| Емельянова Лайла Алимовна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 6, г. Георгиевска |
Метапредметное занятие
Примером метапредметного учебного занятия может служить изучение причин войны 1812 г. с позиции сопоставления личности Александра I и Наполеона. Метапредметная тема – «Позиция и роль». При этом по мере выявления параметров сопоставления определяются схематические пути изображения. Т.е. таблица с параметрами сравнения составляется самими учениками, ими же и заполняется. Параметрами могут выступать биографические данные, повлиявшие на формирование исторической личности (н-р: Александр – законный наследник, получивший блестящее образование, воспитан на гуманистических идеях бабушки – Екатерины, Наполеон полная ему противоположность. Даже на французском языке Александр говорил лучше императора Франции, который с точки зрения Александра узурпатор низкого происхождения. Наполеон сделал себя сам. Один освободитель Европы, другой захватчик и т.д.).
И
Емельянова Л.А. МБОУ СОШ № 6, г. Георгиевска, Ставропольского края
так, можно выявить такие параметры, как: происхождение, образование, политические взгляды, положение в Европе и т.д. и выйти на противоречия, приведшие к войне. При этом, учащиеся выбирают параметры абсолютно самостоятельно. Наша задача лишь вывести путь их познания в нужную точку, соответствующую изучаемой теме. Итогом урока, кроме определения причин должно стать заключение о роли личности в истории, в частности Александра и Наполеона. «И Наполеон, и Александр выдающиеся личности. Путь к высотам не всегда зависит от происхождения, пути получения знаний и т.д.. Он зависит от поступков, моральных принципов, целей личности, его поступков. И именно это является определяющим в той роли, которую играет он в истории. Так, ваши поступки, которые вы совершаете сегодня повлияют на вашу жизнь завтра, и определят вашу роль в истории».
Отдельно хочу сказать о применении интегративной технологии в преподавании. Среди современных педагогических технологий это одна из самых продуктивных.
Интегративная технология держится на трех китах: взаимодействие, деятельность, результативность
Сегодня речь идет и об интегративных процессах в образовании вообще (макроуровень), и об интеграции в естественнонаучной и гуманитарной областях в частности (микроуровни). В любом случае интегративная технология ставит перед собой стратегическую цель устранить противоречия между быстро растущим информационным потоком и возможностью его бесконфликтного и адекватного усвоения человеческим сознанием.
Возникновение интеграции - результат высокого уровня реализации межпредметных связей, предполагающих не просто контакты, коммуникацию предметов, чаще всего в какой-либо одной области знаний, а установление связи глубинной, или что, то же – метапредметной, поскольку она основывается на общих для нескольких предметов научных идеях, концепциях, дающих целостное представление о человеке, мире, культуре.
К нему относятся следующие типы интеграции: понятийный (источником интеграции являются общие для нескольких предметов понятия); предметно-образный (формирование целостных представлений о предметах, явлениях, человеке, мире); проблемный (разные предметы связываются общими проблемами); методический тип (интеграция осуществляется посредством общих методов, приемов и подходов к процессу обучения); деятельностный (интеграция происходит при помощи общих видов, способов деятельности); методологический (объединение разных фактов, явлений, теорий, концепций единым образом и картиной мира).
При интеграции гуманитарных предметов такими ведущими, сквозными идеями и концепциями являются философские, религиозные, социально-политические, нравственно-эстетические, связанные с жизненными ценностями, идеалами, смыслом жизни, представлениями о мире и смысле человеческого существования как в синхронном, так и в диахронном времени.
В то же время интегрированные уроки, где и осуществляются межпредметные связи и применяются метапредметные умения, возможны только при условии существенного развития эрудиции самого учителя, когда он знает содержание программ не только по своему, но и по всем предметам не менее чем на уровне общего среднего образования.
3