Тема: «Формирование исследовательских умений учеников младшего школьного возраста»
Новые школьные программы и современные требования ставят перед учителем задачу не только добиваться усвоения учениками основ науки, но и всемерно развивать детей, учить их применять полученные знания на деле и самостоятельно приобретать, расширять их.
Обучение путем исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком.
Младший школьный возраст – это хороший потенциал для закладки фундаментальных основ исследовательской деятельности и мотивационной ориентации ребёнка. Именно в эти годы развивается воображение, мышление, воспитывается любознательность, формируется умение наблюдать, анализировать, проводить сравнение, обобщать факты, делать выводы. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.
Таким образом, используя в своей практике исследовательскую деятельность, я ставлю целью не только конечный результат (знание), но и сам процесс развития исследовательских способностей учащихся за счет приобретения ими новых знаний, умений, навыков и тренировки уже развитых, расширения кругозора, изменения своей мотивации.
УИД присущи определенные специфические свойства, характеризующие её направленность, цель и задачи.
УИД
Этапы формирования исследовательских умений
Процесс формирования исследовательских умений включает шесть этапов. По мнению П.Я. Гальперина, «поэтапное формирование является методом развернутого и открытого наблюдения для формирования новых конкретных психических процессов и явлений».1
На начальном этапе организуются занятия, в ходе которых у младших школьников развивается личностно-активное отношение к учебно-исследовательской деятельности, осуществляется развитие представлений об основных этапах этой деятельности.
То есть учитель вводит ребёнка в мир исследований и опытов, обучает детей, как можно достичь тех или иных знаний, как и каким образом ответить на интересующиеся вопросы детей.
На втором этапе усиливается роль практических исследовательских умений. Младшие школьники учатся задавать вопросы, видеть и формулировать проблему, выдвигать гипотезы, собирать и анализировать информацию, сравнивать, классифицировать и т.д. Учитель помогает, корректирует работу детей, создаёт проблемные ситуации, а потом сообща находят решение.
На третьем этапе оптимальным средством развития становиться самостоятельная исследовательская деятельность. На этом же этапе большое внимание уделяется формированию умений, связанных с организационной деятельностью (постановка цели, планирование работы и т.д.). Учитель выступает в роли помощника, контролирует процесс.
На четвертом этапе акцент переносится на развитие рефлексивного компонента учебно-исследовательской деятельности. Участвуя в обсуждении собственных исследований, младшие школьники должны осознавать, что удалось и что не удалось в ходе работы.
Пятый этап предполагает подготовку к защите выполненной исследовательской работы и способствует формированию коммуникативных и речевых умений. Младшие школьники учатся доказывать, отстаивать свою точку зрения, выступать с докладом о своей исследовательской работе. Здесь дети выполняют всю работу уже самостоятельно.
Завершающий этап предполагает выступление учащихся на различных конкурсах, конференциях.
Продуктом исследовательской деятельности учащихся может быть презентация, выставка, стенгазета, праздник или сценарий, чертёж и др.
Организация УИД
Организация УИД – это вовлечение школьников в процесс, напоминающий научный поиск, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира, что должно способствовать его творческой самореализации, развитию интеллекта и критического мышления, формированию и развитию исследовательских умений, умению самостоятельно добывать и применять знания.
Организация УИД протекает в основном в рамках внеурочной учебной деятельности. Но, очень часто начало исследовательских работ, выбор проблемы начинается с урока. Замечу, что дети часто сами задают вопросы, на которые затем ищут ответ, в ходе обсуждения выявляется проблема, которую сами же путём исследований решают.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что учебно-исследовательская деятельность способствует:
- формированию общих учебных умений, что, в свою очередь, способствует повышению качества обучения;
- созданию предпосылок для развития научного образа мышления;
- содержательной организации свободного времени детей.
Памятка для исследовательской работы.
Постановка проблемы____________________________________________________
Обоснование. Почему ты считаешь эту тему важной?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цели и задачи :
Что мы хотим знать?_____________________________________________________
_______________________________________________________________________
Чему научиться?_________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Моя группа: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Этапы нашей деятельности:
А)_____________________________________________________________________
Б)______________________________________________________________________
В)_____________________________________________________________________
Г)______________________________________________________________________
Кто за что будет отвечать?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Где будем искать информацию?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Если необходимо анкетирование или опрос, проведите и сделайте выводы!
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наши помощники
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод.
Что нового мы узнали?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чему научились?
_____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
1 Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологического исследования // Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1978. – с. 93-110