МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«СЕРГИНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
«Вводно-фонетический курс английского языка, как общее представление о звуковой стороне английского языка, основных правилах чтения и произношения»
Терентюк Елена Анатольевна,
преподаватель английского языка
Iквалификационной категории
623070, г.п. Верхние Серги,
ул. Р.Люксембург, 13а
8(34398)2-54-84
I hear and I forget,
I see and I remember,
I do and I understand.
A Chinese saying
Овладение иностранным языком необходимо начинать с изучения фонетической системы данного языка. Фонетическая система русского и английского языков существенно отличаются, что создает определенные трудности при овладении английским произношением и навыками чтения.
Обучение основным правилам чтения и произношения – важное направление деятельности преподавателя английского языка. Формирование фонетических навыков у студентов имеет свои особенности: наличие в программе обучения английскому языку вводно-фонетического курса фонетики, который включает не только традиционные фонетические упражнения, но и игровые, информационные и коммуникационные технологии.
Методические рекомендации к разделу «Вводно-фонетический курс английского языка», разработаны в соответствии с рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности или профессии среднего профессионального образования.
Методические рекомендации содержат в себе основные фонетические упражнения, которые входят в учебный план дисциплины. Данные фонетические упражнения подобраны по определенному принципу, с целью охватить все правила чтения английских букв и буквосочетаний.
Методические рекомендации помогают студентам:
Ориентироваться в фонетике английского языка;
Выполнять фонетические упражнения;
Совершенствовать устную и письменную речь;
Пополнять словарный запас.
Правильно читать слова на английском языке;
Курс включает в себя фонетические упражнения разных уровней сложности, а также подборку стихов, диалогов, скороговорок, рифмовок, пословиц и поговорок на английском языке, направленных на то, чтобы обучить студентов правильно и бегло читать на английском языке. В рекомендации 13 разделов, в каждом разделе подобраны устные задания и упражнения.
Каждый, изучавший английский язык, наверняка помнит, как нелегко даются звуки чужой речи. Это неудивительно: нужно распознавать на слух и артикулировать новые звуки, большинство из которых существенно отличаются от звуков родного языка, усвоить иную интонацию, научиться правильно ставить ударение в слове. Некоторые затруднения вызывает изучение транскрипционных значков и их произношение.
Гласные звуки | Согласные звуки |
[ i: ] - долгий звук и (имя) [ ı ] - краткий звук и (игра) [ e ] - э в словах эти, экий [ æ ] - более открытый, чем э [ a: ] - долгий, глубокий а [ ɔ ] - краткий звук о (тот) [ ɔ: ] - долгий звук о [ u ] - краткий звук у [ u: ] - долгий звук у (ужас) [ ʌ ] - краткий гласный, приближающийся к русскому а в словах варить, бранить. Английский гласный почти всегда стоит под ударением. [ ə: ] - долгий гласный, напоминающий ё в слове Гёте [ ə ] - безударный гласный, слышится в не ударных слогах слов нужен, комнат [ eı ] - эй, как в слове шейка [ aı ] - ай [ ɔı ] - ой [ ıə ] - Иэ с ударением на и [ ou ] - Оу с ударением на о [ au ] - Ау с ударением на а [ uə ] - Уэ с ударением на у [ ɛə ] - Эа с ударением на Э | [ p ] - п [ b ] - б [ m ] - м [ w ] - звук в, произнесённый одними губами (Уильямс) [ f ] - ф [ v] - в [ ɵ ] - поместите кончик языка между зубами и произнесите букву с [ ð ] - поместите кончик языка между зубами и произнесите букву з [ s ] - с [ z ] - з [ t ] - т, произнесённое не у зубов, а у дёсен [ d ] - д [ n ] - н [ l ] - л [ r ] - соответствует звуку р в слове жребий [ ʒ ] - мягкий русский звук ж в слове вожжи [ ʃ ] - мягкий русский звук ш [ ʤ ] - звонкий ч [ ʧ ] - ч [ k ] - к [ g ] - г [ ŋ ] - звук н, произнесённый задней частью языка [ h ] - звук х, произнесённый на выдохе [ j ] - й |
Все эти трудности не уменьшаются, а, пожалуй, умножаются при переходе к овладению чтением. Большинство из 26 букв английского алфавита читаются по-разному в разных сочетаниях и позициях, чтобы передать 44 звука.
Название | Звуки |
Согласные(consonants) | 24 |
Гласные(vowels) | 20 |
Итого | 44 |
Для сравнения в русском языке 33 буквы, которые передают 46 звуков. В русском языке 21 согласная буква передает 36 звуков, 10 гласных букв передают 6 звуков, а две буквы – ъ и ь – не обозначают звуков).
Необходимо отметить, что в английском языке долгота звука имеет смыслоразличительное значение. Например, в слове lid [lid] – крышка, звук [i] краткий, а в слове lead [li:d] – вести, звук [i:] – долгий.
В английском алфавите действует тот же принцип: пишется одно, а читается другое. И кроме правил чтения, существует много исключений из правил. Например, буквосочетание [gh] в одних случаях не читается вообще: daughter, caught, broughtect. А в других случаях читается как звук [f]: tough, rough, enough. Транскрипция напрямую связана с правилами чтения. В английском языке не всё, что видится (буквосочетания), так и читается (как в русском и например).
Вводный курс является коррективным, поскольку студенты имеют различную подготовку по языку, который включает разнообразные задания для организации самостоятельной работы и контроля знаний.
Задачей вводно-фонетического курса является выработка навыков правильного произношения, устранение типичных ошибок. Для понимания и преодоления студентами характерных трудностей, английские звуки рассматриваются в сравнении и сопоставлении с русскими.
Чтобы успешно преодолевать трудности в изучении фонетики английского языка, необходимо, прежде всего, самим студентам понять основные правила чтения гласных и согласных букв и звуков. Приложить усилия для формирования сложных артикуляционных навыков и умений неродного языка. Важно помнить, что только сознательный подход к овладению иноязычным произношением дает реальный результат.
Преподавателям английского языка необходимо обучать студентов активно использовать интерактивные сайты сети Интернет для самоусовершенствования фонетических навыков.
Студентам техникумов можно порекомендовать сайт http://www.nativeenglish.ru/pronounce/organs материалы этого сайта помогают в тренировке артикуляции звуков и весьма полезны для понимания особенностей английского произношения, ударения и интонации.