Статья из опыта работы на тему:
«Тестовый контроль за знаниями учащихся».
Одним из наиболее распространенных и широко применяемых методов в педагогическом процессе является тестирование. Оно позволяет провести экспресс-контроль после изучения каждого раздела (темы) курса, а также проверить уровень подготовки каждого учащегося в конце года.
Тесты – система специальных заданий, организованных так, чтобы проверить, что именно и насколько прочно усвоил учащийся из программы.
Тесты отличаются полнотой охвата материала, так как работают со всеми понятиями и навыками без исключения.
Проведение тестовых работ предлагаются при обобщении материала темы или после обобщающего повторения по итогам полугодия, года. В нашей школе применение тестовых технологий вошло в систему, и стало обязательным проведение таких работ по итогам четверти, по каждому предмету.
В зависимости от этапа проведения различают тематическое и итоговое тестирование. На тематическое тестирование отводится 10-25 минут от урока, в зависимости от уровня класса. Тест по теме состоит из 6 заданий. На итоговый тест отводится весь урок, и состоит он из 12 заданий.
Тематические тесты могут быть использованы на уроках закрепления знаний по пройденной теме. Они позволяют определить степень усвоения изученного материала, а также дают возможность учителю откорректировать план работы по повторению и закреплению пройденного материала. Тестовые задания направлены на обобщение знаний, усвоенных учащимися в процессе изучения отдельных тем, установления связи между ними, на развитие умения применять знания при решении практических задач.
В своей практике, тестовые работы провожу в конце каждой четверти. А на уроках чтения провожу тестирование после ознакомления с произведениями, которые изучались на протяжении нескольких уроков. Это позволяет выявить уровень восприятия учащимися данных произведений.
Обычный тест содержит в себе 10 заданий, для слабых учеников составляю тесты с учетом их умственных способностей и возможностей, в соответствии с их индивидуальными программами.
Составленные мною тестовые задания содержат в себе обобщенный материал по темам программы русского языка и чтения, составлены в полном соответствии с программой и учебниками для коррекционных школ VIII вида.
Также в тестовую работу включаю много заданий практического характера типа: «Укажи слова с приставками», «Где верно указаны корни?», «Укажи, где правильно разобрано слово по составу», «Расшифруй слова» и т.д.. Прежде чем учащийся выберет правильный ответ, ему необходимо провести определенную работу.
Для поддержания интереса к тестовой работе, периодически меняю содержание и формулировку вопросов и заданий, включаю «вопросы на засыпку».
Так, например, в начале года тест содержал в себе 10 заданий, в каждом и которых было 3 варианта ответа, один из которых правильный. Во второй четвери, содержал в себе 2 варианта правильного ответа или найти неправильный ответ. В третьей четверти, состоял из 11-12 заданий, требующих самостоятельного поиска ответа, без предложенных вариантов. В основном такие задания включали в себя тесты по чтению.
Важным фактором является то, что применение разноуровневых тестов позволяет осуществлять коррекцию знаний обучающихся. По мере усвоения материала на уровне простых заданий можно и нужно повышать степень их сложности, не забывая о принципе доступности, и так постепенно, двигаясь от простого к сложному. Успех возможен лишь в том случае, если тестирование будет сочетаться с другими формами работы, особенно с индивидуальной. Как уже упоминалось выше, слабым ученикам по русскому языку предлагаю задания индивидуального характера, а по чтению даю возможность из всех предложенных заданий ответить на те, которые могут.
Для более успешного выполнения тестовых работ провожу подготовительную работу. Учащиеся получают задание на дом: повторить орфограммы, которые содержат в себе задания теста. Также в начале урока –5-10 минут провожу фронтальный опрос с целью актуализации знаний учащихся.
Таким образом, преимущество тестов в том, что они позволяют проверить элементарные знания учащихся, которые составляют необходимую базу обучения любой дисциплины.