Просмотр содержимого документа
«Статья "Театр как средство воспитания"»
Театр как средство воспитания
О театре как средстве воспитания говорили многие великие люди. Театрализованная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения и воспитания, всестороннего развития детей. В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Очень важным для ребенка этого возраста является коллективный характер театрализованной деятельности. Участвуя в спектакле, ребёнок обменивается информацией и координацией функций, что способствует созданию общности детей, взаимодействию и сотрудничеству между ними. Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля дети учатся выделять, средства её достижения, планировать и координировать свои действия. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития. Велика роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребёнка. Исследования показывают, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи. В театральной деятельности ребёнок связывает художественное творчество и личные переживания. Мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр – благодатная почва для творчества. Всем желающим принять участие в этом действе найдется занятие по вкусу. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства, а это может дать театр. Занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение «рисовать» собственные образы, развивается интуиция, смекалка и изобретательность, вырабатывается способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и выступление перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных ценностей ребенка, раскрепощение и повышение личной самооценки. При чередование функций исполнитель-зритель, помогает ребенку демонстрировать собственную позицию, умения, знания и фантазию. В результате занятий в театральном объединении: - приобщение подрастающего поколения к духовному богатству своего народа, его культуре, что дает возможность воспитывать у детей уважение к традициям, укладу жизни, быту, обычаям наших предков, стремление сохранить то ценное, что живет в памяти народа; - оказание социально-педагогической поддержки в развитии умений по созданию своего образа, подчеркиванию своей индивидуальности, черпая его составляющие из природы, традиций, действительности, всего, что нас окружает, с чем мы взаимодействуем; - сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями; - дать возможность детям с ограниченными возможностями здоровья заниматься в театральном объединении. - детям дошкольного и младшего школьного возраста посетить кукольный театр, не выезжая за пределы ОУ, своего района ( в г.Рыльске нет ни одного кукольного театра).
Занимаясь в театральной студии, ребёнок получает новые знания о театре и смежных видах искусства, развивает свой интеллект, кругозор, происходит постепенный процесс становления его мировоззрения, его характера и вкуса.
3