«Школа для всех»
| В ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» Введено новое понятие «инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». |
МАОУ «СОШ №4» г. Улан-Удэ была открыта в 1937 году. Школа расположена в 2-х этажном типовом здании, в исторической части центра Улан-Удэ. Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования: 1 ступень – начальное общее образование (срок 4 года), 2 ступень – основное общее образование (5 лет), 3 ступень – среднее (полное) общее образование (2 года).
В микрорайоне школы проживает много приезжих из сельских районов Республики Бурятия, стран СНГ, Монголии и КНР. В школе обучается 517 учащихся, из них 15 ребят имеют инвалидность.
В настоящее время педагогический коллектив работает по программе развития школы «Школа для всех», ориентированной на создание условий для адаптации, социализации, интеграции, воспитания и обучения личности, способной к саморазвитию и самореализации себя как части социума на основе учета ее индивидуальных, физических и социально-психологических особенностей и учебных возможностей.
В школе создаётся целостная система, обеспечивающая оптимальные условия для адаптации, социализации личности каждого участника образовательного процесса. Вовлечение в социальную жизнь детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием физического, соматического и нервно-психического здоровья. Создаётся единая психологически комфортная образовательная среда.
Используя традиционные для педагогического коллектива методы и приемы работы по повышению учебной мотивации учащихся, опираясь на опыт работы школы в направлении социального проектирования, в рамках использования технологий инклюзивного образования педагогическим коллективом школы отрабатываются следующие аспекты:
разработка и апробация новых форм многоуровневой подачи учебного материала и организации урока;
разработка индивидуальных учебных маршрутов и планов;
организация работы междисциплинарной команды специалистов;
создание системы воспитания толерантного самосознания у учащихся;
создание условий общей доступности образовательного учреждения.
Принципы инклюзивного образования:
1.Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2.Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8.Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Технология в инклюзивном классе:
Диагностика особенностей учащихся;
Фиксирование фундаментальных образовательных объектов (школьная программа);
Выстраивание личной образовательной траектории ученика с учетом его особенностей;
Реализация индивидуальных образовательных программ учащихся;
Демонстрация их образовательных продуктов;
Рефлексия и оценка деятельности.
Условия для приятной адаптации детей с ОВЗ:
Соответствие процесса обучения функциональным и психологическим особенностям детей;
Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых и детей;
Предоставление ребенку свободы выбора деятельности, партнера, средств и др.;
Ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его вчерашними достижениями);
Повышение познавательной и учебной мотивации;
Реализация продуктивной деятельности детей в зоне их ближайшего развития.
Правила для учителя: Предоставлять каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе.
Регулярная смена видов деятельности и форм работы на уроке позволяет всем детям без исключения снять напряжение, повысить внимание.
Почти всем детям необходимо проговаривать последовательность своих действий вслух.
Важно следовать за естественной потребностью ребенка в познавательной деятельности, а не навязывать ее.
Основное правило для учителя. Создание условий для адаптации ребенка к школе состоит в том, чтобы ребенок был успешен не сколько в обучении, сколько в сфере общения и взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса: учителями, детьми, родителями.
Пола Клут (PaulaKluth) — специалист по инклюзивному образованию
считает, что все ученики с инвалидностью – главные эксперты по собственному обучению. По ее глубокому убеждению, все ученики с инвалидностью имеют право на уважительное отношение и общение учителей и ровесников, равно как и все дети без инвалидности имеют право учиться у ровесников с особыми потребностями.
Чтобы увидеть результат совместной деятельности ребенка, учителя и родителей, используем метод динамического наблюдения, который включает в себя:
Оценку уровня развития ребенка при поступлении в ОУ;
Оценку степени адаптации (дезадаптации) к ОУ и коллективу сверстников;
Промежуточный контроль изменений в развитии ребенка(степень овладения программой; уровень развития жизненных навыков);
Оценку уровня развития ребенка при выпуске или переводе из ОУ;
Оценку семейной ситуации и уровня «включения» семьи в процесс инклюзивного образования ребенка.
Критерии оценки эффективности обучения включают в себя:
Наличие положительной динамики по обучающей программе;
Желание ребенка посещать занятия;
Желание родителей посещать занятия и их активное участие в реабилитационном процессе;
Наличие друзей у ребенка;
Успешная социализация в коллективе и в обществе;
Участие в программах дополнительного образования.
Основная проблема:
это разработка современных подходов к воспитанию толерантного самосознания у ребенка. Основной целью нашей работы является не формирование самосознания детей, как насаждение взглядов взрослых, а создание таких условий, при которых толерантность у ребенка проявляется как естественное качество их личности. А это возможно только в инклюзивной среде.
Деятельность школы:
является практическим воплощением признания того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.
Направления формирования толерантности в инклюзивной школе:
Формирование толерантности у детей;
Развитие толерантного самосознания у родителей и педагогов;
Распространение идей толерантности и практического опыта их формирования в условиях инклюзивной школы.
Принятие людей с ограниченными возможностями:
Занятие 1-3 «Лабиринт».
Занятие 4-6«Научи меня говорить».
Занятие 7-10 « Танцы руками».
Занятие 11«Танец дружбы
«Мы все так похожи» .
«Моя семья – мой островок любви»
По итогам проведения каждого цикла занятий проводились конкурсы детских рисунков и сказок на тему толерантности, где воплощались впечатления детей от приобретенных знаний. Так же издавались календари с детскими рисунками и небольшие брошюры со сказками «Книжки-малышки».
Инклюзивное образование в условиях нашего образовательного учреждения мы рассматриваем шире, нежели работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В сложившемся социуме под понятие инклюзивный ребенок подпадают дети мигрантов, дети «группы риска», одарённые дети.
Работа по внедрению инклюзивных подходов, которая проводится с декабря 2007 года совместно с РОФ "Общество без барьеров" , при поддержке региональной общественной организации инвалидов (РООИ) «Перспектива» (г. Москва), детского фонда «АОН Юнисеф», включала неоднократные обучающие семинары с приглашением специалистов из Москвы: кандидата педагогических наук, доцента кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики академии повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования О. В. Кардашиной, координаторов образовательных и тренинговых программ РООИ «Перспектива» С. А. Прушинского, М. Перфильевой, зам директора по научной работе ГОУ СОШ «Школа здоровья»№1321 «Ковчег» Н. Борисовой. В октябре 2008 года прошёл 2-х дневный семинар с участием профессора Йоркского университета, автором книги "Включающее образование: как добиться успеха?" Гэри Банча. Учителя школы принимают активное участие в видеоконференциях со специалистами инклюзивного образования России, Австрии, Канады, Норвегии. 3 года наша школа участвовала в проекте «Создание движения «За инклюзивное образование в России». В сентябре 2012 года у нас побывал эксперт Евросоюза по грантовым программам Пол Хинклиф, и дал положительную оценку эффективности реализации проекта. В ноябре того же года школу посетила Советник Президента США Барака Обамы – профессор Кэрролл Квирк и провела семинары, индивидуальные консультации для учителей и родителей.
В школе создана минимальная безбарьерная среда: пандус, поручни в коридоре, специальная туалетная кабинка, ресурсная комната, произведена замена дверей, учебной мебели, приобретены ноутбуки, новый компьютерный класс, 2 интерактивные доски, интерактивный комплекс с системой контроля знаний.
Социальными партнёрами школы стали такие организации, как РОФ "Общество без барьеров" , региональная общественная организация инвалидов (РООИ) «Перспектива» (г. Москва), ГОУ СОШ «Школа здоровья»№1321 «Ковчег» (г. Москва), СОШ №13, №20, ДОУ «Колобок» «Алёнушка», «Ладушки» ( г. Улан-Удэ). Учителя нашей школы делятся опытом с коллегами. За 3 года в рамках проекта «Создание движения «За инклюзивное образование в России» проведены семинары в Хоринске, Турунтаево, Кабанске, Кяхте.
Традиционными стали: «Неделя инклюзии», кинофестиваль «Кино без барьеров», акции «Дети должны учиться вместе!», «День открытых дверей», «Неделя толерантности», «День достоинства». Если в первые годы мы проводили отдельные акции, то в последние 3 года, стараемся включаться в общегородские мероприятия, как их составляющая часть. Такими стали День знаний и День защиты детей.
Для детей с особыми образовательными потребностями учителя разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты на основе типового учебного плана для общеобразовательной школы и школьной образовательной программы «Школьный мир». Казалось бы 12 детей с официальной инвалидностью это не много, но это дети со сложной формой инвалидности и если бы не было нашей школы им пришлось бы учиться на дому. Впервые в городе Улан-Удэ именно в нашей школе обучается девочка – колясочница. Коллектив школы старается создать максимально удобные условия для учащихся: если в следствие ДЦП ребёнок непроизвольно сметает с парты учебные принадлежности мы покрываем парту нескользкой плёнкой, если ученик уезжает на лечение в другой город мы общаемся через Интернет.
Для создания положительного общественного мнения и позиционирования нашей школы как инклюзивной школы привлекаются телевизионные каналы «Тивиком», «Ариг Ус», «БГТРК», газеты «Информ Полис», «Бурятия», «Школьная». Создан сайт школы и школьная газета «4@галактика», в которых освещаются все школьные новости. Фото в презентации.
Дети с особыми образовательными потребностями принимают активное участие во всех школьных, районных и городских мероприятиях, конкурсах.
Необходимо отметить, что активное включение данной категории детей в школьную среду благоприятно воздействует на их физическое и психологическое здоровье, на всех участников образовательного процесса.
Несмотря на явные сдвиги и успехи в применении инклюзивных подходов в нашей школе, коллективу СОШ № 4 еще предстоит большая и кропотливая работа по дальнейшему созданию необходимых условий для адаптации, развития, обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Для свободного передвижения по школе необходимо оборудовать подъемник на 2 этаж, поручни на 1 этаже, туалетную кабинку на 1 этаже. Для доступности образовательных услуг специальные приспособления: компьютеры, ноутбуки, проекторы, переносной компьютерный класс, интерактивные комплексы, сопровождение тьютора. Необходимо продолжить повышение квалификации учителей через видеоконференции, интернет консультирование, стажировки, курсы.
