Развитие классного самоуправления
Развитие классного самоуправления – дело сложное, требующее работы в течение долгого времени; но предоставлять учащимся власть, конечно, нужно. Самоуправление дает возможность подросткам осознать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, научиться преодолевать трудности, почувствовать ответственность перед товарищами по общему делу.
Цели ученического самоуправления можно сформулировать следующим образом:
В учебной работе: организация коллективной познавательной деятельности учащихся, взаимопомощь в учёбе.
В воспитательной работе: развитие лидерских качеств, воспитание самостоятельности, коллективизма, ответственности.
В трудовой деятельности - самообслуживание.
В досуговой деятельности: подготовка и проведение культурно-массовых мероприятий.
Самоуправление – результат огромной совместной работы взрослых и детей. Чтобы самоуправление состоялось, надо обеспечить самостоятельность суждений и поступков ребят, пробудить в них желание самим взяться за дело, за преобразование своей жизни. Это поможет подвести их к самоуправлению. Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.
Деятельность, по мнению, А.С.Макаренко, рождает самоуправление, а не наоборот.
Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. Великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал: « Нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но, прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями».
Мне помогают создать этот стиль коллективное планирование, наличие у каждого ученика поручения, коллективный анализ и оценка всех проведённых мероприятий, самоотчёты учащихся о выполнении поручений.
Учащимся раздаются листочки бумаги, на которых нужно написать ответы на следующие вопросы:
– в каких мероприятиях класса мне хотелось бы участвовать;
– в каких мероприятиях класса я мог бы оказать существенную помощь
– какие мероприятия надо провести в классе обязательно.
Так составляется раздел «Досуг» плана воспитательной работы класса.
Выработался определенный стиль отношений с детьми и родителями:
Не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Подведем итог: в классе высокий уровень самоуправления при участии в каких-либо мероприятиях, но средний уровень организации. Высокий уровень организованности и активности и недостаточный уровень ответственности за общешкольные дела.
Уровень развития самоуправления в ученическом коллективе
Аспект самоуправления | Коэффициент |
Включенность учащихся в самоуправленческую деятельность | 0, 3 | 0,8 |
Организованность классного коллектива | 0, 4 | 0,6 |
Ответственность членов коллектива за его дела | 0, 8 | 0,8 |
Включенность класса в дела общешкольного коллектива | 0, 6 | 0,6 |
Ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива | 0, 7 | 0,7 |
Поэтому для себя, как для классного руководителя, я определила следующие основные принципы самоуправления в ученическом коллективе *Учитель должен уметь что-то такое, что весьма значимо для учащихся.
*Если он не умеет делать что-то, что значимо для детей, он должен увлечь их тем, что он умеет делать.
*Слово учителя только тогда что- нибудь значит, когда дети, как минимум, без ума от учителя.
*Поскольку дети знают только три профессии: профессия родителей, врач и педагог, то и значит, что слова этих людей достаточно важны для них.
*Педагог должен уметь поставить ребенка в ситуацию, из которой ребенок должен искать выход сам.
*Если педагог хвастается, что он придумал, он сделал, он организовал, то это, не есть достаточно хорошо. Важно, чтобы дети говорили – это мы придумали, это мы создали, это мы сделали, это мы организовали, и еще важно, чтобы они говорили так: А наша классная – она «классная», она нас всегда поддержит, поможет, не продаст…
*Педагог должен составить карту лидерских качеств, успехов и умений каждого ребенка и умело вводить их в деятельность…
* Нужно уметь улавливать характер связей, отношений, взглядов, желаний разных детей, уметь уловить их групповые интересы.
*Идти на поводу у детей также бесполезно, как и насильно навязывать им собственные представления, ценности, рецепты.
* Нужно уметь создавать созидательно – творческую обстановку, уметь организовать игровую мыследеятельность учащихся, в ходе которой детское фонтазирование и собственные мысли могли бы пересечься.
*Только веселая созидательная бодрость воспринимается детьми как нектар необходимый для успешно-интересной жизни.
* Многое забывается, многое надоедает, поэтому нужно уметь стимулировать и мотивировать всякую детскую деятельность и находить для этого разнообразные увлекательные шаги повороты.
*Учитель должен уметь организовать детское общение в связи с деятельностью, обычное, бытовое общение, высокое творческое общение.
* Трудное и светлое вспоминается с теплотой и благодарностью, не вспоминается обычное и безликое.
*Отдыхать и бездельничать для многих легче, нежели трудиться и все можно поменять, ели педагогу удалось тихонечко, через ритуалы, традиции, песни, общение душ, ненавязчивые советы, умение почувствовать, уловить ветер нового, ветер перемен и подвести учеников к коллективно признаваемым ценностям совместного бытия, деятельности, успеха.
* Для каждого человека важно, чтобы его статус постоянно менялся, возвышая его, и в то же время хочется многое познать, увидеть, научиться тому, что весьма значимо в данной группе, в данном времени и городе. Педагог должен создать условия для статусного роста каждого ученика.
* Заслуженный комплимент от любимого учителя, грамота, диплом, медаль от школы, прославление поступка в газете, присвоение звания и избрание на должность, получение удостоверения и награды за любой успех, фотография на сайте, стих или статья посвященные ученику – вот именно этим должен грешить классный руководитель применительно к детям и их родителям.
Рейтинг учащихся класса ( подведение итогов классного конкурса «Ученик года»)
Акция «Помоги пойти учится» | Поход | Акция «Забота» | Хеллуин | Олимпиады, Н-П конф. | Мисс Осень | Акция «День Матери» | Выставки, газеты, поделки | Спорт | Мастерская Деда Мороза | Кл.ч «Берегите матерей» | Новогодний праздник | Смотр строя и песни | Боевой листок | Неделя добра | Районный конкурс по ПДД | В поход за этикетом | Интел. марафон | Штрафные баллы | К 1 40 | Ж 2 30 | З 3 20 | С У 10 | Кол-во баллов | место |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 4 | | | 6 | 220 | 6 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 1 | 1 | | 3 | 100 | 15 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | 1 | 1 | | 2 (-) | 90* | 17 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 2 | | | 7 | 150 | 10 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 3 | | | 4 | 160 | 9 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 2 | | | 4 | 120 | 13 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 2 | | | 8 | 160 | 9 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 2 | | | 7 | 150 | 10 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | 4 | 1 | | 3 | 220 | 6 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 1 | | | 4 | 80 | 16 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 3 | | | 6 | 180 | 8 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 2 | | | 7 | 150 | 10 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 5 | | | 7 | 270 | 4 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 2 | | | 4 | 120 | 13 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 1 | | | 3 (-) | 70* | 18 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | 2 | | | 3 | 110 | 14 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 2 | 2 | | 7 | 210 | 7 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 2 | 1 | 1 | 8 | 210 | 7 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 5 | | | 8 | 280 | 3 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 5 | 1 | | 4 | 270 | 4 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 3 | | | 3 (-) | 150* | 11 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | 2 | | | 3 | 110 | 14 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 3 | 1 | | 8 | 230 | 5 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 6 | 1 | | 8 | 350 | 1 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 5 | | | 3 | 230 | 5 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 1 | 1 | 1 | 5 | 140 | 12 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 6 | | | 7 | 310 | 2 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 1 | | | 10 | 140 | 12 |
По итогам конкурса вручается памятный приз.
Рейтинг родителей класса
Посещение родительских собраний | Классные часы (1 сентября, 23 февраля, 8 марта) | Поход | Хеллуин | Мисс Осень | День Матери | Новогодний праздник | Смотр строя и песни | Учебники | Материальная помощь | Концерт «День семьи» | Окончание учебного года |
4 | | | | | | | + | | + | + | + |
3 | | | | | + | | | | + | | + |
4 | | + | | | + | | + | | + | | + |
3 | | | | | | | | | + | | + |
3 | + | | | | + | + | | | + | | + |
4 | | | | | | ++ | | | + | | + |
4 | | | | | | | | | + | | ++ |
4 | + | + | | | + | + | | | + | | |
3 | + | | 1 м | | | | + | | + | | + |
4 | + | + | | | + | + | | | + | | |
2 | | | | | | | | | + | | |
4 | + | | | | | | | | + | | |
4 | ++ | + | | | | | + | | ++ | + | ++ |
3 | + | | | | | | | | + | | |
4 | | | | | + | | | | + | | + |
3 | | | | | + | | | | + | | + |
3 | + | | | | + | ++ | + | | + | | + |
4 | | | | | | | | | + | | + |
3 | | | | 1 м | + | | | | + | + | |
1 | | | | | | | | | + | | + |
4 | ++ | + | | | | ++ | + | + | + | | ++ |
3 | + | | | | | | | | + | | |
4 | | | | | + | | | | + | | + |
4 | | | | | | | | | + | | |
3 | | | | | | 1 м | | | + | | + |
4 | | | | | | + | | | + | | + |
4 | | | | | | | | | + | + | |
4 | + | + | | | + | + | + | | + | + | + |