Организация деятельности обучающихся на уроках физики
Субхангулов Р.И., МБОУ СОШ № 9 г.Бирска
Е-mail: subhangulov_ri@mail.ru
Основу концепции системно-деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие обучающегося происходит в процессе его собственной деятельности. Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно, только играя самому. Точно так же деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Элементы знания, которые изучаются в школьном курсе физики, принято делить на следующие основные группы: понятия о физических объектах, физических явлениях, физических величинах; физические законы; научные факты; физические теории; измерительные приборы и технические устройства. Каждый элемент знания является результатом определенной деятельности, которую принято называть деятельностью по созданию знания.
Каждому элементу знания могут быть адекватны три вида деятельности:
1) «создание» знания; 2) распознавание ситуаций, соответствующих знанию; 3) воспроизведение ситуаций, соответствующих знанию.
Системно-деятельностный подход при обучении физике как теоретико-методологическая стратегия определяет проектирование основных видов учебно-познавательной деятельности, которые выражаются в технологиях формирования структурных элементов знаний, обобщенных экспериментальных умений и обобщенных умений решать физические задачи.
Реализуя системно-деятельностный подход к обучению физике, при подготовке к уроку определяю его образовательные цели - новые знания и цели развития – адекватные знаниям действия.
Например, на уроке по теме «Скорость» обучающиеся должны усвоить понятие скорости как физической величины – образовательная цель.
Деятельность, адекватная созданию знания о физической величине: создание понятия о физической величине; определение значения физической величины в конкретной ситуации; воспроизведение ситуаций с заданным значением физической величины. Обобщенная структура урока имеет как минимум три этапа (это непременное требование технологии):
- Ориентировочно-мотивационный этап включает создание проблемной ситуации и введение в нее учащихся; осознание проблемы и ее вербальное выражение в виде учебной задачи.
- Исполнительно-операционный этап: решение учебной задачи через выделение необходимых знаний, навыков и умений, способа деятельности, итогом решения являются новое знание, способ деятельности; применение нового знания, способа деятельности к решению новых учебных задач на уровнях знакомых, измененных и новых условий.
- Рефлексивно-оценочный этап: подводятся итоги, делается итоговая самооценка учеником собственной деятельности на уроке, его продвижения в саморазвитии. В таблице 1 приведен пример реализации принципов деятельностного подхода при поэтапном формировании понятия «Скорость» у обучающихся 7 класса.
Таблица 1
Обобщенное содержание деятельности по созданию понятия о физической величине | Содержание деятельности по созданию понятия «Скорость» |
Ориентировочно-мотивационный этап |
Создание проблемной ситуации: обнаружение явления, для описания которого необходимо введение новой физической величины. | Обучающимся предлагается ответить на один вопрос: Кто движется быстрее? И предлагается три ситуации. 1) За 10с страус пробегает 220м, скворец за 10с пролетает 200м. 2) Пешеход 130м проходит за 100с, а конькобежец 130м пробегает за 10с. 3) Пуля АКМ за 2с пролетает 1430м, а Луна вокруг Земли за 5с – 5000м. |
Введение в проблемную ситуацию учащихся: нахождение новых ситуаций, требующих введения новой физической величины. | Приводят примеры из собственного опыта, иллюстрирующие ситуацию нахождения скорости. |
Осознание проблемы и ее вербальное выражение в виде учебной задачи. | Постановка общей познавательной задачи «Выяснить: что такое скорость?» |
Исполнительно-операционный этап |
Решение учебной задачи через выделение необходимых знаний, навыков и умений. | Составление плана по изучению скорости как физической величины: определение, формула, единицы измерения, способы измерения. |
Выделение способа деятельности для решения учебной задачи | Работа с учебником, обсуждение в классе, записи в тетрадях. |
Применение нового знания: определение значения физической величины в конкретной ситуации | Экспериментальное определение значения скорости, развиваемой шариком, двигающимся внутри мензурки с водой. |
Воспроизведение ситуаций с заданным значением физической величины | Воспроизведение ситуаций с заданным значением величины скорости: 10 м/с, 72 км/ч. |
Решение учебной задачи в новых условиях | Выяснение, какую скорость может развивать человек. Работа в группах (3 группы): определение скорости, развиваемой при возвращение из школы домой, при беге по лестнице с первого на третий этаж, во время прыжка в длину. |
Рефлексивно-оценочный этап |
Подведение итогов, самооценка | Представление полученных результатов, обсуждение сложностей возникших при решении учебной проблемы. |
Основная особенность системно-деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действий. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а, по сути.
Для того чтобы быть успешным современному человеку необходимо овладевать новыми технологиями и адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является системно-деятельностный подход в обучении, обозначенный в концепции модернизации Российского образования. В ней позиционируются следующие положения:
• школа, ориентированная исключительно на академические и
энциклопедические знания, с точки зрения запросов современного
общества,устарела;
• образование должно быть нацелено на формирование у обучающихся
умения применять полученные теоретические знания на практике.
При данном подходе к обучению основным элементом работы обучающихся будет решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно – исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др.. В этом случае фактические знания станут следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему.