Проектная работа в начальной школе
Автор: Нургазина Зияда Жубаткановна
Поймай ребенку рыбу – он будет сыт один день,
Научи ребенка ловить рыбу – он будет сыт всю жизнь.
Японская мудрость
Описание материала: С введением в школах новых технологий важное место в обучении и воспитании заняла проектная и исследовательская деятельность школьников. Хочу предложить вам статью о достигнутых результатах проектной деятельности в начальной школе. Я уверена что данный материал будет интересен не только учителям начальной школы , но и тем кто работает в среднем и старшем звене в качестве консультативного материала по работе с проектной деятельностью учащихся.
Цель: Передача опыта.
Задачи:
- донести работу по проектной деятельности на практике;
- вызвать интерес к исследовательской и проектной деятельности в целом;
- развивать умения по созданию проекта и исследовательской работы;
- призвать к активному применению в образовательных учреждениях проектной деятельности, как одной из современных образовательных технологий.
Самое главное — научить человека мыслить.
Бертольд Брехт
Уважаемые коллеги ! В своем выступлении я хотела затронуть вопросы, связанные с проектной деятельностью младшего школьника, многие из вас заинтересуются, некоторые подумают, зачем это ей нужно, а третьи просто «прослушают» моё выступление. Я хочу сказать, именно проектная деятельность поможет нам развить творческие способности ребенка, научить мыслить креативно, вырастить ребенка готового найти из любой ситуации выход. Проектная работа – это один из эффективных способов формирования и развития познавательных умений учащихся.Чтобы превратить почемучку-дошкольника в юного исследователя необходима реализация целостной программы. По новым стандартам программ начальной школы предусматривает проектную деятельность с 1 класса. Я не первый год работаю над внедрением проектной деятельности в свою обучающую и воспитательную работу с младшими школьниками. Хочу сказать, что проектная деятельность в начальной школе сама по себе это сложный процесс, но очень интересный и даже порой увлекательный. Сейчас метод проектов в образовании не случайно приобрел большую популярность. На самом деле он даёт возможности детям:
проявлять любознательность
активность
экспериментировать
интерес к окружающему миру
общаться с другими людьми (детьми и взрослыми)
Основная цель проектов на данном этапе- это социализация учащихся, ведь они получают большую тренировку. При правильной организации проектной работы в учебном процессе или внеклассной работы приносит желаемые результаты
.
Ежегодно, начиная с первого класса, принимаем участие исследовательских работ. В 2013-2014 учебном году стали победителями, заняв первое место с коллективной исследовательской работой «Наблюдение за ростом тюльпанов в комнатных условиях» в районном конкурсе «Зерде» , 2014-2015 году
4 учеников участвовали в республиканском проекте «Человек читающий – человек знающий» получили сертификаты за участие, 2014-2015 учебном году стали призёрами областного проекта «Бал-бала», заняли 3 место, 2016-2017 учебном году стали победителями районного конкурса «Зерде» , заняв 1 место с научно-исследовательской работой «Наблюдение за превращением гусеницы в бабочку», 2019-2020 учебном году ученица Сапарова Саяжан ученица 2 «Г» заняла первое место в Республиканском конкурсе «Зерде» сначала в районе место, затем заняла 2 место в области с проектом «Особенности имен собственных на примере кличек кошек», 2020-2021 году Сапарова Саяжан ученица 3 «Г» класса заняла 1 место в Республиканском конкурсе «Зерде» сначала в районе, а потом 2 место в области с проектом «Пословица недаром молвится»
Я, как и многие учителя нашей школы методу проектирования уделяю пристальное внимание. На самом деле ,грамотно организовать такой сложный вид работы , как создание проектов с учащимися, довольно сложно. Работа над проектом занимает много сил и времени и от учителя и ученика, и от родителей. На мой взгляд, очень важно дать первые умения по созданию проекта и исследовательской работы именно ученикам начальной школы
«Сюрприз для мам»
«Школа будущего»
«Школа будущего»
Мастера на все руки
«Бал-бала»
«Улыбка снеговика»
«Живое дерево»
Наши проекты участвовали в республиканском творческом конкурсе «Білім және Ғылым», а создатели проектов стали призерами, заняв оба раза 1 место.
Работа Сапаровой Саяжан была Опубликована в республиканском журнале «Юные исследователи»
Для нас проектная деятельность стала совместной учебно-познавательной, творческой и игровой деятельностью, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на создание проекта.
«Лучший венок цветов»
«Супер-костюмы»
«Дерево толерантности»
«Модницы»
«Волшебные краски»
«Дерево желаний»
Мистер и мисс Осень
«Зерде» Областной тур 2 место
Проект в начальной школе это не доклад , это напротив красочное действие. В его фундаменте лежит развитие познавательных интересов учеников, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве (Библиотечный фонд, Интернет, общение со специалистами), проявлять компетенцию в вопросах связанных с темой проекта, а также развивать критическое мышление, креативность. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течении определённого времени. Так как дети находят в ЗБР
( зона ближайшего развития) то можно быть для них фасилитатором, помогающим ученику в процессе его развития, а также в этой роли могут выступать родители учащихся. В работе над проектами я стараюсь как можно чаще привлекать родителей учеников. В этих целях провожу всеобучи, родительские собрания, родительские университеты , где уделяю особое внимание этапам работы над проектом.
В работе над проектом так важно ничего не упустить: актуальность проекта, его цели, задачи, проблема, гипотеза, предполагаемый результат, этапы работы над проектом, теоретическая и практическая части, заключения и выводы, подведение итогов работы над проектом. По окончанию над проектом учащиеся выпускают памятки или буклеты, которые потом распространяют среди своих одноклассников.