Самоанализ профессиональной деятельности
«Педагог должен увидеть ребенка таким,
какой он есть «внутри себя»,
каким знает себя «только он сам».
Е.Ю.Сазонов
Современная школа многого требует от учителя – и глубокой научной подготовки, и высокого мастерства, и безусловной педагогической грамотности и компетентности.
Моё педагогическое кредо – создание благоприятных условий для воспитания компетентного выпускника, который справится со многими возникшими проблемами путём раскрытия его индивидуальных возможностей, через личностно – ориентированный подход.
Основными целями обучения биологии выделила для себя следующие: обеспечение прочного и сознательного освоения учащимися системы знаний и умений по биологии и формирование навыков самостоятельной работы (в том числе исследовательской деятельности).
На своих уроках я формирую следующие ключевые компетенции учеников:
учебно-познавательные компетенции: приучаю планировать, анализировать, делать самооценку, самостоятельно добывать знания;
информационные компетенции: учу самостоятельно готовить сообщения, проекты с использованием различных источников информации, поиск и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача;
коммуникативные компетенции: воспитываю умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, работать в группе, коллективе, отстаивать, цивилизованными способами свою точку зрения, слушать и слышать других.
Наряду с решением основной задачи моя система работы предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их способностей, ориентацию на профессии, подготовку к дальнейшему обучению.
Достижение поставленной цели вижу в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения современных образовательных технологий. В своей работе я выделила несколько основных методов, приемов и технологий:
1 - Метод проектов. По своей дидактической сущности нацелен на формирование способности адаптироваться в изменяющихся условиях,
ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
При подготовки проектов учащиеся работают поэтапно: 1 этап – постановка цели, 2 этап - планирование,3 этап - принятие решения, 4 этап - выполнение,5 этап - оценка результатов, 6 этап - защита результатов работы
2 – Метод работа с текстом. Ученик должен понимать тексты, размышлять над их содержанием, оценивать их смысл и значение и излагать свои мысли о прочитанном.
3 - Игровые технологии (загадки, ребусы, кроссворды, ролевые игры) – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
4 – Прием кластер, выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление. Эти методы формируют умение сворачивать и разворачивать полученные знания в зависимости от жизненной ситуации.
5 – Информационно-коммуникационные технологии. Они развивают мышление, творческие способности ребенка, формируют активную жизненную позицию в современном обществе.
6 – Интегрированное обучение. В результате проведения интегрированных уроков происходит развитие эмоциональной сферы детей, активизация мыслительной деятельности.
7 - Проблемное обучение. Проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать такие качества личности как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, гибкость ума, мобильность, информационная и коммуникативная культура.
А также, использую элементы здоровьесберегающих технологий (поддержание атмосферы спокойного, искреннего общения на уроке, деловой контакт, смена видов деятельности и др.). Стимулирую и мотивирую учебную деятельность учащихся через убеждение, поощрение, дискуссии, занимательность, создание ситуации новизны, успеха. Формирую эмоционально ценностное отношение к природе.
Готовясь к урокам, стараюсь подобрать интересные высказывания учёных, писателей, мыслителей древности, стихи и загадки, цифры и факты, художественное описание природы, чтобы подчеркнуть значимость изучаемого вопроса.
Разработала интерактивные тесты для текущего контроля знаний по темам: «Дыхание» - 8 класс, «Семейство Крестоцветные и семейство Розоцветные» - 6 класс. Провожу самостоятельные работы, лабораторные работы, зачёты и
другие формы контроля. При опросе слабоуспевающих учащихся использую задания уровня А, где необходимо знать конкретные вопросы. Практикую взаимопроверки, самооценку. На доске открываю правильные ответы и критерии оценки. Ученик сам видит свои ошибки.
На уроках биологии направляю своё общение с учениками на активизацию познавательных возможностей, используя дифференцированные формы обучения, стремлюсь создать благоприятные условия для раскрытия индивидуальных возможностей каждого ученика.
Для формирования творческих способностей учащихся использую уроки творческого характера. На них широко использую методические приемы, активизирующие самостоятельную познавательную деятельность учащихся: викторины, деловые игры, побуждающие мыслительную активность, творческие работы – рисунки, рассказы, сочинения. Например,
– по окончании темы составить контрольную работу и выполнить её, а затем предложить её соседу по парте и проверить его работу;
– подготовить дома с друзьями сценку на темы «Овощные растение семейства Крестоцветные», «Пищеварение», «Дыхание» и другие, затем показать её на уроке;
– придумать и изготовить биологическую игру;
– составить кроссворд с биологическими терминами, ребус, интересную задачу;
– сделать книжки-малышки про всё, что узнали о Членистоногих.
Учащиеся с удовольствием выполняют данные задания и представляют их на суд одноклассников. Такие формы работы делают уроки интересными и разнообразными.
При изучении биологии роль информационных технологий повышается в связи с тем, что они выступают как эффективное дидактическое средство, с помощью которого можно формировать индивидуальную образовательную траекторию учащихся. Такая траектория возникает в результате выбора личностно значимого содержания обучения, его сложности, типа заданий, их качественного содержания, скорости изучения и т.д. В качестве основы предполагается построение учащимися различных компьютерных моделей, выполняющих различные развивающие функции. Мои ученик создают такие модели: презентации в PowerPoint по изученной теме, интерактивные сообщения, анимационные рисунки по темам и т.д. Информационные технологии на уроках биологии позволяют дать ученикам уникальную возможность самим в процессе независимо от преподавателя узнать новое понятие, подметить закономерность, выдвинуть собственную гипотезу. Применение информационных технологий позволяет делать уроки биологии не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует поднятию интереса к учению. Я вижу горящие глаза учеников, их готовность
к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. И это немаловажно.
Я постоянно работаю над повышением своего профессионализма: систематически просматриваю периодические издания по педагогике, психологии, своему предмету. Зарегистрирована на многих образовательных сайтах, имею свой учительский сайт, который регулярно пополняю своими педагогическими разработками. Периодически просматриваю новые документы на сайтах Министерства образования РК. В 2014 году прошла курсы повышения квалификации по теме «Развитие функциональной естественнонаучной грамотности в рамках проведения международного исследования PISA».
Принимаю участие в школьных, районных семинар учителей естественно-математического цикла, провожу мастер-классы с педагогами нашей школы. В рамках школы даю открытые уроки и провожу внеклассные мероприятия.
За 2014-2015 и 2015-2016 учебные годы имею сертификат участника в Республиканской дистанционной олимпиаде по биологии для учителей с пометкой «Отличный результат», диплом 3 степени в Международном конкурсе учителей «Мой инновационный урок», благодарность за активное участие в работе проекта для учителей «Инфоурок», сертификат участника в мастер-классе по теме «Коммуникативные компетенции в образовательной деятельности» в ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, сертификат участника в районном семинаре-тренинге по теме «Использование интерактивных методов обучения для устранения пробелов в знаниях учащихся по биологии и химии», грамоты районного отдела образования, Диплом 1 степени в Республиканской олимпиаде по предмету «Биология», организованного обществом «Қазақстан ұстаздары», сертификат участника диалоговой образовательной площадки по обучению и обмену опытом педагогов области «Роль профессиональной компетентности педагога в повышении качества знаний учащихся».
Для достижения своей цели и поставленных задач мною выбрана тема самообразования: «Активизация познавательной деятельности учащихся через использование ИКТ», над которой я работаю в течение двух лет.
Познавательный интерес не присущ человеку от рождения. Он формируется и развивается только в деятельности. Интерес к познанию может выступать в различных модификациях: как мотив, как средство обучения, как качество личности. Но только в единстве этих аспектов, в их интеграции заключается успех его формирования и развития познавательного интереса.
Результатом своей работы считаю и тот факт, что мои выпускники связывают свое дальнейшее обучение с изучением биологии; за 2014-2015 и 2015-2016 учебные годы мои ученики имеют следующие результаты:
сертификат участника в Республиканской дистанционной олимпиаде для школьников по биологии с пометкой «Отличный результат», дипломы 1,2,3 степени в Международной дистанционной олимпиаде по биологии проекта
«Инфоурок», дипломы 1 и 3 степени в секции биология заочного этапа 16 турнира имени М.В. Ломоносова, Диплом 1 степени в Республиканской олимпиаде по предмету «Биология», организованного обществом «Қазақстан ұстаздары».
В дальнейшей своей профессиональной деятельности планирую продолжить работу над развитием творческого мышления у учащихся: полагая, что творческой деятельности можно и нужно учить. Для этого планирую уделить особое внимание исследовательской деятельности детей, расширять возможности использования метода проектной деятельности на уроке. Предполагаю, что в процессе проектного исследования над материалом, способствующем активизации познавательной деятельности и расширению общего кругозора, учащиеся будут самостоятельно «вырабатывать» определённые знания в результате поиска решений заданной проблемы. Считаю, что именно приёмы проблемного обучения позволяют повысить активность учащихся, расширить их навыки анализа, умения видеть за отдельными фактами явление или закон.