СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Организация работы с одаренными детьми"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема детской одарённости давно волнует многих учёных, педагогов, психологов.  Что же такое одаренность? Под этим термином понимается высокий уровень развития способностей, значительно отличающийся от среднего. Термин «одаренность» чаще всего несет в себе оттенок исключительности и предполагает выделение особой группы детей, качественно отличающихся от своих сверстников.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Организация работы с одаренными детьми"»

Организация работы с одаренными детьми

…Врожденные дарования подобны диким растениям

и нуждаются в выращивании с помощью учебных занятий.

Ф. Бэкон

Проблема детской одарённости давно волнует многих учёных, педагогов, психологов.  Что же такое одаренность? Под этим термином понимается высокий уровень развития способностей, значительно отличающийся от среднего. Термин «одаренность» чаще всего несет в себе оттенок исключительности и предполагает выделение особой группы детей, качественно отличающихся от своих сверстников.

Одаренный ребенок обычно выделяется яркими достижениями в том или ином виде деятельности: художественной, технической, коммуникативной, спортивной. Большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это результат сложного взаимодействия наследственности и социальной среды.

Обучение и воспитание одаренных детей – очень важная педагогическая задача.

К характерным признакам детской одарённости относятся:

- быстрое освоение различных видов деятельности и высокая успешность её выполнения;

- изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

- выдвижение новых идей и способность реализовать их в практической деятельности;

- индивидуальный стиль деятельности;

- высокий уровень способности к самообучению;

- повышенная познавательная потребность;

- высокая требовательность к результатам своего труда;

- неприятие стандартных, типичных заданий и готовых вариантов решения учебной задачи;

- поразительное упорство и трудолюбие;

- особый тип организации знаний (способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей).

Выделяют три категории одаренных в умственном отношении детей:

 - дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;

- дети с признаками специальной умственной одаренности (профильная одаренность);

- дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие.

Сохранение и развитие одарённости детей — важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка.

Каковы особенности работы с одаренными детьми в школе?

Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.

На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться. Работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную. Внеурочная деятельность занимает намного больше времени. В работе с одаренными детьми целесообразно выделить следующие принципы педагогической деятельности:

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества;

принцип научности;

принцип гуманизма, демократизма.

Все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов. В работе с одаренными детьми наиболее эффективными из современных педагогических технологий являются технологии продуктивного обучения и компетентностного подхода. Эти технологии позволяют использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные виды деятельности. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

Метод проектов относится к технологиям компетентностно-ориентированного обучения. Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе. Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант.

Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной, включающей в себя элементы творческого подхода работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни. Кроме того, вводя талантливого ребенка в предмет исследования, приобщая его к науке, необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и проблемам, а также придумывание ребенком своим, качественно новых идей.
Выдающийся советский педагог – новатор, Василий Александрович Сухомлинский писал: «Одарены, талантливы все без исключения дети. В каждом ребенке дремлют задатки каких – то способностей. Эти задатки как порох: чтобы их зажечь, необходима искра». Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, стремления к интеллектуальному самосовершенствованию, заниматься самообразованием и саморазвитием. Учитель должен быть увлечен своим делом, быть способным к научной и творческой деятельности. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».  

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Выявление одаренности зависит от множества факторов, поэтому необходимо использовать все возможные источники информации о ребенке. Только после сопоставления информации, полученной из различных источников, можно делать какие-либо выводы. В стандартных жизненных ситуациях в качестве источников можно использовать рассказы, замечания и суждения преподавателей, родителей, сверстников и друзей, а также результаты различных тестов.

Очень часто встречается нестабильность интересов, что приводит к ситуации, когда ребенок не знает, кем хочет стать в будущем. Обычно одаренные дети проявляют повышенную требовательность к себе и другим, нетерпимость к нарушителям собственных канонов. Такие особенности поведения и сознания позволяют одаренному ребенку отказаться от кумиров и авторитетов, что, с одной стороны, затрудняет процесс обучения, с другой - помогает сформировать свой собственный стиль. На ранних стадиях работы с одаренными детьми можно наблюдать и другую неприятную особенность - поверхностность знаний. Это объясняется множественностью интересов ребенка, его желанием заниматься всем, к чему возникает интерес.

Следует сказать и о том, что одаренные дети доставляют неудобства не только другим, но, зачастую, и себе самим. Наиболее ярко это проявляется в общении, то есть возникают проблемы межличностной коммуникации одаренных детей. Беря на себя роль организатора, руководителя в раннем возрасте, они, тем самым, вызывают недовольство со стороны остальных участников общения или игры.

Вышеперечисленные факты приводят к выводу о том, что одной из важнейших задач педагога при работе с одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций.

Работа по созданию условий для работы с одаренными детьми мною была начата с 2007 года. Был создан экологический отряд «Исток», который продолжает работу в летний период, и школьное научное общество «Архимед», руководителем которых я являюсь. Работает кружок «Экология и мы». Мне бы хотелось проанализировать результаты проделанной работы за десять лет.

С 5 класса ребята включаются в научно - исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, муниципальные, региональные, всероссийские конференции, конкурсы, олимпиады и публикацией тезисов или докладов. В 7 классе добавляется пропедевтический курс по химии, где на уроках и дома ребята выполняют мини-исследования по предложенным темам. В 8 классе продолжаем заниматься исследовательской деятельностью на уроках экологии.

Формы работы с одаренными детьми: 

- творческие мастерские;

- факультативы;

- кружки по интересам;

- работа в школьном научном обществе «Архимед»;

- занятия исследовательской деятельностью;

- конкурсы;

- интеллектуальный марафон;

- научно-практические конференции «Молодежь изучает окружающий мир»;

- участие в олимпиадах по экологии, химии, биологии;

- работа по индивидуальным планам;

- сотрудничество с вузами (ИГХТУ, ИвГМА);

- сотрудничество с ЦДЮТ;

- сотрудничество с  ГБУДО «Ивановский областной центр развития дополнительного образования детей».

С целью повышения образовательного уровня учащихся, профессиональной ориентации установлено тесное взаимодействие школы и ИГХТУ, начиная с 2010 года. Ежегодно мы принимаем участие в работе кружка «Химия и жизнь» на кафедре аналитической химии, где знакомятся с качественным и количественным анализом. В 2015 году занимались в «Химической школе старшеклассников». В августе 2015 года три ученика продолжили заниматься в «Летней школе химиков» на базе ИГХТУ. Неоспорим тот факт, что глубина теоретических обоснований, научность, практическая значимость исследований, выполненных школьниками, существенно возрастают, если в качестве консультантов и экспертов выступают специалисты, занимающиеся научной деятельностью в той или иной области. Под руководством преподавателей и студентов ИГХТУ было написано две научные работы: «Закрепление BODIPY на поверхности нетканного полипропилена» и «Крашение текстильных материалов флуоресцентными красителями». Первая работа получила диплом за оригинальность идеи.

Кроме этого, хотелось бы отметить тесное сотрудничество с ГБУДО «Ивановским областным центром развития дополнительного образования детей», начиная с 2013 года. В июле ребята принимают участие в научной экспедиции в Клязьминский заказник. Работа «Сравнение фауны божьих коровок Приволжского и Южского районов Ивановской области» заняла первое место на Российской научной конференции школьников «Открытие» в г. Ярославле в 2016 году на секции «Зоологии», в 2017 году – диплом победителя на XXIV Всероссийские юношеские Чтения имени В. И. Вернадского в Москве (секция «Зоология беспозвоночных»).


Результаты работы с одаренными детьми:

  1. Выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности.

  2. Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.

  3. Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям.

  4. Повышение качественных показателей успеваемости учащихся.

  5. Выбор и сдача ОГЭ и ЕГЭ по химии, биологии.

  6. Увеличение числа призовых мест на олимпиадах и конкурсах различного уровня.


Неоднократные победители и призеры предметных олимпиад и конкурсных мероприятий

за последние три года


Ф. И. уч-ся

Мероприятие

Награда


Региональный уровень

Орлова Дарья

Областная научно-исследовательская конференция «Молодёжь изучает окружающий мир»

2015 год – Диплом за I место

2017 год – Диплом за III место

Областной конкурс юношеских чтений имени Д. Г. Бурылина

2016 год – Диплом лауреата

2017 год – Диплом победителя

Олимпиада по экологии


2016 год – Диплом победителя

Олимпиада по биологии Ивановской государственной медицинской академии

2017 год – Диплом победителя

Тевризова Анастасия

Областная научно-исследовательская конференция «Молодёжь изучает окружающий мир»

2015 год – Диплом за II место

2016 год - Диплом за II место

2017 год - Диплом за III место

Конкурс юных химиков (ИГХТУ)

2015 год – Диплом за оригинальность идеи и представление материала

2016 год – Диплом II степени

Межрегиональная олимпиада школьников «Фундаментальные науки – развитию регионов»

2016 год – Диплом I степени

2017 год – Диплом I степени


Областные краеведческие чтения обучающихся Ивановской области

2016 год – Диплом победителя

2017 год – Диплом дипломанта

Олимпиада по экологии

2017 год – Диплом лауреата

Апёнкина Мария

Областная научно-исследовательская конференция «Молодёжь изучает окружающий мир»

2015 год – Диплом за III место

2016 год - Диплом за II место


Областной конкурс юношеских чтений имени Д. Г. Бурылина

2016 год – Диплом победителя

2017 год – Диплом лауреата

Экологический отряд «Исток»

Областной конкурс на лучший проект природоохранной работы в Дни защиты от экологической опасности в номинации «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей»

2014 год – Диплом за I место

2015 год – Диплом за II место

2016 год - Диплом за I место

Всероссийский уровень

Тевризова Анастасия

Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество» секция «Экология»

Диплом дипломанта

XIX Российская научная конференция школьников «Открытие» в г. Ярославле

Диплом I степени (победителя)

XXIV Всероссийские юношеские Чтения имени В. И. Вернадского

Диплом победителя

Орлова Дарья

XIX Российская научная конференция школьников «Открытие» в г. Ярославле

Диплом I степени (победителя),

Диплом за победу в номинации «Потенциал будущего»

XXIV Всероссийские юношеские Чтения имени В. И. Вернадского

Диплом лауреата




Список литературы:
1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. - Казань, 2007.
2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
3. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.
4. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2003 года/ Научный редактор Л.П. Дуганова

5. Сухомлинский В. А. Советы взрослым и юношеству http://www.andamento.ru/suhomlinskiy.html



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!