Мараева Елизавета Юрьевна ,
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1
им. М. Горького», студент 2 курса
специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Руководитель: преподаватель, Андреева Е.А.
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.
Аннотация: В данной статье рассмотрены интегрированные уроки, как одно из средств формирования межпредметных связей. Особое внимание уделено интеграции уроков литературного чтения и окружающего мира, поскольку перед этими дисциплинами стоят общие образовательные и воспитательные задачи. Выделены примеры тем, на которых явно видна межпредметная связь между этими предметами. А также предложены задания для закрепления полученных знаний в области литературного чтения и окружающего мира.
Ключевые слова: интегрированные уроки, интеграция, межпредметные связи.
Межпредметные связи в школьном обучении играют важную роль и помогают детям освоить результаты, предъявляемые Федеральным государственным стандартом начального общего образования. С помощью межпредметных связей не только на качественном уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания, но также закладывается фундамент комплексного подхода и решения сложных проблем в действительности. Одним из средств формированиия межпредметных связей являются интегрированные уроки. С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний различных областей, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления. Проблема изучения и практического применения интеграции в процессе обучения младших школьников посвящены работы Т.И. Емельяненко, А.О. Изотова, О.А. Сопочкиной и других авторов.
Широкими возможностями обладает интеграция уроков литературного чтения и окружающего мира, поскольку перед этими дисциплинами стоят общие образовательные и воспитательные задачи. На этих уроках обучающиеся знакомятся с природой своего края, с сезонными изменениями в природе, узнают о жизни диких и домашних животных, насекомых. На уроках литературного чтения и окружающего мира есть и общая воспитательная цель:воспитать у младших школьников любовь и бережное отношение к природе, научить эстетически, воспринимать природу.По мнению Е.Р. Боровской, следует так планировать интегрированные уроки, чтобы сведения, получаемые из разных предметов, дополняли и углубляли друг друга [1]. Таким образом решаются задачи ознакомления детей с природой и воспитания у них гуманных чувств.
На наш взгляд, интеграция с окружающим миром на уроках литературного чтения может быть осуществлена при изучении научно-познавательной литературы (Л.Н. Толстой «Куда девается вода из моря», «Какая бывает роса на траве»), произведений о животных (И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек», В.П. Астафьев «Капалуха», В. Бианки «Мышонок Пик»), а также лирики из раздела «Поэтическая тетрадь», в которой описываются природные явления.Приведем примеры межпредметных заданий, которые можно использовать в 2 классе при изучении раздела «Люблю природу русскую. Осень» [2, с 69-71]. На уроке обучающиеся читают стихотворение К. Бальмонта «Поспевает брусника..». Учитель дает задание: найти и подчеркнуть признаки осени, описанные в этом стихотворении. Обучающиеся должны отметить следующие признаки: «поспевает брусника», «стали дни холоднее», «стаи птиц улетают», «все деревья блистают в разноцветном уборе». Далее обучающиеся работают со стихотворением А. Плещеева «Осень наступила». В нем отмечаются следующие признаки:«высохли цветы», «голые кусты», «вянет и желтеет травка на лугах», «солнце не блестит», «ветер воет», «дождик моросит», «птицы улетели». Следующим этапом обучающимся предлагается заполнить таблицу, разделяя найденные признаки на две группы: осенние явления неживой природы, осенние явления живой природы.
Осенние явления неживой природы | Осенние явления живой природы |
холодные туманы, уменьшение светового дня, ночные заморозки, иней, понижение дневной и ночной температур. | изменение окраски растений, листопад, отмирание однолетних растений, отлет перелетных птиц в теплые края на зиму, изменение окраски и густоты меха у животных |
Тема «Живая и неживая природа осенью» изучается во 2 классе курса «Окружающий мир» в разделе «В гости к осени» [5, с. 36-39]. Приведенные задания направлены на формирование межпредметных связей литературы и окружающего мира: обучающиеся знакомятся со стихотворениями поэтов, отрабатывают навык выразительного чтения и при этом достигают предметного результата, заложенного в программе курса «Окружающий мир»: различают объекты и явления неживой и живой природы, называют признаки осени [4].
Еще одно межпредметное задание можно включить на уроке литературного чтения при изучении стихотворения А. Фета «Ласточки пропали», которое следует за стихотворениями К. Бальмонта и А. Плещеева. В нем называются перелетные птицы: ласточки, грачи, журавли. После выразительного чтения стихотворения и проверки первичного восприятия можно предложить обучающимся поработать с текстом из учебника «Окружающий мир» под редакцией А.А. Плешакова [5, с. 38]:
Из жизни птиц
Много интересного можно было наблюдать в жизни птиц летом. Стремительно летали, рассекая воздух длинными крыльями, ласточки и стрижи. На лету они ловили насекомых: мух, комаров, мошек. Разгуливал важный грач. Он глотал всё, что подбирал съедобного: улитку, жука, гусеницу, разные плоды и семена. Цапля, стоя у воды, ловила лягушек, небольших рыбок, водных насекомых. А в воде плавала утка-кряква. Чтобы поесть, она опрокидывалась вниз головой и шарила по дну клювом — собирала мелкую водную живность и зелёные растения.
Но пришла осень. Всё меньше и меньше становится корма. Ведь насекомые исчезают, травянистые растения увядают. Поэтому в конце лета и осенью многие птицы улетают в тёплые края, где корма достаточно.
Но вот что удивительно. Многие птицы улетают задолго до того, как исчезнет для них корм. Они как бы заранее узнают о приближении голодного времени. Как же они это делают? Перелётные птицы замечают, что дни ближе к осени становятся короче. Это и служит для них сигналом: пора в дорогу!
Из этого текста обучающимся предлагается выписать названия перелетных птиц, которые не упоминались в стихотворении А. Фета. Обучающиеся дополняют ответ: cтрижи, цапля, утка-кряква.
Чтобы закрепить полученные знания, обучающимся предлагается установить соответствия между фотографиями птиц, о которых они только что узнали, и их названиями.
| | Утка – кряква |
| Стриж |
| Ласточка |
| Журавль |
| Грач |
| | Цапля |
Отельную часть занятия можно посвятить сравнению стихотворений и текста из учебника, чтобы сформировать представление о различии научно-познавательного и художественного текстов. Такой вид деятельности предусмотрен программой по «Литературному чтению»: во 2 классе обучающиеся должны находить различия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий [3].
Таким образом, межпредметные связи с окружающим миром на уроках литературного чтения можно формировать посредством заданий, направленных на работу с художественным текстом(нахождение признаков природных явлений и их классификация), а также заданий с привлечением научно-познавательных текстов.
Библиографический список
1. Боровская, Е. Р. Интегрированные уроки филологической направленности в начальной школе / Е. Р. Боровская // Начальное филологическое образование и подготовка учителя: вызовы ХХI века и методические решения: Материалы Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов, Москва, 03 марта 2022 года. – Москва: Московский городской педагогический университет, 2022. – С 320.
2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 2 класс. Учебник. - М: «Просвещение»,2018. – С 69 – 71.
3. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М. : Просвещение, 2014. — С 110. — ISBN 978-5-09-031513-5.
4. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков. — М. : Просвещение, 2014. — 205 с. — ISBN 978-5-09-031981-2.
5. Плешаков А.А, Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. - М: «Просвещение»,2011. – С 36 – 39 .