поскольку одна из главных целей обучения русскому языку в школе — формирование умения не только читать и воспринимать на слух, но и составлять тексты разных типов в устной и письменной форме. Работа с текстом является основным видом учебной деятельности на уроках русского языка. Навыков и умений, приобретенных в процессе работы с текстами разных типов, требуют в первую очередь профессии юриста, переводчика, преподавателя, ученого, психолога и многие другие. В приведенной ниже таблице перечисляются темы, изучаемые на уроках русского языка на материале текстов разных типов, и рекомендуемые виды деятельности на уроках.
Класс | Сквозная тема | Предмет | Виды деятельности |
7 класс | Путешествие и достопримечательности | География Графическое представление способов передвижения путешественников и исследователей. | Учащиеся работают с несплошным текстом. |
Генетически модифицированнае продукты | Биология Питание | Работа с текстом о типах питания. Учащиеся вставляют в текст с пропущенными словами ключевые термины, развивая академический язык. |
Знание: мир и изучение иностранных языков | Английский язык | Можно предложить видеосюжет на английском языке. Учащиеся на основе этого сюжета составляют тексты определенного типа |
8 класс | Спорт или фитнес? | Физкультура Гимнастика. Казахские национальные игры. | Эссе-рассуждение на тему «Каким образом физические нагрузки могут принести пользу вашему здоровью?» |
Космос | Физика Световые явления | Работа с текстом «Казахстанский космос, как национальная идея». Используется прием технологии критического мышления «Инсерт». |
| Разнообразие форм жизни | Биология | Просмотр видео «Влияние человека на животный мир». Учащиеся обсуждают проблемную ситуацию, отраженную в видеоролике, определяют значение и роль ключевых слов и фраз, и то, как данные слова и выражения связаны с темой, извлекают главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию. |
Таким образом, мы видим, что умение работать с перечисленными разновидностями текстов способствует более прочному усвоению знаний и необходимо в любой сфере профессиональной деятельности.
Хочу представить вашему вниманию интегрированный урок русского языка в 7 классе на тему «Трансгенные продукты – генетическая угроза». Урок был разработан совместно с учителем биологии нашей школы. На уроке учащиеся должны были через анализ текста объяснить значение микроорганизмов в биотехнологии. Для достижения цели СГ4 (определение основной мысли текста; прогнозирование заключительной части текста) нами была использована стратегия «Тема одна – сюжетов много». Учащиеся разыгрывали ситуации, предложенные учителем, и интерпретировали по-своему.
В основной части урока была запланирована групповая работа учащихся с последующим выполнением заданий по тексту не только по русскому языку, но и по биологии. Таким образом все учащиеся были вовлечены в работу. Обсуждая задания в группах, учащиеся анализировали подходы к решениям задачи, которая была поставлена перед ними, были слышны сомнения, уточнения. Учащимися предлагались различные варианты ответов. И это правильно. Ведь методика интегрированного обучения имеет именно такие цели: помочь учащимся научиться познавать, научиться жить вместе, научиться жить в ладу с самим собой. Считаю, что при выполнении этого задания учащимися были достигнуты языковые цели, поскольку учащиеся, анализируя текст, определяли основную информацию текста, объясняли значение непонятных слов. Но наряду с языковыми заданиями учащимися были достигнуты и учебные цели по биологии. Они выделили все плюсы и минусы использования ГМО в продукции и смогли объяснить применение ГМО в рассматриваемых отраслях промышленности. Результативность урока, я считаю, была обусловлена, в первую очередь, мотивированностью учащихся к изучению предметов «русский язык и биология». Ведь на уроке было реализовано одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельности учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, круг которых увеличивается за счет других предметов.
Интеграция широко используется нами не только на уроках, но и вне урока: на занятиях кружков, элективных курсов. В этом году мною была разработана программа элективного курса «Интегративная модель развития творческого письма» в соответствии с концепцией профильного обучения, которая нацелена на индивидуализацию обучения. В основу занятий были положены межпредметные связи, которые позволяют вычленять главные элементы содержания образования. Интеграция даёт возможность показать «мир в целом»
Наряду с подготовкой учащихся, которые в дальнейшем станут профессиональными пользователями физики, математики и химии, важнейшей задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня физической, математической и химической подготовки школьников, независимо от специальностей, которую они изберут в дальнейшем. Для жизненной самореализации, возможности продуктивной деятельности в информационном мире требуется прочная подготовка. Компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требуют грамотности человека почти на каждом рабочем месте. Это предполагает и конкретные физические, математические, химические знания и ИКТ-компетентность, и определяет стиль мышления.
Основным методом обучения в данном элективном курсе является работа с текстом через сквозные темы. Разнообразный дидактический материал из курсов физики, химии и биологии дает возможность отбирать задания для учащихся разной степени подготовки. Контроль уровня освоения данного элективного курса осуществляется через анализ текстов, тестирование, участие в конкурсах различного уровня. Особенность содержания элективного курса состоит в том, что этот курс не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Он опирается на данные таких филологических дисциплин как синтаксис, стилистика, литературное редактирование, культура речи и некоторые другие. Занятия свои мы стараемся связывать почти со всеми предметами. Хочу представить вам некоторые виды деятельности на занятиях элективного курса.
Связь с предметами «Физика», «Химия» и «Биология»
При изучении темы «Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия» была использована групповая работа. 1 группа работает с учебником физики. 2 группа - с учебником химии. 3 группа – с учебником биологии. В группах ученики, используя учебный материал, подбирают тексты научного стиля и адаптируют их для различной целевой аудитории.
Связь с физкультурой
1.На занятии при изучении публицистического стиля учащимся предлагаются тексты о казахстанских и российских олимпийцах – чемпионах олимпиады в Рио-де-Жанейро. Они формулируют вопросы по тексту. Учащиеся используют причастные обороты в своих вопросах и ответах, задают свои вопросы классу, другие учащиеся ищут ответы на вопросы в тексте. Исходя из этого, учащиеся отвечают на вопросы о ключевых идеях текста и фразах/словах текста. Выявляют особенности публицистического стиля по предложенным текстам.
2.Учащиеся просматривают несколько телевизионных материалов об Олимпиаде в Рио-де-Жанейро и делают запись основных идей, чтобы потом использовать их при написании статьи о спортивном событии (например, когда казахстанский/ спортсмен выиграл золотую медаль). Тема обсуждается классом.
Связь с предметом «Глобальные перспективы»
Учащимся предлагаются несколько текстов разговорного стиля на тему «Профессия». Учитель может предложить учащимся на основе переработанных текстов построить монологическое высказывание. Текст монолога может носить описательный или повествовательный характер. Учитель может предложить несколько тем для монолога:
Связь с предметом «Информатика»
Учащиеся выделяют следующие формы общения в Интернете: телеконференция, чат (имеется в виду IRC (Internet Relay Chat), MUDs и переписка по e-mail.
Связь с предметом «Самопознание».
Тема «Подросток в современном мире»
Учащиеся изучают доступные вебсайты, нацеленные на подростков и их родителей, для ответа на вопросы:
1. С какими проблемами сталкиваются подростки?
2. Какие проблемы возникают у родителей с подростками?
3. Что включают вебсайты?
4. Как вебсайты представлены?
5. Какой язык используется, когда целевой аудиторией являются подростки, как он изменяется, когда целевой аудиторией становятся родители?
Учитель проводит дискуссию для того, чтобы дать учащимся возможность выразить устные комментарии о том, что они обнаружили. Учащиеся пишут критический анализ содержания вебсайтов, которые они изучили, объясняя, что в них хорошего и как они могут быть улучшены.
В группах учащиеся обсуждают идеи по эффективной подростковой вебстранице и составляют список идей.
Связь с предметом «Биология»
Учащиеся в группах работают с учебными текстами из пособий по биологии, выделяют главную и второстепенную информацию, выявляют отношение автора к проблеме и сопоставляют собственный взгляд с мнениями, отраженными в прочитанных текстах.
Для того чтобы совершенствовать навыки составления плана учащимся предлагаются тексты различных стилей в области физики, химии, биологии, истории, географии. Ученики сжимают текст и адаптируют его для определенной целевой аудитории. После этого они составляют план.
Групповая работа
1 группа – простой план
2 группа - сложный план
3 группа - вопросный план
4 группа – цитатный
5 группа - тезисный план
6 группа - план- опорная схема.
Таким образом, интеграция оживляет образовательный процесс, экономит учебное время, избавляет от утомляемости, ориентирует мышление на будущее и создаёт благоприятные условия для обучения. Кроме того, она способствует повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей.
Использованная литература
Интеграция предметов естественнонаучного цикла
в формировании функциональной грамотности школьников
в условиях 12-летнего обучения. Салдыбаева Н.И.
Синтаксис связного текста.
Руководство для учителя 1 уровня.
Как организовать интегрированный урок? Коложвари И., Сеченикова Л.
Интегрированная образовательная программа Назарбаев Интеллектуальных школ.