СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Развитие классного самоуправления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хотелось поделиться с коллегами, как можно уже в 5 классе развивать самоуправление.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие классного самоуправления"»

Развитие классного самоуправления

Развитие классного самоуправления – дело сложное, требующее работы в течение долгого времени; но предоставлять учащимся власть, конечно, нужно. Самоуправление дает возможность подросткам осознать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, научиться преодолевать трудности, почувствовать ответственность перед товарищами по общему делу.


Цели ученического самоуправления можно сформулировать следующим образом:

В учебной работе: организация коллективной познавательной деятельности учащихся, взаимопомощь в учёбе.

В воспитательной работе: развитие лидерских качеств, воспитание самостоятельности, коллективизма, ответственности.

В трудовой деятельности - самообслуживание.

В досуговой деятельности: подготовка и проведение культурно-массовых мероприятий.

Самоуправление – результат огромной совместной работы взрослых и детей. Чтобы самоуправление состоялось, надо обеспечить самостоятельность суждений и поступков ребят, пробудить в них желание самим взяться за дело, за преобразование своей жизни. Это поможет подвести их к самоуправлению. Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.

Деятельность, по мнению, А.С.Макаренко, рождает самоуправление, а не наоборот.

Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. Великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал: « Нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но, прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями».

Мне помогают создать этот стиль коллективное планирование, наличие у каждого ученика поручения, коллективный анализ и оценка всех проведённых мероприятий, самоотчёты учащихся о выполнении поручений.


Учащимся раздаются листочки бумаги, на которых нужно написать ответы на следующие вопросы:

– в каких мероприятиях класса мне хотелось бы участвовать;

– в каких мероприятиях класса я мог бы оказать существенную помощь

– какие мероприятия надо провести в классе обязательно.

Так составляется раздел «Досуг» плана воспитательной работы класса.

Выработался определенный стиль отношений с детьми и родителями:

Не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.


Подведем итог: в классе высокий уровень самоуправления при участии в каких-либо мероприятиях, но средний уровень организации. Высокий уровень организованности и активности и недостаточный уровень ответственности за общешкольные дела.

Уровень развития самоуправления в ученическом коллективе


Аспект самоуправления

Коэффициент


Включенность учащихся в самоуправленческую деятельность

0, 3

0,8

Организованность классного коллектива

0, 4

0,6

Ответственность членов коллектива за его дела

0, 8

0,8

Включенность класса в дела общешкольного коллектива

0, 6

0,6

Ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива

0, 7

0,7



Поэтому для себя, как для классного руководителя, я определила следующие основные принципы самоуправления в ученическом коллективе *Учитель должен уметь что-то такое, что весьма значимо для учащихся.

*Если он не умеет делать что-то, что значимо для детей, он должен увлечь их тем, что он умеет делать.

*Слово учителя только тогда что- нибудь значит, когда дети, как минимум, без ума от учителя.

*Поскольку дети знают только три профессии: профессия родителей, врач и педагог, то и значит, что слова этих людей достаточно важны для них.

*Педагог должен уметь поставить ребенка в ситуацию, из которой ребенок должен искать выход сам.

*Если педагог хвастается, что он придумал, он сделал, он организовал, то это, не есть достаточно хорошо. Важно, чтобы дети говорили – это мы придумали, это мы создали, это мы сделали, это мы организовали, и еще важно, чтобы они говорили так: А наша классная – она «классная», она нас всегда поддержит, поможет, не продаст…

*Педагог должен составить карту лидерских качеств, успехов и умений каждого ребенка и умело вводить их в деятельность…

* Нужно уметь улавливать характер связей, отношений, взглядов, желаний разных детей, уметь уловить их групповые интересы.

*Идти на поводу у детей также бесполезно, как и насильно навязывать им собственные представления, ценности, рецепты.

* Нужно уметь создавать созидательно – творческую обстановку, уметь организовать игровую мыследеятельность учащихся, в ходе которой детское фонтазирование и собственные мысли могли бы пересечься.

*Только веселая созидательная бодрость воспринимается детьми как нектар необходимый для успешно-интересной жизни.

* Многое забывается, многое надоедает, поэтому нужно уметь стимулировать и мотивировать всякую детскую деятельность и находить для этого разнообразные увлекательные шаги повороты.

*Учитель должен уметь организовать детское общение в связи с деятельностью, обычное, бытовое общение, высокое творческое общение.

* Трудное и светлое вспоминается с теплотой и благодарностью, не вспоминается обычное и безликое.

*Отдыхать и бездельничать для многих легче, нежели трудиться и все можно поменять, ели педагогу удалось тихонечко, через ритуалы, традиции, песни, общение душ, ненавязчивые советы, умение почувствовать, уловить ветер нового, ветер перемен и подвести учеников к коллективно признаваемым ценностям совместного бытия, деятельности, успеха.

* Для каждого человека важно, чтобы его статус постоянно менялся, возвышая его, и в то же время хочется многое познать, увидеть, научиться тому, что весьма значимо в данной группе, в данном времени и городе. Педагог должен создать условия для статусного роста каждого ученика.

* Заслуженный комплимент от любимого учителя, грамота, диплом, медаль от школы, прославление поступка в газете, присвоение звания и избрание на должность, получение удостоверения и награды за любой успех, фотография на сайте, стих или статья посвященные ученику – вот именно этим должен грешить классный руководитель применительно к детям и их родителям.


Рейтинг учащихся класса ( подведение итогов классного конкурса «Ученик года»)

Акция «Помоги пойти учится»


Поход

Акция «Забота»

Хеллуин

Олимпиады, Н-П конф.

Мисс Осень

Акция «День Матери»

Выставки, газеты, поделки

Спорт

Мастерская Деда Мороза

Кл.ч «Берегите матерей»

Новогодний праздник

Смотр строя и песни

Боевой листок

Неделя добра

Районный конкурс по ПДД

В поход за этикетом

Интел. марафон

Штрафные баллы

К

1


40

Ж

2


30

З

3


20

С

У


10

Кол-во баллов

место





















4



6

220

6





















1

1


3

100

15




















1

1


2 (-)

90*

17





















2



7

150

10





















3



4

160

9





















2



4

120

13






















2



8

160

9





















2



7

150

10




















4

1


3

220

6





















1



4

80

16





















3



6

180

8





















2



7

150

10






















5



7

270

4





















2



4

120

13





















1



3 (-)

70*

18




















2



3

110

14





















2

2


7

210

7





















2

1

1

8

210

7






















5



8

280

3





















5

1


4

270

4





















3



3 (-)

150*

11




















2



3

110

14





















3

1


8

230

5























6

1


8

350

1






















5



3

230

5





















1

1

1

5

140

12























6



7

310

2





















1



10

140

12

По итогам конкурса вручается памятный приз.

Рейтинг родителей класса

Посещение родительских собраний

Классные часы

(1 сентября, 23 февраля,

8 марта)

Поход

Хеллуин

Мисс Осень

День Матери

Новогодний праздник

Смотр строя и песни

Учебники

Материальная помощь

Концерт «День семьи»

Окончание учебного года

4







+


+

+

+

3





+




+


+

4


+



+


+


+


+

3









+


+

3

+




+

+



+


+

4






++



+


+

4









+


++

4

+

+



+

+



+



3

+


1 м




+


+


+

4

+

+



+

+



+



2









+



4

+








+



4

++

+





+


++

+

++

3

+








+



4





+




+


+

3





+




+


+

3

+




+

++

+


+


+

4









+


+

3




1 м

+




+

+


1









+


+

4

++

+




++

+

+

+


++

3

+








+



4





+




+


+

4









+



3






1 м



+


+

4






+



+


+

4









+

+


4

+

+



+

+

+


+

+

+